ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7689/2023 от 14.11.2023 Промышленного районного суда г. Самары (Самарская область)

Копия

2а-7689/2023

63RS0045-01-2023-007589-62

Решение

Именем Российской Федерации

14.11.2023г. Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Щелкуновой Е.В.,

при секретаре Соболевой Е.Ю.

рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-7689/2023 по административному исковому заявлению Самарской таможни к Устимовой ФИО7 о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Самарская таможня обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику Устимовой ФИО8

В обоснование иска указано следующее.

В период с 3 февраля 2023 по 15 марта 2023 года в соответствии со статьями 324, 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), Самарской таможней после выпуска товаров была проведена проверка документов и сведений, представленных при таможенном оформлении Устимовой Т.А. при уплате утилизационного сбора (таможенный приходный ордер № 10412060/080722/1000000143/00), по вопросу правильности исчисления, и своевременности уплаты утилизационного сбора в отношении ввезённого на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь транспортного средства VOLKSWAGEN E-GOLF, 2019 года выпуска, VIN )

По результатам проведенной проверки документов и сведений составлен Акт № 10412000/210/150323/А000075 от 15 марта 2023 г.

В ходе проведенной проверки таможенным органом было установлено следующее.

Устимовой ФИО9 8 июля 2022 года на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь ввезено приобретенное ей транспортное средство для личного пользования - автомобиль VOLKSWAGEN E-GOLF, 2019 года выпуска, VIN .

С целью уплаты утилизационного сбора Устимовой ФИО10 на таможенный пост Самарской таможни было подано заявление в отношении транспортного средства - легковой автомобиль марки VOLKSWAGEN E-GOLF, 28.03.2019 года выпуска, VIN о принятии к уплате утилизационного сбора, выдаче таможенного приходного ордера по результатам взыскания утилизационного сбора. Размер утилизационного сбора был рассчитан Устимовой ФИО12 самостоятельно по ставкам, установленным для физических лиц, ввозящих транспортные средства для личного пользования (категория транспортного средства М 1) и составил 5 200 рублей.

Данное заявление зарегистрировано на таможенном посту Самарской таможни 7 июля 2022 г., уполномоченным должностным лицом таможенного поста, принят расчет утилизационного сбора, представленный Устимовой ФИО13 в размере 5 200 рублей, оформлен электронный таможенный приходный ордер № 10412060/080722/1000000143/00.

Согласно документам, на транспортное средство представленным Устимовой ФИО14 вместе с заявлением, а именно: паспорт, техпаспорт, справка счет, выписка из ЭПТС, свидетельство безопасности конструкции транспортного средства, расчет уплаты утилизационного сбора, платежное поручение, фото транспортного средства, указанное транспортное средство относится к категории – M1, год выпуска - 28.03.2019, тип двигателя - электродвигатель.

Расчет утилизационного сбора произведен Устимовой ФИО16. как для транспортного средства категории М 1 в размере 5 200 рублей: базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора - 20 000 рублей X коэффициент суммы утилизационного сбора - 0,26. По таможенному приходному ордеру № 10412060/080722/1000000143/00 начислен и списан в Федеральный бюджет утилизационный сбор в размере 5 200 рублей.

По результатам проверки было установлено, что размер утилизационного сбора рассчитан Устимовой ФИО17 неверно, а именно неверно был применен коэффициент расчета утилизационного сбора, что повлекло за собой неполную уплату утилизационного сбора.

Согласно, представленного расчета сумма утилизационного сбора в отношении транспортного средства VOLKSWAGEN E-GOLF (28.03.2019 года выпуска, VIN ) уплаченного Устимовой ФИО18 как лицом, осуществившим ввоз транспортного средства на территорию РФ (п. 3 ст. 24.1 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ), составила 5 200 рублей и была исчислена им самостоятельно исходя из базовой ставки 20 000 рублей и коэффициента 0,26 (п. 3 раз. I Перечня № 1291).

Вместе с тем Устимовой ФИО19. неверно был применен коэффициент расчёта утилизационного сбора.

Общий размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, составил 122 000 руб., который рассчитан в соответствии с пунктом 1 раздела I Перечня № 1291 исходя из базовой ставки 20000 руб. и коэффициента 6,1.

Учитывая, что при ввозе транспортного средства автомобиль VOLKSWAGEN E-GOLF (28.03.2019 года выпуска, VIN ) Устимовой ФИО20. был уплачен утилизационный сбор в сумме 5 200 рублей, сумма утилизационного сбора, которую необходимо доплатить, составляет 116 800 рублей.

