2а-7687/2021
56RS0018-01-2021-010545-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 декабря 2021 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Месяца О.К.,
при секретаре Карамакановой Е.Ю.,
с участием: представителя административного истца – Градской Н.Н, представителя административного ответчика – ФИО1, представителя заинтересованного лица- ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области об обязании выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратилась в суд с административным иском, указав, что 17 сентября 2021 года в адрес Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области было подано заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта квартиры № 1 в жилом доме по адресу ...
По результатам обращения получен отказ, в связи с тем, что разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включающего реконструкцию инспекцией не выдавалось.
Административный истец указывает, что после смерти гражданки ... умершей ... года она приняла в наследство квартиру №..., находящуюся по адресу ..., общей площадью ... на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 09.10.2014 года, выданного нотариусом г.Оренбурга ... и зарегистрировано в реестре № ...
Согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости в кадастровом учёте внесены сведения о помещении площадью ... в результате чего административный истец не может осуществить регистрацию прав на квартиру.
Наследодателем при жизни в 1992 году было произведено переустройство квартиры путем смены функционального назначения комнат, устройство встроенного шкафа и возведения каркасно-засыпного пристроя литер ... общей площадью ... жилой площадью ...
Истец просит суд признать незаконным отказ Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области в выдаче разрешения на ввод квартиры № 1 площадью 77,3 кв.м по адресу ... № ... от 20.10.2021 года.
Обязать инспекцию государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области выдать разрешение на ввод в эксплуатацию квартиры ... площадью ... по адресу ...
В судебное заседание административный истец ФИО3 не явилась, была извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения. Её представитель, действующая на основании доверенности ФИО4 исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика действующая на основании доверенности ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица – Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга действующая на основании доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что 17 сентября 2021 года в адрес инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области было подано заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта в эксплуатацию квартиру № ... в жилом доме по адресу ...
Инспекция государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области уведомлением № ... от 20.10.2021 года сообщила, что разрешение на проведение работ по сохранению рассматриваемого объект культурного наследия, включающие реконструкцию, инспекцией не выдавались.
Дом по адресу: <...> (литеры ... является выявленным объектом культурного наследия «Казенная аптека. Службы. Сер. XIX. Классицизм» на основании приказа Департамента по культуре и искусству Оренбургской области от 16.06.2008 г. № 218 (копия прилагается), состоит на государственном учете с 21.08.2006 г. Квартира № 1, расположенная в вышеуказанном доме, является частью выявленного объекта культурного наследия.
Согласно акту приемки законченного строительства объекта приемной комиссии (б/н б/д) прилагаемому к исковому заявлению строительно-монтажные работы осуществлялись в 1991 г. до момента признания здания, расположенного по адресу... (литеры ... выявленным объектом культурного наследия.
В соответствии со ст.45 ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» № 73ФЗ от 25.06.2002г порядок подготовки и согласования проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, порядок утверждения формы разрешения и выдачи разрешения на проведение работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Выдача разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объекта культурного наследия осуществляется на основании ст.51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае проведения работ на объекте культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, при условии обязательного получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществления государственного строительного надзора, а также проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объекта культурного наследия выдается соответствующим органом охраны объекта культурного наследия.
Указом Губернатора Оренбургской области от 15.11.2018 г. № 612-ук «Об утверждении положения об инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области» закреплены полномочия инспекция, в которых отсутствует полномочие о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объектов культурного наследия.
Однако инспекция участвует в приемке работ, утверждении отчетной документации о выполнении работ и выдаче акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно ст.9.2 ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» № 73ФЗ от 25.06.2002г к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации и территориальном море Российской Федерации, относятся:
1) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением;
2) разработка и реализация региональных программ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
3) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
4) государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;
4.1) осуществление регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия);
4.2) установление порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия;
5) принятие решений об изменении категории историко-культурного значения объектов культурного наследия регионального значения в случаях и порядке, установленных пунктом 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, решений об изменении категории историко-культурного значения объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в случаях и порядке, установленных пунктом 3 статьи 22 настоящего Федерального закона;
6) определение порядка принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
7) установление порядка определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;
8) определение порядка организации историко-культурного заповедника регионального значения;
9) утверждение перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации (далее - исторические поселения регионального значения), предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения регионального значения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах;
10) согласование проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений регионального значения;
11) установление требований к сохранению объектов культурного наследия федерального значения, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия федерального значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), требований к сохранению объектов культурного наследия регионального значения, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия регионального значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия регионального значения, требований к сохранению объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия местного (муниципального) значения, подготовка и утверждение охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона;
12) принятие решения о включении объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения или об отказе во включении объекта в указанный реестр;
12.1) обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
13) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области № 876-п от 17.11.2015 года "Об утверждении перечня государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти Оренбургской области", в перечень государственных услуг, оказываемых Инспекцией государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области входит выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; выдача разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия; согласование документации, обосновывающей проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; предоставление информации об объектах культурного наследия.
Законных оснований для возложения на Инспекцию обязанности по оказанию иной чем установлено органом исполнительной власти субъекта РФ государственных услуги, у суда не имеется.
Таким образом, учитывая, что в госорган проект на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия на согласование не предоставлялся, разрешение на проведении таких работ не выдавалось, приемка работ проведенных в 1991 году до включения объекта в список выявленных не может быть проведена, в связи с чем суд приходит к выводу о законности оспариваемого отказа административного ответчика и отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца об обязании инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области в выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области о признании незаконным отказа Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области и обязании выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию жилого помещения – квартиры №... площадью ... по адресу: Оренбургская область, ... - отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись О.К.Месяц
Мотивированное решение составлено 12 января 2022 года
Судья: подпись О.К.Месяц