ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-768/2021 от 29.09.2021 Фурмановского городского суда (Ивановская область)

УИД 37RS0021-01-2021-001026-10

Дело № 2а-768/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Смирновой А.А.,

при помощнике судьи Сокериной И.В.,

с участием:

прокурора – старшего помощника Фурмановского межрайонного прокурора Хрипуновой Е.С.,

представителя административного ответчика Администрации Фурмановского муниципального района Бейтикса А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> административное дело по административному исковому заявлению Фурмановского межрайонного прокурора к Администрации Фурмановского муниципального района о признании нормативного правового акта недействующим в части,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Администрации Фурмановского муниципального района от 01.11.2019 № 871 утвержден регламент рассмотрения обращений граждан в Администрации Фурмановского муниципального района, п. 3.6.3. которого предусматривал, что ответы на обращения, в которых обжалуются действия должностных лиц Администрации (с указанием конкретного должностного лица либо без указания конкретного должностного лица) подписывает Глава или лицо, временно исполняющее обязанности Главы.

Постановлением Администрации Фурмановского муниципального района от 18.12.2020 № 957 в п. 3.6.3. регламента рассмотрения обращений граждан в Администрации Фурмановского муниципального района внесены изменения, п. 3.6.3. регламента изложен в следующей редакции: ответы на обращения, в которых обжалуются действия (бездействие) должностных лиц Администрации (с указанием конкретного должностного лица либо без указания конкретного должностного лица), подписывает заместитель главы администрации Фурмановского муниципального района, на которого распоряжением администрации Фурмановского муниципального района возложена обязанность по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) должностных лиц в администрации Фурмановского муниципального района.

Фурмановский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Фурмановского муниципального района о признании нормативного правового акта недействующим в части.

Административные исковые требования обоснованны тем, что Фурмановской межрайонной прокуратурой в связи с поступающими в прокуратуру обращениями граждан об обжаловании ответов, данных заместителями Главы администрации Фурмановского муниципального района, проведена проверка исполнения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в Администрации Фурмановского муниципального района. В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Постановлением Администрации Фурмановского муниципального района от 01.11.2019 № 871 утвержден Регламент рассмотрения обращений граждан в Администрацию Фурмановского муниципального района, пунктом 3.6.3 данного регламента предусмотрено, что ответы на обращения, в которых обжалуются действия должностных лиц Администрации (с указанием конкретного должностного лица либо без указания конкретного должностного лица), подписывает Глава или лицо, временно исполняющее обязанности Главы. Постановлением Администрации Фурмановского муниципального района от 18.12.2020 № 957 внесены изменения в п. 3.6.3, которыми предусмотрено, что ответы на обращения, в которых обжалуются действия (бездействие) должностных лиц Администрации (с указанием конкретного должностного лица либо без указания конкретного должностного лица), подписывает заместитель Главы администрации Фурмановского муниципального района, на которого распоряжением Администрации Фурмановского муниципального района возложена обязанность по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) должностных лиц Администрации Фурмановского муниципального района. Распоряжением Главы Фурмановского муниципального района от 07.12.2020 № 486-р Попов Д.В. назначен должностным лицом, ответственным за рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) должностных лиц в Администрации Фурмановского муниципального района. Новая редакция п. 3.6.3 Регламента и распоряжение Главы Фурмановского муниципального района от 07.12.2020 № 486-р противоречат требованиям законодательства и нарушают право заявителей на получение ответа на обращение, в котором обжалуются действия (бездействие) должностных лиц Администрации Фурмановского муниципального района, за подписью высшего должностного лица муниципального образования, т.е. Главы Фурмановского муниципального района. Таким образом, п. 3.6.3 Регламента (в редакции постановления от 18.12.2020 № 957) и распоряжение Главы Фурмановского муниципального района от 07.12.2020 № 486-р противоречат требованиям ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также ст.ст. 26, 28 Устава Фурмановского муниципального района, поскольку исключают рассмотрение обращений и подписание ответов на обращения, в которых обжалуются действия (бездействие) должностных лиц Администрации Фурмановского муниципального района, Главой Фурмановского муниципального района, или лицом, временно исполняющее обязанности Главы Фурмановского муниципального района. Фурмановской межрайонной прокуратурой <ДД.ММ.ГГГГ> приносился протест на п. 3.6.3 Регламента (в редакции постановления от 18.12.2020 № 957), который необоснованно отклонен Администрацией Фурмановского муниципального района. Фурмановский межрайонный прокурор просит признать п. 3.6.3 Регламента рассмотрения обращений граждан в Администрации Фурмановского муниципального района, утвержденного постановлением Администрации Фурмановского муниципального района от 01.11.2019 № 871 (в редакции постановления Администрации Фурмановского муниципального района от 18.12.2020 № 957) недействующим.

