РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2016 г. г. Черняховск
Черняховский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Ткачевой С.В.,
при секретаре Григорьевой Е.И.,
с участием прокурора Абрамовой О.В.,
представителей административного истца по доверенности ФИО1, ФИО2,
представителя административного ответчика – председателя Черняховской территориальной избирательной комиссии ФИО3,
заинтересованного лица ФИО4,
представителя заинтересованного лица - партии «Справедливая Россия» ФИО8 по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО9, поданного в его интересах представителем по доверенности ФИО1 о признании незаконным и отмене решения Черняховской территориальной избирательной комиссии Калининградской области о регистрации кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» по одномандатному избирательному округу №9 ФИО4,
УСТАНОВИЛ:
Решением Черняховской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении повторных выборов депутата окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» по одномандатному избирательному округу №» на 18 сентября 2016 года назначены повторные выборы в окружной Совет депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» по одномандатному избирательному округу №.
Решением Черняховской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО4 зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» по одномандатному избирательному округу №.
ФИО9, зарегистрированный решением указанной избирательной комиссии ДД.ММ.ГГГГ№ кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» по тому же избирательному округу, обратился в суд посредством своего представителя по доверенности ФИО1 с административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ посредством направления указанного административного искового заявления по электронной почте на адрес Черняховского городского суда; ДД.ММ.ГГГГ, представитель административного истца по доверенности ФИО1 представил в Черняховский городской суд указанное выше административное исковое заявление, в котором просит отменить решение Черняховской территориальной избирательной комиссии Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ о регистрации ФИО4 в качестве кандидата в депутаты по тому же избирательному округу, ссылаясь на то, что в нарушение пп. «а» п.2.2 статьи 33 Федерального закона № 67 – ФЗ и пункта 1 Постановления ЦИК Российской Федерации от 04 июня 2014г. № 233/1478-6 «Об определении страниц паспорта гражданина Российской Федерации, копии которых представляются в избирательные комиссии при выдвижении (самовыдвижении) кандидатов, списка кандидатов» ФИО4 излишне представил в избирательную комиссию страницы паспорта гражданина Российской Федерации с 1 по 21 (всего на одиннадцати листах).
Данное обстоятельство, по мнению представителя административного истца, свидетельствует о наличии оснований к отказу в регистрации кандидата ФИО4, предусмотренных пп. «в» п. 24 статьи 38 Федерального закона № 67 – ФЗ и о нарушении принципа равенства кандидатов.
Административный истец ФИО9, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, что в соответствии со ст.243 ч.3 КАС Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению поданного им административного иска.
Представители административного истца ФИО9 по доверенностям ФИО1, ФИО2, в ходе судебного разбирательства дополнили основания административного иска, ссылаясь также на то, что в представленном в ТИК заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты ФИО4 в адресе места жительства вместо указания «Черняховский городской округ» указал «Черняховский район». Полагают, что неверным указанием адреса, кандидатом была нарушена форма заявления, предусмотренная в Федеральном законе, поскольку не предоставлены предусмотренные законом сведения. Кроме того, в решении Совета местного отделения политической партии Справедливая Россия от ДД.ММ.ГГГГ не указано, что был назначен председатель счётной комиссии. Не указано итоги какого тайного голосования докладывал председатель счётной комиссии. Протокол № счётной комиссии, на который делается ссылка в решении, не приложен. Считают, что данные обстоятельства свидетельствуют о неполноте документа, а также о нарушении процедуры выдвижения, что на основании п. «в» пп.24 ст. 38 Федерального закона № 67- ФЗ является основанием для отказа в регистрации кандидату.