В адрес Устимовой ФИО21 21.03.2023 направлено уведомление № 03-03-17/07192 о необходимости уплаты разницы суммы утилизационного сбора в размере 116 800 рублей, уведомление получено 29.03.2023г.

27.03.2023 в адрес Устимовой ФИО22 повторно направлено уведомление № 03-03-17/07686 о необходимости уплаты разницы суммы утилизационного сбора и пени, в общей сумме 124 684 рубля.

Сумма сбора не оплачена.

Административный истец обращался с заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа. Определением мирового судьи Самарской таможне отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа.

На дату подачи заявления 10.07.2023 о вынесении судебного приказа сумма пеней составила 10 950 рублей (367 календарных дней). Таможенные платежи в размере 116 800 рублей. Общая сумма составила 127 750 рублей.

Административный истец взыскать с Устимовой ФИО23. (ИНН , паспорт РФ , дата выдачи 29.06.2021 г., код ГУ МВД России по Самарской области зарегистрирован по адресу: <адрес>) в пользу Самарской таможни сумму утилизационного сбора в размере 116 800 рублей и пени в размере 10 950 рублей по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.

Представители Самарской таможни Михалева Н.А., Казаков М.В. (на основании доверенностей) в судебном заседании административный иск поддержали по основаниям в нем изложенным.

Представитель административного ответчика Устимовой ФИО24. - Фетисов Г.С. (на основании доверенности) в судебном заседании возражал относительно заявленных административных исковых требований. Представил письменные возражения на административное исковое заявление.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, в период с 3 февраля 2023 по 15 марта 2023 года в соответствии со статьями 324, 326 ТК ЕАЭС Самарской таможней после выпуска товаров была проведена проверка документов и сведений, представленных при таможенном оформлении гражданином РФ Устимовой ФИО25. при уплате утилизационного сбора (таможенный приходный ордер № 10412060/080722/1000000143/00), по вопросу правильности исчисления, и своевременности уплаты утилизационного сбора в отношении ввезённого на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь транспортного средства VOLKSWAGEN E-GOLF, 2019 года выпуска, VIN ).

По результатам проведенной проверки документов и сведений составлен Акт № 10412000/210/150323/А000075 от 15 марта 2023 г.

В ходе проведенной проверки таможенным органом было установлено следующее.

Гражданкой Российской Федерации Устимовой ФИО26. 1 июля 2022 года на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь ввезено приобретенное ей транспортное средство для личного пользования - Автомобиль VOLKSWAGEN E-GOLF, 2019 года выпуска, VIN .

С целью уплаты утилизационного сбора Устимовой ФИО27 на таможенный пост Самарской таможни было подано заявление в отношении транспортного средства - легковой автомобиль марки VOLKSWAGEN E-GOLF, 28.03.2019 года выпуска, VIN о принятии к уплате утилизационного сбора, выдаче таможенного приходного ордера по результатам взыскания утилизационного сбора. Размер утилизационного сбора был рассчитан Устимовой ФИО28 самостоятельно по ставкам, установленным для физических лиц, ввозящих транспортные средства для личного пользования (категория транспортного средства М 1) и составил 5 200 рублей.

Данное заявление зарегистрировано на таможенном посту Самарской таможни 7 июля 2022 г., уполномоченным должностным лицом таможенного поста, принят расчет утилизационного сбора, представленный Устимовой ФИО29 в размере 5 200 рублей, оформлен электронный таможенный приходный ордер № 10412060/080722/1000000143/00.

Согласно документам, на транспортное средство представленным Устимовой ФИО30 вместе с заявлением, а именно: паспорт, техпаспорт, справка счет, выписка из ЭПТС, свидетельство безопасности конструкции транспортного средства, расчет уплаты утилизационного сбора, платежное поручение, фото транспортного средства, указанное транспортное средство относится к категории – M1, год выпуска - 28.03.2019, тип двигателя - электродвигатель.

Расчет утилизационного сбора произведен Устимовой ФИО31 как для транспортного средства категории М 1 в размере 5 200 рублей: базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора - 20 000 рублей X коэффициент суммы утилизационного сбора - 0,26. По таможенному приходному ордеру № 10412060/080722/1000000143/00 начислен и списан в Федеральный бюджет утилизационный сбор в размере 5 200 рублей.

Установлено, что размер утилизационного сбора рассчитан Устимовой ФИО32 неверно, а именно неверно был применен коэффициент расчета утилизационного сбора, что повлекло за собой неполную уплату утилизационного сбора.

Категории колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним определяются в соответствии с классификацией, установленной Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (вместе с «ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»).

В соответствии с данным Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» к категории М 1 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили (п. 2.1 Приложение № 1 к Техническому регламенту).

