Дело № 2а-767/2022
УИД - 13RS0024-01-2022-001809-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Саранск 29 сентября 2022 г.
Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
в составе судьи Кузьминой О.А.,
при секретаре Коробовой Е.М.,
с участием в деле:
административного истца прокурора Пролетарского района г.Саранска, его представителя – старшего помощника прокурора Пролетарского района г. Саранска Терентьевой Татьяны Петровны,
административного ответчика муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38» в лице директора Лазарева Сергея Ивановича, действующего на основании Устава,
административного ответчика Администрации городского округа Саранск, его представителя Елисеевой Юлии Николаевны, действующей по доверенности от 9 февраля 2022г. №37-Д,
заинтересованных лиц:
Отдела вневедомственной охраны по городскому округу Саранск – филиала федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Мордовия», его представителя Балакшина Сергея Сергеевича, действующего на основании доверенности от 29 апреля 2022 г.,
Департамента по социальной политике Администрации городского округа Саранск,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Пролетарского района г.Саранска Республики Мордовия в защиту неопределенного круга лиц, к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38», Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности,
установил:
Прокурор Пролетарского района г. Саранска, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38» (далее – МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №38»), Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности.
В обосновании требований указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Пролетарского района г.Саранска с 18 мая 2022 г. по 20 мая 2022 г. с привлечением сотрудника вневедомственной охраны по го Саранск – филиала федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Мордовия», выявлены нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности образовательных организаций, их антитеррористической защищенности. В частности установлено, что в МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №38», имеющим первую категорию опасности, не созданы условия, гарантирующие безопасность участников образовательного процесса, так как требования, предъявленные к объектам указанной категории, образовательной организацией не соблюдаются.
Так, в нарушение статьи 28, части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», подпункта «д» пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 (далее - Требования), в здании школы не оборудована система оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся в МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №38», о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Вопреки требованиям подпункта «в» пункта 25 Требований на первом этаже здания МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 38» не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
В нарушение подпунктов «а», «б» пункта 27 Требований МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 38» не оборудовано контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории), въезд на территорию учреждения не оснащен средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.
Вопреки требованиям подпункта 30 Требований в МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 38» система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения непрерывное видеонаблюдение всех уязвимых мест и критических элементов объекта не обеспечивает (отсутствует достаточное количество камер видеонаблюдения).
Несоблюдение положений вышеназванного законодательства нарушает права несовершеннолетних на обеспечение их безопасности при пребывании в образовательном учреждении, что является нарушением требований пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Прокурором района 28 мая 2021 г. главе Администрации городского округа Саранск вынесено представление об устранении допущенных, в том числе и МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №38», нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности образовательных организаций, их антитеррористической защищенности, которые не устранены.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Саранск Республики Мордовия от 23 декабря 2005 г. № 177, к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования относится создание муниципальных предприятий и учреждений.
Согласно пункту 6.2 Устава учреждения, к компетенции учредителя относятся, в том числе, финансовое обеспечение учреждения, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.
Дальнейшее неисполнение требований законодательства в сфере обеспечения безопасности образовательной организации, ее антитеррористической защищенности может привести к негативным последствиям, ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, посещающих указанную образовательную организацию, а также ее работников и иных лиц, поскольку не обеспечена безопасность от потенциальных террористических посягательств.
На основании изложенного, с учетом заявления об уточнении требований от 10 августа 2022 г. истец просит:
обязать МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 38» в течение трех месяцев с момента получения целевого финансирования оснастить здание школы системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; на первом этаже здания школы оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать контрольно-пропускной пункт при входе (въезде) на прилегающую территорию школы; оснастить въезд на территорию школы средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами; установить систему видеонаблюдения, позволяющую осуществлять контроль за состоянием безопасности на объекте, обеспечивающую возможность осмотра здания и прилегающей территории по периметру, уязвимых мест и критических элементов;
обязать Администрацию городского округа Саранск профинансировать проведение указанных мероприятий в целях устранения нарушений закона в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Пролетарского района г. Саранска Терентьева Т.П. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить их в полном объеме с учетом уточнений.
В судебном заседании представитель административного ответчика МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 38» Лазарев С.И. исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в возражениях.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации городского округа Елисеева Ю.Н. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на иск, просила отказать в удовлетворении иска.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица - Отдела вневедомственной охраны по го Саранск – филиала федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Мордовия» Балакшин С.С. не возражал относительно удовлетворения требований, считая их обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица - Департамента по социальной политике Администрации городского округа Саранск не явился по неизвестной причине, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью первой статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу положений статей 2,20, 38,41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
Согласно статье 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федерального закона №35-ФЗ) одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона №35-ФЗ одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федерального закона №273-ФЗ) образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 38» является образовательным учреждением и в целях осуществления образовательной деятельности эксплуатирует здание по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул.Миронова, д.8.