Более того, представитель административного истца ФИО2 указывает, что последним днём приёма документов для регистрации кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» являлось ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 представил в Черняховскую ТИК справку с места работы № от ДД.ММ.ГГГГ. Извещением Черняховской ТИК от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 был уведомлен о выявленных недостатках в документах представленных в окружную избирательную комиссию. В частности, указывалось, что в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты сведения об основном месте работы не совпадают со сведениями, указанными в справке с места работы. В извещении предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные недостатки; ДД.ММ.ГГГГ кандидат ФИО4 предоставил в избирательную комиссии письмо, в пункте 3 которого указал, что им внесены соответствующие изменения в справку с места работы – указано полное наименование юридического лица – ООО «<данные изъяты>». К письму приложена справка № от ДД.ММ.ГГГГ. Вследствие чего полагает, что поскольку указанные справки имеют разные номера и даты издания, то они являются разными документами, содержащие также и различные сведения об организациях, а поскольку справка с места работы № от 09.08.2016, представлена в Черняховскую ТИК ДД.ММ.ГГГГ, то этот документ представлен за пределами установленного срока для подачи документов для уведомления и регистрации кандидатов, что является основанием для отказа в регистрации на основании пп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67 – ФЗ.
В судебном заседании представители административного истца ФИО9 –ФИО1 и ФИО2 заявленные требования поддержали и дополнительно пояснили, что указанные нарушения свидетельствуют о наличии оснований к отказу в регистрации ФИО4 кандидатом в депутаты.
Представитель административного ответчика председатель Черняховской территориальной избирательной комиссии ФИО3 просила в удовлетворении административного иска ФИО9 отказать, указав при этом, что оспариваемое решение Черняховской ТИК от ДД.ММ.ГГГГ№ является законным и обоснованным, принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, не нарушает предоставленное кандидату ФИО9 право быть избранным в законодательный орган местного самоуправления, не ставит под сомнение принцип равенства кандидатов.
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать, также поддержал доводы своих письменных возражений, из содержания которых следует, что подача копий всех страниц его паспорта в избирательную комиссию не может являться нарушением избирательного законодательства, поскольку Федеральный закон № 67 – ФЗ не содержит запрета на подачу кандидатами дополнительной информации о себе, в том числе и содержащуюся в страницах паспорта гражданина Российской Федерации. Относительно дополнительно заявленных требований, полагает, что он устранил недостатки, выявленные в документах рабочей группы ТИК, представил все необходимые документы вовремя, в заявлении о согласии баллотироваться адрес места жительства указал согласно данным паспорта, документы о выдвижении его в качестве кандидата от партии, соответствуют требованиям закона.
Представитель избирательного объединения «Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия» по доверенности ФИО8 возражал против удовлетворения иска, поддержал свои доводы, изложенные в письменных возражениях, из содержания которых следует, что подача в избирательную комиссию кандидатом всех страниц паспорта гражданина Российской Федерации не может являться нарушением избирательного законодательства, считает требования истца необоснованными, не основанными на законе. Относительно представления справки с места работы ФИО4, датированной ДД.ММ.ГГГГ указал, что законодатель не регламентирует порядок и форму замены ранее представленного документа. Более того, считает, что ФИО4, представив новую справку с места работы, исполнил тем самым указания ТИК, данная справка не является документом, который ранее не был представлен. Относительно указания места жительства ФИО4 как Черняховский район, указал, что ФИО4 в заявлении о согласии баллотироваться указал своё место жительство в строгом соответствии с требованием п.5 ст. 2 Федерального закона 67- ФЗ и выполнил условия действующего законодательства. Что касается указания представителя административного истца на то, что имеются нарушения в решении Совета местного отделения Политической партии Справедливая Россия в Черняховском муниципальном районе о выдвижении ФИО4 кандидатом в депутаты в окружной Совет депутатов МО «Черняховский городской округ», то также полагает, что требования действующего законодательства при выдвижении кандидата нарушены не были. Все необходимые сведения имеются в решении местного отделения партии, а также в протоколе заседания Совета местного отделения. Протоколы счётной комиссии не прикладываются к решениям о выдвижении кандидатов ввиду того, что их наличие действующим законодательством не требуется. Считает поведение истца недопустимым и направленным на злоупотребление правом с его стороны.
