Дело № 2а-7678/2018
РЕШЕНИЕ КОПИЯ
Именем Российской Федерации
12 октября 2018 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Бобылевой Е.В.,
при секретаре Шишулиной Ю.А.,
с участием прокурора Зайцевой Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тонких И..А. к администрации г. Красноярска о признании недействующим нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Тонких И.А. предъявила в суд административный иск к администрации г. Красноярска о признании недействующим пп.7 п. 1 Постановления администрации г. Красноярска от 09.06.2018 № 387 в части указания в нем как подлежащей исключению строки 9. Заявленные требования мотивирует тем, что соответствующее постановление нарушает ее права и законные интересы как собственника объекта нестационарной торговли, а также не соответствует ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", статьям 39.33 и 39.36 Земельного кодекса РФ; п. 3.2.2 Приказа Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года"; пунктам 10 и 11 "Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края", установленного Приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 N 05-95, имеющим большую юридическую силу. Утверждение Схемы, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, к числу которых относится принадлежащий ей объект по адресу г. Красноярск, Октябрьский район, пр-т Свободный, 48 – ул. Телевизорная, 1, ост. «Торговый квартал», строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы. Направленное 23.07.2018 ответчику заявление о включении объекта в схему размещения временных сооружений ответом от 28.07.2018 №Т-4492-ек оставлено без удовлетворения.
В судебное заседание административный истец Тонких И.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, каких-либо ходатайств не заявила.
Представитель административного ответчика администрации г. Красноярска Попова Г.В заявленные требования не признала по изложенным в письменном отзыве основаниям, согласно которому оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям законодательства, порядок его принятия соблюден. Оспариваемый акт имеет обезличенный характер и не нарушает права истца, поскольку заключенный с ним договор на размещение временного сооружения был расторгнут ранее, при этом истец вправе обратиться за получением компенсационного места. В связи с изменением градостроительной ситуации земельный участок, на котором расположен спорный объект, передан МКУ «УДИБ» для размещения и обслуживания автомобильных дорог города.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение помощника прокурора г. Красноярска Зайцевой Д.В., считавшей требования необоснованными, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии со ст. 39.36 Земельного кодекса РФ, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
На основании ст. 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п. 4 "Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края" (утв. Приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 N 05-95) схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения.
Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования (пункт 6).
Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 9).
Внесение изменений в Схему относительно нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки и утверждения Схемы (пункт 10).
Как следует из материалов дела, Постановлением администрации г. Красноярска от 27.11.2012 № 595 утверждена "Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска", состоящая из 4995 строк, каждая из которых представляет собой место размещения нестационарного торгового объекта, с указанием его типа, адресного ориентира, площади и периода размещения.
В соответствии с Постановлением администрации г. Красноярска от 09.06.2018 №387 "О внесении изменений в Постановление администрации города от 27.11.2012 г. № 595" в приложение к Постановлению администрации города от 27.11.2012 г. № 595 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска", внесены изменения путем исключения из него перечня строк, в том числе оспариваемой истцом строки 9. Постановление администрации г. Красноярска от 09.06.2018 №387 опубликовано в газете «Городские новости» 20.06.2018.
С учетом вышеприведенных положений закона, суд приходит к выводу, что требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия администрации г. Красноярска на принятие оспариваемого постановления, его форма и вид, процедура принятия, правила введения в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу – соблюдены в полном объеме.
Оценивая доводы истца о несоответствии оспариваемого постановления администрации г. Красноярка перечню нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Как указывалось выше, согласно ст. 39.33 ЗК РФ, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 ст. 39.33 ЗК РФ, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Согласно ст. 39.36 ЗК РФ, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Принимая во внимание, что положения ст.ст. 39.33 и 39.36 Земельного кодекса РФ не содержат запрета на внесение изменений в ранее утвержденную схему размещения нестационарных торговых объектов, оспариваемое Постановление администрации г. Красноярска от 09.06.2018 №387 вышеназванным положениям Земельного кодекса РФ не противоречит.
В соответствии с п. 3.2.2 Приказа Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года", при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест. Требуется также упрощение и сокращение сроков процедуры размещения новых торговых объектов для удовлетворения потребностей как населения в услугах торговли, так и хозяйствующих субъектов, желающих открывать новый торговый бизнес либо расширять существующий.
Оспариваемое истцом Постановление администрации г. Красноярска от 09.06.2018 №387 "О внесении изменений в Постановление администрации города от 27.11.2012 г. № 595" положениям п. 3.2.2 Приказа Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733 не противоречит, поскольку вышеназванная Стратегия развития торговли в Российской Федерации предусматривает возможность освобождения места размещения нестационарного торгового объекта при градостроительной необходимости, о чем прямо указано в преамбуле Постановления администрации г. Красноярска от 09.06.2018 №387, согласно которой постановление принимается в целях оптимизации схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска.