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Согласно пункту 2 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в том числе самоходных машин, определяются Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.1. Федерального закона № 89-ФЗ порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации 26 декабря 2013 г. № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила № 1291) и Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, размеры утилизационного сбора (далее - Перечень№ 1291).

Согласно пункта 5 Правил утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291.

Базовые ставки и коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора за транспортные средства также установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291.

Коэффициент расчета утилизационного сбора зависит от категории и даты выпуска ввозимого ТС (новые транспортные средства, транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более 3-х лет).

Разделом I Перечня № 1291 установлено, что за ТС, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории Ml в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории «3», базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора равна 20 000 рублей.

Пунктом 3 раздела I Перечня № 1291 установлены коэффициенты расчета утилизационного сбора для ТС, ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя (коэффициент до 3 х лет -0,17, после 3 х лет 0,26). Следует сразу отметить, что в данном пункте идет речь транспортных средствах, имеющих двигатель внутреннего сгорания.

Согласно, представленного расчета сумма утилизационного сбора в отношении транспортного средства VOLKSWAGEN E-GOLF (28.03.2019 года выпуска, VIN ) уплаченного Устимовой ФИО33., как лицом, осуществившим ввоз транспортного средства на территорию РФ (п. 3 ст. 24.1 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ), составила 5 200 рублей и была исчислена ей самостоятельно исходя из базовой ставки 20 000 рублей и коэффициента 0,26 (п. 3 раз. I Перечня № 1291).

Вместе с тем Устимовой ФИО34 неверно был применен коэффициент расчёта утилизационного сбора виду следующего.

В пункте 3 раздела I Перечня обособлены не только транспортные средства, ввозимые для личного пользования вне зависимости от объема двигателя., но и оснащенные двигателем с какой-либо величиной объема, тогда как в отношении любых электромобилей (за исключением гибридных) предусмотрен пункт 1 раздела I Перечня № 1291 с коэффициентами в зависимости от срока с даты их выпуска, а именно установлен коэффициент до 3 лет -1,63 после 3х лет - 6,1.

Из буквального толкования положений пункта 3 раздела I Перечня «Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя» в данном пункте речь идет об автомобилях, ввозимых для личного пользования, которые имеют двигателя внутреннего сгорания, несмотря на то, что в самом пункте указано, «не зависимо от объема двигателя».

Само понятие объём двигателя применимо только лишь к транспортным средствам, у которых установлен двигатель внутреннего сгорания. У электроавтомобилей отсутствует объем двигателя, а имеет место быть мощность в кВт.

Таким образом если транспортное средство оснащено электродвигателем, то к нему не применимо определение «Объем двигателя», в связи с этим, расчет утилизационного сбора в отношении таких транспортных средств не может быть осуществлен исходя из коэффициентов, установленных пунктом 3 раздела I Перечня №1291 - двигатель, обладающий характеристиками объема, должен присутствовать, и его объем должен быть больше нуля.

Поэтому законодатель при определении размера утилизационного сбора отдельно выделяет категорию Электроавтомобилей (п. 1 раздела I Перечня № 1291).

Учитывая изложенное выше, коэффициент расчета утилизационного сбора за ввозимое в Российскую Федерацию транспортное средство, оснащенное электродвигателем, необходимо применять исходя из коэффициентов, установленных пунктом 1 раздела I Перечня № 1291.

Доводы представителя административного ответчика о том, что не подлежит применению коэффициент 6.1, установленный в пункте 1 раздела I Перечня утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации 26 декабря 2013 г. № 1291, который применяется только для индивидуальных предпринимателей, поскольку Устимова Т.А. индивидуальным предпринимателем не является, спорный автомобиль ввозила для личного пользования, соответственно, уплаченный ей утилизационный сбор в размере 5 200 рублей является верным, а также что в пункте 3 раздела I Перечня сноской «6» указан единственный случай, когда к физическим лицам может быть применен расчет по пункту 1 и 2 Перечня, судом отклоняются.

Законодатель при определении размера утилизационного сбора отдельно выделяет категорию транспортные средства с электродвигателями (п. 1 раздела I Перечня № 1291).

При этом Правила 1291 и Перечень 1291, не содержат положений применения коэффициентов для индивидуальных предпринимателей, как об этом утверждает административный ответчик, разграничение коэффициентов установлено, исходя из конструктивных особенностей автомобилей: автомобили с двигателями внутреннего сгорания, где есть объем и он должен быть больше нуля; автомобили с электродвигателями, у которых отсутствует объем двигателя, а имеет место быть мощность в кВт.