Представитель окружного Совета депутатов МО «Черняховский городской округ» - ФИО5, в судебном заседании участия не принимала, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Выслушав объяснения представителей административного истца и избирательной комиссии, а также заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявленных требований, заинтересованного лица ФИО4, представителя заинтересованного лица «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия» ФИО8 исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ) настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
На основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных, в частности, пунктом 24 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (п.п. «в»); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (п.п. «в.1»); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (п.п. «в.2»).
Аналогичные положения содержит Закон Калининградской области от 18.03.2008г. № 231 «О муниципальных выборах в Калининградской области» (ст.ст.24, 76, 79).
Согласно п.2 и п.3 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
Избирательная комиссия обязана выявлять неполноту сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов, и в случае таких выявлений извещать об этом кандидата не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
В силу ч.2 ст.62 КАС Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения возложена на избирательную комиссию.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в Черняховскую территориальную избирательную комиссию с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» по одномандатному избирательному округу № на повторных выборах, назначенных на 18 сентября 2016 года, как кандидат, выдвинутый избирательным объединением – «Местное отделение Политической партии Справедливая Россия в Черняховском муниципальном районе Калининградской области», представив необходимый объём документов.
В заявлении, помимо иных необходимых сведений, имеется указание на адрес места жительства – <адрес>.
Понятие адреса места жительства содержится в пункте 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ, по смыслу которого при указании кандидатом адреса места жительства требуется приводить сведения о наименовании субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Закрепленный в указанной норме общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер. Содержащееся в нем законоположение не означает, что избирательные комиссии, на которые данным Федеральным законом возложена обязанность по обеспечению и защите избирательных прав граждан (пункт 3 статьи 20), должны во всех без исключения случаях требовать указания всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 октября 2010 года N 1426-О-О, от 22 ноября 2012 года N 2212-О и от 3 июля 2014 года N 1483-О, от 23 октября 2014г. № 2321-О).
Таким образом, для целей настоящего Федерального закона адресом места жительства признается адрес, по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства.
Как видно из копии паспорта ФИО4 данные о месте регистрации по месту жительства, указанные в паспорте, в точности соответствуют данным, указанным им в заявлении о согласии баллотироваться.
На основании п.1 ч.1 ст. 7 Закона Калининградской области от 10.06.2010 № 463 (ред. от 03.07.2015) «Об административно – территориальном устройстве Калининградской области» в состав объектов административно – территориального деления Калининградской области входит Черняховский административный район.
При таких обстоятельствах ссылка представителя административного истца на то, что поскольку решением районного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГг. № был принят новый устав «Черняховский городской округ», то кандидат ФИО4 должен был указать в адресе места жительства «Черняховский городской округ» вместо Черняховский район, признаётся судом несостоятельной, при том что кандидат ФИО9 также указал в заявлении о согласии баллотироваться местом жительства г. Калининград, в то время как на основании Закона Калининградской области от 15.05.2004 № 397 (ред. от 01.09.2009) город Калининград является муниципальным образованием городского округа «Город Калининград»; решением Городского Совета депутатов Калининграда от 12.07.2007г. № 257 принят Устав городского округа «Город Калининград».
В силу п.п. «а» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ вместе с заявлением, определенным пунктом 2 настоящей статьи, представляются копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом.
Из материалов дела следует, что ФИО4 представлены в избирательную комиссию копии всех страниц паспорта гражданина Российской Федерации (л.д. 28-38).
Согласно пункту 1 постановления ЦИК Российской Федерации от 4 июня 2014 года № 233/1478-6 «Об определении страниц паспорта гражданина Российской Федерации, копии которых представляются в избирательные комиссии при выдвижении (самовыдвижении) кандидатов, списка кандидатов», к представляемому в избирательные комиссии заявлению выдвинутого лица о согласии баллотироваться прилагаются копии второй, третьей, пятой, восемнадцатой, девятнадцатой страниц паспорта.
