ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-768/2016 от 29.04.2016 Рузаевского районного суда (Республика Мордовия)

Дело №2а-768/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Рузаевка 29 апреля 2016 года

Рузаевский районный суд Республики Мордовия

в составе судьи Казанцевой И.В.

с участием в деле:

административного истца – Рузаевского межрайонного прокурора

административного ответчика – администрации Красносельцовского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Рузаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Красносельцовского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и возложении обязанности устранить допущенное нарушение,

установил:

Рузаевский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Красносельцовского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (далее – администрация Красносельцовского сельского поселения, орган местного самоуправления) и возложении обязанности устранить допущенное нарушение по тем основаниям, что по результатам проведенной Рузаевской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства о соблюдении правил ведения реестров муниципального имущества муниципальными образованиями Рузаевского муниципального района выявлены нарушения правил ведения реестра муниципального имущества, установленных Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 августа 2011 года №424, допущенные администрацией Красносельцовского сельского поселения. В реестре муниципального имущества Красносельцовского сельского поселения отсутствуют сведения об объектах учета, подлежащие включению в реестр, что влечет нарушение прав заинтересованных лиц на получение сведений о муниципальном имуществе. Просит признать незаконным бездействие администрации Красносельцовского сельского поселения по ведению реестра муниципального имущества, обязать администрацию Красносельцовского сельского поселения внести в реестр муниципального имущества сведения, предусмотренные пунктом 4 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 августа 2011 года №424.

В дополнительном заявлении от 13 апреля 2016 года Рузаевский межрайонный прокурор административное исковое заявление в части возложения на орган местного самоуправления поселения обязанности устранить допущенное нарушение уточнил, просит обязать администрацию Красносельцовского сельского поселения в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу внести в реестр муниципального имущества Красносельцовского сельского поселения следующие сведения:

в раздел 1 реестра сведения о муниципальном недвижимом имуществе: наименование недвижимого имущества; адрес (местоположение) недвижимого имущества; кадастровый номер муниципального недвижимого имущества; площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе); сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; реквизиты документов – оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения;

в раздел 2 реестра сведения о муниципальном движимом имуществе: наименование движимого имущества; сведения о балансовой стоимости движимого имущества и начисленной амортизации (износе); даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на движимое имущество; реквизиты документов – оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество; сведения о правообладателе муниципального движимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.

В отношении акций акционерных обществ в раздел 2 реестра сведения о: наименовании акционерного общества – эмитента, его основном государственном регистрационном номере; количестве акций, выпущенных акционерным обществом (с указанием количества привилегированных акций), и размере доли в уставном капитале, принадлежащей муниципальному образованию, в процентах; номинальной стоимости акций.

В отношении долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ в раздел 2 реестра сведения о: наименовании хозяйственного общества, товарищества, его основном государственном регистрационном номере; размере уставного (складочного) капитала хозяйственного общества, товарищества и доли муниципального образования в уставном (складочном) капитале в процентах;

в раздел 3 реестра о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат Красносельцовскому сельскому поселению, иных юридических лицах, в которых данное муниципальное образование является учредителем (участником), в том числе: полное наименование и организационно-правовая форма юридического лица; адрес (местонахождение); основной государственный регистрационный номер и дата государственной регистрации; реквизиты документа – основания создания юридического лица (участия муниципального образования в создании (уставном капитале) юридического лица); размер уставного фонда (для муниципальных унитарных предприятий); размер доли, принадлежащей муниципальному образованию в уставном (складочном) капитале, в процентах (для хозяйственных обществ и товариществ); данные о балансовой и остаточной стоимости основных средств (фондов) (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий); среднесписочная численность работников (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий).

Административное дело суд рассмотрел в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на основании заявленных всеми лицами, участвующими в деле, ходатайств о рассмотрении административного дела в их отсутствие, явка которых не является обязательной.

Исследовав письменные доказательства, суд удовлетворяет административное исковое заявление по следующим основаниям.

Судом установлено, что решением Совета депутатов Красносельцовского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 10 марта 2006 года №72а «Об утверждении реестра муниципальной собственности Красносельцовского сельского поселения» утвержден реестр имущества, находящегося в муниципальной собственности Красносельцовского сельского поселения (л.д.6-10).

Между тем, правила ведения реестра и требования, предъявляемые к системе ведения реестра, органом местного самоуправления поселения, уполномоченным вести реестр, не соблюдены.

В реестре муниципального имущества Красносельцовского сельского поселения отсутствуют сведения, подлежащие включению в реестр в соответствии с Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 августа 2011 года №424.

Сведения об объектах учета, подлежащие включению в реестр муниципального имущества, администрацией Красносельцовского сельского поселения до настоящего времени не включены, что не оспаривается административным ответчиком.

В соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 №437 (ред. от 16.04.2016) утверждение порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества отнесено к полномочиям Министерства экономического развития Российской Федерации (пункт 5.2.28(59) Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 августа 2011 года №424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (далее - Порядок), устанавливающий правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (далее также - реестр, реестры), в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам (далее - правообладатель) и подлежащем учету в реестрах.

Согласно пункту 2 названного Порядка объектами учета в реестрах являются: находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости); находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 года №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозяйственные общества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иные юридические лица, учредителем (участником) которых является муниципальное образование.

Сведения об объектах учета, подлежащие включению в реестр, указаны в пункте 4 Порядка, согласно которому реестр состоит из 3 разделов.