Доводы административного истца об отсутствии объективной необходимости в изменении Схемы размещения нестационарных торговых объектов опровергаются установленной градостроительной необходимостью, обусловленной изданием Правительством Красноярского края Распоряжения от 01.09.2014 г. № 635-р «Об утверждении комплексной региональной программы "Благоустройство и инфраструктурное развитие города Красноярска в период подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года", согласно которой для создания общественных пространств с современной эстетикой необходимо до 2018 года организовать снос временных сооружений и рекламных конструкций, расположенных вдоль гостевых трасс, что портит внешний облик города Красноярска (пункт 2.3.5). Снос временных сооружений осуществляется Департаментом градостроительства администрации города Красноярска в период 2014 – 2018 годов (пункт 6.1).
На основании ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и п. 11 "Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края", установленного Приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 N 05-95, утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Согласно доводам Тонких И.А., к моменту внесения оспариваемых изменений в Схему, принадлежащий ей нестационарный торговый объект эксплуатировался, в связи с чем, административный ответчик не имел права пересматривать места размещения нестационарных торговых объектов, эксплуатация которых была начата до утверждения изменений в Схему.
Между тем указанные доводы противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Так, из материалов дела следует, что 22.07.2013 между департаментом градостроительства администрации г. Красноярска и Тонких И.А. заключен договор на размещение временного сооружения, в соответствии с которым истцу предоставлено право размещения киоска под номером 9 в Схеме размещения нестационарных торговых объектов по адресу г. Красноярск, Октябрьский район, пр-т Свободный, 48 – ул. Телевизорная, 1, ост. «Торговый квартал» (из города). Дополнительными соглашениями от 25.11.2015 и 10.02.2017 срок действия договора продлевался до 01.01.2017 и 01.01.2020, кроме того соглашением от 25.11.2015 предусмотрено досрочное расторжение договора в случае наличия у другого лица в отношении земельного участка, на котором расположен объект, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования либо иных прав на земельный участок.
Распоряжением администрации города Красноярска от 11.01.2017 №38-недв земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:1469 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МКУ г. Красноярска «Управление инфраструктуры и благоустройства» в целях эксплуатации сооружения дорожного хозяйства.
Уведомлением административного ответчика от 17.11.2017 истцу сообщено о досрочном расторжении договора с 20.02.2018 в связи с передачей земельного участка в бессрочное пользование МКУ «УДИБ» и возможности обращения за представлением компенсационного места. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 сентября 2018 года в признании незаконными действий по одностороннему расторжению договора и передаче земельного участка в постоянное бессрочное пользование МКУ «УДИБ» отказано, указанные действия признаны законными и обоснованными, в том числе соответствующими положениям Земельного кодекса РФ.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого Постановления администрации г. Красноярска от 09.06.2018 №387, договорные отношения между административным истцом и административным ответчиком были прекращены, соответственно законных оснований для размещения объекта торговли у административного истца не имелось.
При указанных обстоятельствах суд считает обоснованными доводы административного ответчика о том, что оспариваемым правовым актом права истца не нарушаются, поскольку схема размещения нестационарных торговых объектов является обезличенным правовым актом, в связи с чем, права у определенного лица в отношении места размещения объекта под определенным номером возникают только при наличии действующего договора на размещение временного сооружения.
Учитывая установленные в ходе рассмотрении дела обстоятельства, исключение спорной строки - места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы их размещения не может расцениваться как нарушение прав заявителя на предпринимательскую деятельность, поскольку с учетом прекращения наличия законных оснований для размещения временных сооружений на спорном месте, в данном случае положения ч. 6 ст. 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не применимы.
Принимая во внимание вышеуказанное, положения Постановления администрации г. Красноярска от 09.06.2018 №387 "О внесении изменений в Постановление администрации города от 27.11.2012 г. № 595", не противоречат требованиям ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и п. 11 "Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края", установленного Приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 N 05-95.
Также суд считает ошибочным вывод административного истца о том, что внесение изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов нарушает положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку из сложившихся правоотношений между сторонами очевидно, что решение о внесении изменений в Схему принималось не в целях ограничения конкуренции, а с учетом необходимости благоустройства и инфраструктурного развития города Красноярска в период подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года, что не может оцениваться как ограничение конкуренции.
На основании изложенного, суд не находит каких-либо правовых оснований для признания Постановления администрации г. Красноярска от 09.06.2018 №387 "О внесении изменений в Постановление администрации города от 27.11.2012 г. № 595" недействительным в оспариваемой истцами части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Тонких И..А. к администрации города Красноярска о признании недействующим п.п. 7 п.1 Постановления администрации г. Красноярска от 9 июня 2018 года №387 «О внесении изменения в Постановление администрации г. Красноярска от 27.11.2012 года №595» в части указания в нем строки 9 – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий Бобылева Е.В.
Мотивированная часть решения изготовлена 19.112018
Подписано судьей Копия верна.