В соответствии с пунктом 2 этого же постановления при проведении выборов, на которых предусмотрена необходимость представления в избирательную комиссию сведений о размере и об источниках доходов, расходах, имуществе супруги (супруга), несовершеннолетних детей кандидата, к заявлению выдвинутого лица о согласии баллотироваться, дополнительно к указанным в пункте 1 настоящего постановления копиям страниц паспорта, прилагаются копии:
четырнадцатой и пятнадцатой страниц паспорта, на которых предусмотрено проставление отметок о регистрации и расторжении брака (в случае наличия в паспорте таких отметок);
шестнадцатой и семнадцатой страниц паспорта, на которых предусмотрено указание сведений о детях владельца паспорта (в случае наличия в паспорте таких сведений).
Представление копии паспорта гражданина Российской Федерации ФИО4 в полном объёме не было обязательным для кандидата.
Однако, представление копий страниц паспорта, не предусмотренных указанным постановлением, вопреки доводам представителей административного истца, не влечет отмену оспариваемого решения о регистрации кандидата, поскольку ФИО4 представил необходимые копии страниц паспорта, а представление ФИО4 копии паспорта в полном объеме не нарушает принципа равенства кандидатов.
Что касается довода представителя истца о нарушении процедуры выдвижения кандидата ФИО4 партией Справедливая Россия, поскольку председателя счётной комиссии в решении от ДД.ММ.ГГГГ не назначали, не указано, итоги какого тайного голосования докладывал председатель счётной комиссии, протокол № счётной комиссии к решению не приложен, вследствие чего полагающего, что кандидат ФИО4 не подал всех необходимых документов для своего выдвижения и регистрации, что, по его мнению, является основанием для отказа в регистрации кандидата по п. «в» пп.24 ст. 38 Федерального закона № 67- ФЗ, то суд их считает несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно пп. «б» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата.
Законом Калининградской области от 18.03.2008 года № 231 «О муниципальных выборах в Калининградской области» предусмотрено право избирательного объединения выдвигать кандидатов, списки кандидатов.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 76 Закона Калининградской области от 18.03.2008 года № 231 при выдвижении кандидата избирательным объединением в соответствующую избирательную комиссию также представляется решение съезда политической партии, конференции (общего собрания) ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии, съезда (конференции, общего собрания) иного общественного объединения или его структурного подразделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу.
В документе, представляемом избирательным объединением должны быть указаны:
- число зарегистрированных делегатов съезда (конференции, общего собрания);
- число делегатов, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения;
- решение о выдвижении кандидата и итоги голосования по этому вопросу, с указанием следующих сведений о кандидате: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, улица, номера дома, корпуса и квартиры, для общежития - номер комнаты), основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) кандидата (если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа), сведения о судимости кандидата, а также по желанию кандидата - его принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, ином общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения;
- дата принятия решения.
Из показаний представителя административного ответчика, данных в судебном заседании, следует, что уведомление избирательного объединения о выдвижении ФИО4 кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» по одномандатному избирательному округу № поступило в Черняховскую ТИК своевременно.
Как следует из представленных в судебное заседание документов кандидата, в Черняховскую ТИК ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 для выдвижения были представлены следующие документы от избирательного объединения: Решение Совета местного отделения политической партии Справедливая Россия в Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ «О выдвижении тайным голосованием кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» по одномандатному избирательному округу № на повторных выборах, назначенных на 18 сентября 2016 года», копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, копия свидетельства о государственной регистрации регионального отделения политической партии, копия решения № от ДД.ММ.ГГГГ об образовании местных отделений ПРР в Калининградской области, копии решений о переименовании региональных отделений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, Решение Совета регионального отделения от ДД.ММ.ГГГГ№ «О согласовании кандидатуры для выдвижения кандидатом в депутаты …», Решение Совета местного отделения политической партии Справедливая Россия в Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ «О кратком наименовании избирательного объединения…», Решение Совета местного отделения политической партии Справедливая Россия в Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об использовании печати регионального отделения…».