Таким образом, в данном случае юридическое значения для разрешения спора по существу имеет именно то, что спорный автомобиль не имеет двигателя внутреннего сгорания, а является электроавтомобилем.

Учитывая изложенное выше, коэффициент расчета утилизационного сбора за ввозимое в Российскую Федерацию транспортное средство, оснащенное электродвигателем необходимо применять исходя из коэффициентов, установленных пунктом 1 раздела I Перечня № 1291.

Представленный представителем ответчика скриншот таблицы расчетов утилизационного сбора на авто из Белоруссии в РФ, не является официальным источником, содержащим правовые нормы.

Единственным правовым актом содержащий официальное токование является Постановление Правительства РФ 26 декабря 2013 г. № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Ссылка представителя ответчика на положения сноски «6» к 3 разделу I Перечня №1291, которая, по мнению ответчика, является единственным исключением из общего правила для применения положений п. 1 и п. 2 раздела I Перечня №1291, не имеет юридического значения для разрешения спора по существу, поскольку: относится к 3 разделу I Перечня №1291 где коэффициент установлен для транспортных средств исходя из объема и года выпуска автомобиля, то есть для автомобилей которые имеют двигатель внутреннего сгорания, а в рассматриваемом случае речь идет об транспортном средстве с электродвигателем, у которого отсутствует объем двигателя, а имеет место быть мощность в кВт.; для применения данной сноски необходимо, чтобы транспортные средствах, которые ввозятся физическими лицами для личного пользования в Российскую Федерацию из государств - членов Евразийского экономического союза в течение 2 лет с даты первоначального ввоза в Российскую Федерацию или производства в Российской Федерации и которые не были зарегистрированы в государствах - членах Евразийского экономического союза, в данном споре иные обстоятельства ввоза; не препятствует применению коэффициентов установленных пунктом 1 раздела I Перечня № 1291 для транспортных средств с электродвигателем.

Таким образом общий размер утилизационного сбора, подлежащий уплате Устимовой ФИО35 в соответствии с пунктом 1 раздела I Перечня № 1291 исходя из базовой ставки 20000 руб. и коэффициента 6,1, составит 122 000 руб.

Поскольку, что при ввозе транспортного средства автомобиль VOLKSWAGEN E-GOLF (28.03.2019 года выпуска, VIN ) Устимовой ФИО36 был уплачен утилизационный сбор в сумме 5 200 рублей, сумма утилизационного сбора, которую необходимо доплатить, составляет 116 800 рублей.

Установлено, что в адрес Устимовой ФИО37 направлялись уведомления № 03-03-17/07192, № 03-03-17/07686 о необходимости уплаты разницы суммы утилизационного сбора, пеней.

В связи с неуплатой сбора, пеней Самарская таможня обратилась в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка № 48 Промышленного судебного района г. Самары от 10.08.2023 Самарской таможне было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Устимовой ФИО38. задолженности по уплате обязательных платежей и санкции.

Порядок и сроки на обращение в суд с заявленными требованиями административным истцом соблюдены.

С учетом изложенного заявленные административные исковые требования по взысканию утилизационного сбора суд считает подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 11(2) Правил № 1291 непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил №1291, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.

Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.

Таким образом с административного ответчика подлежат взысканию пени за неуплату утилизационного сбора за период с 09.07.2022г. по 14.11.2023г. в сумме 16 706 (шестнадцать тысяч семьсот шесть) руб. 29 коп.

Учитывая, что судом административные исковые требования удовлетворены, а также что административный истец в соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 3870,00 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Самарской таможни к Устимовой ФИО39 удовлетворить.

Взыскать с Устимовой ФИО40, ДД.ММ.ГГГГ., уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес> (ИНН , паспорт РФ , дата выдачи 29.06.2021г., код ГУ МВД России по Самарской области) в пользу Самарской таможни сумму утилизационного сбора в размере 116 800 (сто шестнадцать тысяч восемьсот) руб. 00 коп. пени за период с 09.07.2022г. по 14.11.2023г. в сумме 16 706 (шестнадцать тысяч семьсот шесть) руб. 29 коп.

Взыскать с Устимовой ФИО41, ДД.ММ.ГГГГ., уроженки г. <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес> (ИНН , паспорт РФ , дата выдачи 29.06.2021г., код ГУ МВД России по Самарской области) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3 870 (три тысячи восемьсот семьдесят) руб. 00 коп.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 28.11.2023г.

Председательствующий: Е.В.Щелкунова

Копия верна.

Судья: Е.В.Щелкунова

Секретарь: Е.Ю. Соболева

Подлинный документ находится в материалах административного дела

63RS0045-01-2023-007589-62