Указанному объекту присвоена первая категория опасности, что подтверждается копией паспорта безопасности от 22 июня 2022 г.
Прокуратурой Пролетарского района г. Саранска 20 мая 2022 г. в отношении МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 38» проведена проверка с привлечением сотрудника вневедомственной охраны по городскому округу Саранск – филиала Федерального государственного казённого учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Мордовия».
В результате проверки установлено, что МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 38», относящимся к первой категории опасности, не созданы условия, гарантирующие безопасность участников образовательного процесса, а именно:
в здании школы не оборудована система оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся в образовательном учреждении, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
на первом этаже не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
образовательное учреждение не оборудовано контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории);
въезд на территорию учреждения не оснащен средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами;
не обеспечено непрерывное видеонаблюдение всех уязвимых мест и критических элементов объекта (территории).
На основании статьи 5 Федерального закона №35-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» утверждены Правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий), которые устанавливают порядок разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) (далее - требования) и паспорта безопасности объектов (территорий) (далее - паспорт безопасности).
В требованиях должны содержаться меры, направленные: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию); б) на выявление потенциальных нарушителей установленного на объекте (территории) режима и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории); г) на минимизацию возможных последствий и ликвидацию угрозы террористического акта на объекте (территории); д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
В требованиях могут содержаться дополнительные меры, которые необходимы для обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) (организационные, инженерно-технические, правовые и иные меры по созданию защиты объектов (территорий) от совершения на них террористического акта), в том числе на этапе их проектирования и планирования (пункты 4,5 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 272 утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), согласно пункту 22 которых, в зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.
Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 38» имеет первую категорию опасности.
В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 27 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 (далее – Требования) в отношении объектов (территорий) первой категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24, 25 и 26 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование контрольно-пропускного пункта при входе (въезде) на прилегающую территорию школы и оснащение въезда на территорию учреждения средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.
В силу подпункта «д» пункта 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласно подпункту «в» пункта 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия, в том числе, оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Пунктом 30 Требований предусмотрено, что система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц учредителем МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 38» является городской округ Саранск, от имени которого выступает Администрация городского округа Саранск.
На основании статей 9, 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 15, пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно частям 2, 3, 15 части 3, части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 указанного Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
В судебном заседании установлено, что МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 38» не исполняются обязанности по соблюдению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий). При этом Администрацией городского округа Саранск не обеспечено надлежащее финансирование данных мероприятий.
Неисполнение МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №38» указанной обязанности нарушает требования законодательства о противодействии терроризму.
Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания в учреждении несовершеннолетних детей и работников учреждения во время образовательного процесса. Вместе с тем административными ответчиками не соблюдены требования законодательства по антитеррористической защищенности объекта.
Таким образом, требования прокурора Пролетарского района г. Саранска, о возложении обязанности на МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 38» в течение трех месяцев с момента получения целевого финансирования выполнить мероприятия, а именно: оснастить здание школы системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; на первом этаже здания школы оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать контрольно-пропускной пункт при входе (въезде) на прилегающую территорию школы; оснастить въезд на территорию школы средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами; установить систему видеонаблюдения, позволяющую осуществлять контроль за состоянием безопасности на объекте, обеспечивающую возможность осмотра здания и прилегающей территории по периметру, уязвимых мест и критических элементов, являются законными и обоснованными.
Кроме того, поскольку в судебном заседании установлено, что учредителем МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 38» и собственником его имущества является муниципальное образование городской округ Саранск, а МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 38» не является распорядителем бюджетных средств, суд считает необходимым возложить на Администрацию городского округа Саранск обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий, связанных с устранением нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, о противодействии терроризму.
Принимая во внимание обстоятельства дела, значимость разрешенного судом вопроса, касающегося обеспечения безопасности жизни и здоровья пребывающих в общеобразовательном учреждении людей, учитывая положения Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд считает правильным установить срок исполнения обязанности, возложенной на МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 38», - в течение трех месяцев со дня получения из Администрации г.о.Саранск необходимого дополнительного целевого бюджетного финансирования на указанные мероприятия, на Администрацию городского округа Саранск – в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Пролетарского района г. Саранска подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя административного ответчика Администрации городского округа Саранск о том, что заявленные требования преждевременны, поскольку в текущее время ведется работа по актуализации паспорта безопасности школы, не могут быть приняты во внимание, поскольку при получении нового паспорта безопасности образовательного учреждения в 2022 г. категория объекта не изменилась.
Также не состоятельны доводы Администрации городского округа Саранск о том, что надлежащим ответчиком по делу является главный распорядитель бюджетных средств - Департамент по социальной политике Администрации городского округа Саранск, с расчетных счетов которого денежные средства поступают в образовательные учреждения.