Также, во исполнение п. 1 ст. 35 Федерального закона № 67- ФЗ, пп. 3 п. 1 ст. 76 Закона Калининградской области от 18.03.2008 года № 231, с учетом примерной формы приведенной в приложении № 2 к Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии №235/1486-6 от 11.06.2014 года кандидат ФИО4 представил в избирательную комиссию в числе прочих документов Решение Совета местного отделения политической партии Справедливая Россия в Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из протокола заседания Совета местного отделения политической партии Справедливая Россия от ДД.ММ.ГГГГ, представленного по запросу суда, повестка заседания состояла из пяти вопросов: 1. Об избрании счётной комиссии заседания Совета местного отделения. 2. О выдвижении тайным голосованием кандидата в депутаты в окружной Совет депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» по одномандатному избирательному округу № на повторных выборах, назначенных на 18 сентября 2016 года. 3. О кратком наименовании избирательного объединения …4. Об эмблеме избирательного объединения…5. Об использовании печати регионального отделения….
По первому вопросу повестки дня была избрана счётная комиссия заседания Совета местного отделения в количестве 3 чел.; председателем счётной комиссии избрана ФИО6; из протокола также следует, что кандидатура ФИО4 внесена в бюллетень для тайного голосования; из доклада председателя счётной комиссии следует, что по итогам тайного голосования, отражённых в протоколе № счётной комиссии, за кандидатуру ФИО4 проголосовало 3 чел.; решено утвердить протокол счётной комиссии.
В протоколе № счётной комиссии заседания Совета местного отделения партии от ДД.ММ.ГГГГ отражены итоги тайного голосования, довод представителя административного истца, что тайное голосование не оформлено решением, представленным кандидатом в избирательную комиссию, не влечёт недействительность указанного решения, поскольку итоги тайного голосования оформлены протоколом № счётной комиссии заседания местного отделения партии, приложение которого к решению законодательством не предусмотрено.
Оценивая представленные доказательства, суд также обращает внимание на то обстоятельство, что административный истец, представил в Черняховскую ТИК протокол № Пленума Комитета Калининградского регионального отделения политической партии «Патриоты России» от ДД.ММ.ГГГГ, из которого не следует, что в Черняховском районе (городе Черняховске) создано местное отделение политической партии «Патриоты России», которое, согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ выдвинуло кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» по одномандатному избирательному округу № на повторных выборах депутата окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» по одномандатному избирательному округу №, назначенных на 18 сентября 2016г. ФИО9 - административного истца.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что кандидат ФИО4 представил в избирательную комиссию весь необходимый пакет документов, из содержания которых следует вывод о принятии избирательным объединением решения о выдвижении кандидата в соответствии с требованиями статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» управомоченным органом в правомочном составе.
Оценивая доводы представителя административного истца о том, что в нарушение подп. «б» п.2.2 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ ФИО4 предоставил справку с места работы, за пределами установленного срока, что является нарушением, свидетельствующим о наличии оснований к отказу в регистрации его кандидатом в депутаты, по основаниям, предусмотренным пп. «в» п.24 ст. 38 Федерального закона № 67- ФЗ, суд исходит из следующего.
Согласно подп. «б» п.2.2 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
В соответствии с п.2 ст.24 Закона Калининградской области от 18.03.2008 года №231 «О муниципальных выборах в Калининградской области «документами, подтверждающими место работы, должность либо род занятий кандидата, являются: трудовая книжка, справка с места работы,.........либо иные установленные действующим законодательством документы.
