ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7687/2021 от 08.12.2021 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

2а-7687/2021

56RS0018-01-2021-010545-43

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 декабря 2021 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Месяца О.К.,

при секретаре Карамакановой Е.Ю.,

с участием: представителя административного истца – Градской Н.Н, представителя административного ответчика – ФИО1, представителя заинтересованного лица- ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области об обязании выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратилась в суд с административным иском, указав, что 17 сентября 2021 года в адрес Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области было подано заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта квартиры № 1 в жилом доме по адресу ...

По результатам обращения получен отказ, в связи с тем, что разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включающего реконструкцию инспекцией не выдавалось.

Административный истец указывает, что после смерти гражданки ... умершей ... года она приняла в наследство квартиру №..., находящуюся по адресу ..., общей площадью ... на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 09.10.2014 года, выданного нотариусом г.Оренбурга ... и зарегистрировано в реестре № ...

Согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости в кадастровом учёте внесены сведения о помещении площадью ... в результате чего административный истец не может осуществить регистрацию прав на квартиру.

Наследодателем при жизни в 1992 году было произведено переустройство квартиры путем смены функционального назначения комнат, устройство встроенного шкафа и возведения каркасно-засыпного пристроя литер ... общей площадью ... жилой площадью ...

Истец просит суд признать незаконным отказ Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области в выдаче разрешения на ввод квартиры № 1 площадью 77,3 кв.м по адресу ...... от 20.10.2021 года.

Обязать инспекцию государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области выдать разрешение на ввод в эксплуатацию квартиры ... площадью ... по адресу ...

В судебное заседание административный истец ФИО3 не явилась, была извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения. Её представитель, действующая на основании доверенности ФИО4 исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика действующая на основании доверенности ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица – Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга действующая на основании доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что 17 сентября 2021 года в адрес инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области было подано заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта в эксплуатацию квартиру № ... в жилом доме по адресу ...

Инспекция государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области уведомлением № ... от 20.10.2021 года сообщила, что разрешение на проведение работ по сохранению рассматриваемого объект культурного наследия, включающие реконструкцию, инспекцией не выдавались.

Дом по адресу: <...> (литеры ... является выявленным объектом культурного наследия «Казенная аптека. Службы. Сер. XIX. Классицизм» на основании приказа Департамента по культуре и искусству Оренбургской области от 16.06.2008 г. № 218 (копия прилагается), состоит на государственном учете с 21.08.2006 г. Квартира № 1, расположенная в вышеуказанном доме, является частью выявленного объекта культурного наследия.

Согласно акту приемки законченного строительства объекта приемной комиссии (б/н б/д) прилагаемому к исковому заявлению строительно-монтажные работы осуществлялись в 1991 г. до момента признания здания, расположенного по адресу... (литеры ... выявленным объектом культурного наследия.

В соответствии со ст.45 ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» № 73ФЗ от 25.06.2002г порядок подготовки и согласования проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, порядок утверждения формы разрешения и выдачи разрешения на проведение работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Выдача разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объекта культурного наследия осуществляется на основании ст.51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае проведения работ на объекте культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, при условии обязательного получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществления государственного строительного надзора, а также проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объекта культурного наследия выдается соответствующим органом охраны объекта культурного наследия.

Указом Губернатора Оренбургской области от 15.11.2018 г. № 612-ук «Об утверждении положения об инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области» закреплены полномочия инспекция, в которых отсутствует полномочие о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объектов культурного наследия.

Однако инспекция участвует в приемке работ, утверждении отчетной документации о выполнении работ и выдаче акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.

Согласно ст.9.2 ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» № 73ФЗ от 25.06.2002г к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации и территориальном море Российской Федерации, относятся:

1) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением;

2) разработка и реализация региональных программ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

3) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

4) государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;

4.1) осуществление регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия);

4.2) установление порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия;

5) принятие решений об изменении категории историко-культурного значения объектов культурного наследия регионального значения в случаях и порядке, установленных пунктом 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, решений об изменении категории историко-культурного значения объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в случаях и порядке, установленных пунктом 3 статьи 22 настоящего Федерального закона;

6) определение порядка принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

7) установление порядка определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;

8) определение порядка организации историко-культурного заповедника регионального значения;

9) утверждение перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации (далее - исторические поселения регионального значения), предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения регионального значения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах;

10) согласование проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений регионального значения;

11) установление требований к сохранению объектов культурного наследия федерального значения, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия федерального значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), требований к сохранению объектов культурного наследия регионального значения, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия регионального значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия регионального значения, требований к сохранению объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия местного (муниципального) значения, подготовка и утверждение охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона;

12) принятие решения о включении объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения или об отказе во включении объекта в указанный реестр;

12.1) обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

13) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области № 876-п от 17.11.2015 года "Об утверждении перечня государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти Оренбургской области", в перечень государственных услуг, оказываемых Инспекцией государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области входит выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; выдача разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия; согласование документации, обосновывающей проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; предоставление информации об объектах культурного наследия.

Законных оснований для возложения на Инспекцию обязанности по оказанию иной чем установлено органом исполнительной власти субъекта РФ государственных услуги, у суда не имеется.

Таким образом, учитывая, что в госорган проект на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия на согласование не предоставлялся, разрешение на проведении таких работ не выдавалось, приемка работ проведенных в 1991 году до включения объекта в список выявленных не может быть проведена, в связи с чем суд приходит к выводу о законности оспариваемого отказа административного ответчика и отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца об обязании инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области в выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области о признании незаконным отказа Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области и обязании выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию жилого помещения – квартиры №... площадью ... по адресу: Оренбургская область, ... - отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись О.К.Месяц

Мотивированное решение составлено 12 января 2022 года

Судья: подпись О.К.Месяц