В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе: наименование недвижимого имущества; адрес (местоположение) недвижимого имущества; кадастровый номер муниципального недвижимого имущества; площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе); сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.

В раздел 2 включаются сведения о муниципальном движимом имуществе, в том числе: наименование движимого имущества; сведения о балансовой стоимости движимого имущества и начисленной амортизации (износе); даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на движимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество; сведения о правообладателе муниципального движимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.

В отношении акций акционерных обществ в раздел 2 реестра также включаются сведения о: наименовании акционерного общества-эмитента, его основном государственном регистрационном номере; количестве акций, выпущенных акционерным обществом (с указанием количества привилегированных акций), и размере доли в уставном капитале, принадлежащей муниципальному образованию, в процентах; номинальной стоимости акций.

В отношении долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ в раздел 2 реестра также включаются сведения о: наименовании хозяйственного общества, товарищества, его основном государственном регистрационном номере; размере уставного (складочного) капитала хозяйственного общества, товарищества и доли муниципального образования в уставном (складочном) капитале в процентах.

В раздел 3 включаются сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иных юридических лицах, в которых муниципальное образование является учредителем (участником), в том числе: полное наименование и организационно-правовая форма юридического лица; адрес (местонахождение); основной государственный регистрационный номер и дата государственной регистрации; реквизиты документа - основания создания юридического лица (участия муниципального образования в создании (уставном капитале) юридического лица); размер уставного фонда (для муниципальных унитарных предприятий); размер доли, принадлежащей муниципальному образованию в уставном (складочном) капитале, в процентах (для хозяйственных обществ и товариществ); данные о балансовой и остаточной стоимости основных средств (фондов) (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий); среднесписочная численность работников (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий).

Разделы 1 и 2 группируются по видам имущества и содержат сведения о сделках с имуществом. Раздел 3 группируется по организационно-правовым формам лиц.

В соответствии с пунктом 3 Порядка ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан: обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра; обеспечивать соблюдение прав доступа к реестру и защиту государственной и коммерческой тайны; осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров.

В силу пункта 8 Порядка сведения об объектах учета, содержащихся в реестрах, носят открытый характер и предоставляются любым заинтересованным лицам в виде выписок из реестров.

Установлено и не оспаривается административным ответчиком, что соблюдение правил ведения реестра муниципального имущества и требований, предъявляемых к системе ведения реестра, администрацией Красносельцовского сельского поселения не обеспечены, и поскольку отсутствие сведений об объектах учета, подлежащих включению в реестр, влечет нарушение принципа открытости сведений о муниципальном имуществе и не обеспечивает соблюдение прав доступа к реестру с учетом обеспечения защиты государственной и коммерческой тайны, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Рузаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц является обоснованным и подлежит удовлетворению.

При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет требования, заявленные прокурором в интересах неопределенного круга лиц.

В силу статьи 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Реализуя требования приведенной нормы, суд устанавливает срок, в течение которого органу местного самоуправления поселения надлежит выполнить возложенные на него судом обязанности, - три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

При решении вопроса о судебных расходах суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, не подлежит взысканию на основании части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика - органа местного самоуправления, который не отнесен законом к числу ее плательщиков (подпункт 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

заявленные требования Рузаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Красносельцовского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия по ведению реестра муниципального имущества.

Обязать администрацию Красносельцовского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу внести в реестр муниципального имущества следующие сведения:

в раздел 1 сведения о муниципальном недвижимом имуществе: наименование недвижимого имущества; адрес (местоположение) недвижимого имущества; кадастровый номер муниципального недвижимого имущества; площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе); сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; реквизиты документов-оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения;

в раздел 2 сведения о муниципальном движимом имуществе: наименование движимого имущества; сведения о балансовой стоимости движимого имущества и начисленной амортизации (износе); даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на движимое имущество; реквизиты документов-оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество; сведения о правообладателе муниципального движимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.

В отношении акций акционерных обществ в раздел 2 реестра сведения о: наименовании акционерного общества-эмитента, его основном государственном регистрационном номере; количестве акций, выпущенных акционерным обществом (с указанием количества привилегированных акций), и размере доли в уставном капитале, принадлежащей муниципальному образованию, в процентах; номинальной стоимости акций.

В отношении долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ в раздел 2 реестра сведения о: наименовании хозяйственного общества, товарищества, его основном государственном регистрационном номере; размере уставного (складочного) капитала хозяйственного общества, товарищества и доли муниципального образования в уставном (складочном) капитале в процентах;

в раздел 3 сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат Красносельцовскому сельскому поселению, иных юридических лицах, в которых данное муниципальное образование является учредителем (участником), в том числе: полное наименование и организационно-правовая форма юридического лица; адрес (местонахождение); основной государственный регистрационный номер и дата государственной регистрации; реквизиты документы-основания создания юридического лица (участия муниципального образования в создании (уставном капитале) юридического лица); размер уставного фонда (для муниципальных унитарных предприятий); размер доли, принадлежащей муниципальному образованию в уставном (складочном) капитале, в процентах (для хозяйственных обществ и товариществ); данные о балансовой и остаточной стоимости основных средств (фондов) (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий); среднесписочная численность работников (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий).

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения, через Рузаевский районный суд Республики Мордовия.

Судья Рузаевского районного суда

Республики Мордовия И.В. Казанцева

Решение суда в окончательной форме принято 29 апреля 2016 года.