Как следует из материалов дела, ФИО4 в избирательную комиссию ДД.ММ.ГГГГ представлена справка с места работы от ДД.ММ.ГГГГ№ из которой следует, что работодателем ООО «<данные изъяты>» выдана справка ФИО4 о том, что он работает в ООО «<данные изъяты>» в должности заместителя директора ДД.ММ.ГГГГ (приказ №) и по настоящее время; справка подписана директором ООО «<данные изъяты>» ФИО7 (л.д.№).
Поскольку рабочей группой Черняховской ТИК были выявлены недостатки в поданных кандидатом документах, в частности несовпадения в сведениях об основном месте работы со сведениями, указанными в справке с места работы, кандидату было направлено извещение и соответствующее решение о выявленных недостатках от ДД.ММ.ГГГГ в которых содержалось предложение устранить выявленные недостатки до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Во исполнение решения Черняховской ТИК кандидат ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ представил в Черняховскую ТИК заявление, из которого следует об исправлении кандидатом выявленных рабочей группой недостатков. В частности в п.3 заявления указано, что им внесены соответствующие изменения в справку с места работы – указано полное наименование юридического лица, в котором он работает ООО «<данные изъяты>». Подготовлен исправленный документ, содержащий сведения о его месте работы. Вследствие чего просит заменить справку с места работы на приложенную к письму (заявлению).
Из представленной кандидатом справки исх. № от 09.08.2016г. следует, что ФИО4 работает в ООО «<данные изъяты>».
Действительно в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствии с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Анализ положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ во взаимосвязи с пунктами 2, 3 статьи 33 указанного Закона, подпунктов «в.1», «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ однозначно свидетельствует, что обязанность избирательной комиссии по уведомлению кандидата и избирательного объединения и принятию от них документальных уточнений и дополнений, а также и право кандидата и избирательного объединения по представлению документальных уточнений и дополнений распространяется на случаи выявления неполноты сведений о кандидате в уже представленных в установленный срок документах или несоблюдения требований закона к оформлению таких документов.
Согласно пункту 4.12 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 235/1486-6, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, списка кандидатов, является согласно подпункту «в» пункта 24, подпункту «б» пункта 25, подпункту «ж» пункта 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, а отсутствие документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации конкретного кандидата, включенного в список кандидатов, - для исключения этого кандидата из списка кандидатов.
Кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ.
Анализ названных правовых норм свидетельствует об отсутствии в законодательстве Российской Федерации положений, дающих участникам избирательного процесса право дополнительно предоставлять любые непредставленные своевременно документы, требующиеся для уведомления о выдвижении кандидата.
Таким образом, поскольку требуемый для уведомления о выдвижении кандидата документ был представлен ФИО4 в Черняховскую ТИК, после выявления недостатков документа, ФИО10 ТИК уведомила об этом кандидата, которому было предложено исправить выявленные недостатки в срок до 10.08.2016, кандидат во исполнение указанного решения представил справку с места работы, которая, по – сути не является новым документом, не представленным ранее, поскольку из её содержания усматривается лишь правильное наименование работодателя, в своём заявлении ФИО4 указал об устранении недостатков, то суд приходит к выводу, что данное обстоятельство не является несоблюдением требований, предусмотренных положениями п.1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необоснованности утверждений представителей административного истца о наличии оснований к отказу в регистрации кандидата ФИО4, предусмотренных п.п. «в», «в.1», «в2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Других оснований к отмене решения Черняховской территориальной избирательной комиссии Калининградской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» по одномандатному избирательному округу №» ФИО4 не усматривается.
Согласно ст. 244 ч.2 КАС Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав, если установит, что оспариваемое решение является законным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 178-180, 244 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО11 поданного его представителем по доверенности ФИО1 о признании незаконным и отмене решения Черняховской территориальной избирательной комиссии Калининградской области № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» по одномандатному избирательному округу № ФИО4, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда через Черняховский городской суд в течение пяти суток со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ткачева С.В.
Мотивированное решение суда изготовлено 31 августа 2016 года.
Судья Ткачева С.В.