Как следует из материалов дела, учредителем МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 38» и собственником имущества является муниципальное образование городской округ Саранск. Функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация городского округа Саранск, в том числе в лице Департамента по социальной политике Администрации городского округа Саранск.
В соответствии с пунктом 7 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009г., субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, а в силу пункта 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Подпунктами 5.1 и 5.2 пункта 5 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 ноября 2009 г. №2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
С учетом вышеприведенных положений суд полагает, что исполнение требований нормативно - правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления - Администрации городского округа Саранск, которая должна обеспечить финансирование образовательных учреждений, как их учредителей и собственников имущества этих учреждений, а также как органов, наделенных публичными функциями защиты пребывающих в нем людей от различных незаконных посягательств.
Данный довод находит свое подтверждение в подпункте 7.1 части первой статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в его границах. В соответствии с пунктом 3 части первой статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Следовательно, несмотря на то, что Департаменту по социальной политике также переданы функции и полномочия учредителя МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 38», в силу специального указания закона обеспечение антитеррористических мероприятий, мероприятий, связанных с устранением нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолeтних о противодействии терроризму, находится в компетенции исполнительно распорядительного органа местного самоуправления городского округа - Администрации городского округа Саранск.
Кроме того, деятельность Департамента по социальной политике Администрации городского округа Саранск регламентируется Положением о Департаменте по социальной политике Администрации городского округа Саранск, утвержденным решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 г. №195, которым определено, что Департамент по социальной политике Администрации городского округа Саранск является функциональным органом Администрации городского округа Саранск, осуществляющим выработку единой социальной политики в городском округе Саранск и координирующим деятельность в этой сфере следующих структурных подразделений городской администрации.
Финансирование деятельности Департамента осуществляется за счет средств бюджета городского округа Саранск в соответствии со сметой (пункт 3).
Таким образом, несмотря на то, что функции и полномочия учредителя от имени Администрации городского округа Саранск осуществляет департамент, это не освобождает Администрацию городского округа Саранск как уполномоченного органа местного самоуправления от исполнения указанных выше обязанностей, поскольку администрация, несмотря на делегирование полномочий учредителя, является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования, выступает учредителем в отношении школы, непосредственно управляет имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
С учетом вышеизложенного доводы административного ответчика Администрации городского округа Саранск, которые сводятся к несогласию с требованиями прокурора о возложении на нее обязанности по финансировaнию мероприятий по антитеррористической защищенности подлежат отклонению.
Доводы административного ответчика МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №38» о том, что образовательной организации при получении права осуществлять образовательную деятельность требования к антитеррористической защищенности не предъявляются, что указанные требования не могут быть нормами права судом отклоняются, поскольку основаны на ошибочном толковании закона.
Указом Президента Российской Федерации №215 от 15 мая 2018 г. Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки Российской Федерации, в ведение которого входят высшие учебные заведения.
В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования - МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 38».
Доводы административного ответчика МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №38» о том, что удовлетворение требований прокурора повлечет необходимость введения в штат организации работников охраны, об отсутствии финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности, не могут служить основанием для несоблюдения требований указанных выше нормативных правовых актов.
Суд полагает, что оснований для применения статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для обращения решения к немедленному исполнению не имеется.
На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцами требований и по указанным ими основаниям, руководствуясь статьями 174-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия,
р е ш и л:
административные исковые требования прокурора Пролетарского района г.Саранска Республики Мордовия в защиту неопределенного круга лиц, к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38», Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности, удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Саранск (ИНН 1325126174) в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выделение необходимого дополнительного целевого финансирования муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38» для проведения следующих мероприятий в целях устранения нарушений закона:
оснащения здания школы системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
оборудования на первом этаже здания школы помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
оборудования контрольно-пропускного пункта при входе (въезде) на прилегающую территорию школы;
оснащения въезда на территорию школы средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами;
установления системы видеонаблюдения, позволяющей осуществлять контроль за состоянием безопасности на объекте, обеспечивающей возможность осмотра здания и прилегающей территории по периметру, уязвимых мест и критических элементов.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38» (ИНН 1327049359) устранить нарушения закона в течении трех месяцев со дня получения из Администрации городского округа Саранск необходимого дополнительного целевого бюджетного финансирования путем выполнения следующих мероприятий:
оснастить здание школы системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
на первом этаже здания школы оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
оборудовать контрольно-пропускной пункт при входе (въезде) на прилегающую территорию школы;
оснастить въезд на территорию школы средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами;
установить систему видеонаблюдения, позволяющую осуществлять контроль за состоянием безопасности на объекте, обеспечивающую возможность осмотра здания и прилегающей территории по периметру, уязвимых мест и критических элементов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья Пролетарского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия О.А. Кузьмина
Мотивированное решение суда изготовлено 6 октября 2022 г.