Прокурор – старший помощник Фурмановского межрайонного прокурора Хрипунова Е.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила суду, что в Администрации Фурмановского муниципального района сложилась ситуация, когда гражданин получает ответ за подписью заместителя главы Фурмановского муниципального района, то в случае обжалования этого ответа гражданин вновь получает ответ за подписью заместителя главы района. В сложившейся ситуации граждане лишены права на объективное рассмотрение их обращений и возможности получения ответ за подписью и от имени руководителя органа местного самоуправления, однако и Уставом Фурмановского муниципального района, и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена обязанность главы муниципального образования вести личный прием, рассматривать обращения граждан и давать на них ответы.

Представитель административного ответчика Администрации Фурмановского муниципального района Бейтикс А.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, просил в удовлетворении иска отказать, поскольку оспариваемым пунктом распоряжения полномочия Главы Фурмановского муниципального района по рассмотрению обращений граждан не отменяются, а делегируются заместителю главы, который назначен ответственным лицом за рассмотрение жалоб на решения, действия и бездействие должностных лиц Администрации Фурмановского муниципального района. В случае, если гражданами будут обжалованы решения лица, назначенного ответственным за рассмотрение жалоб, данную жалобу будет рассматривать либо Глава Фурмановского муниципального района, либо иной заместитель главы Фурмановского муниципального района, которому будет делегировано право рассмотрения жалобы. В штате Администрации Фурмановского муниципального района предусмотрены должности 5 заместителей главы администрации Фурмановского муниципального района.

Суд, выслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, проверив оспариваемый нормативный акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, приходит к следующим выводам.

В силу ч. 7 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 названной статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46), закрепляя право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), одновременно возлагает обязанность на государственные органы и органы местного самоуправления по его реализации и защите (ст. 2, п. «б» ст. 72).

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации названного конституционного права, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», закрепляющим право граждан обращаться лично в государственные органы, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам (статья 1, часть 1 статьи 2).

Гарантируя реализацию указанного конституционного права, названный Федеральный закон обязывает государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, а также дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункты 1 и 4 части 1 статьи 10), который в силу прямого указания данного Федерального закона подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (часть 3 статьи 10). Исполнение данных обязанностей, в том числе в части того, дан ли ответ гражданину по существу поставленных им в обращении вопросов, может быть подвергнуто судебному контролю по жалобе самого гражданина на принятое по его обращению решение или на действие (бездействие), связанное с его рассмотрением (пункт 4 статьи 5).

Согласно ст. 2 Устава Фурмановского муниципального района муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением Фурмановского муниципального района по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ивановской области, а также по иным вопросам, отнесенным Уставом района в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории Фурмановского муниципального района, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер;

Согласно ст. 20 Устава Фурмановского муниципального района обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно ст. 26 Устава Фурмановского муниципального района Глава района является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется Уставом Фурмановского муниципального района собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 28 Устава Фурмановского муниципального района Глава района руководит работой администрации Фурмановского муниципального района и ее структурных подразделений в пределах своих полномочий; издает постановления администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ивановской области, а также распоряжения администрации района по вопросам организации работы администрации района; осуществляет личный прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, принимает по ним решения.

Согласно ст. 9 Устава Фурмановского муниципального района по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ивановской области, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами Ивановской области. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Уставу Ивановской области, законам, иным нормативным правовым актам Ивановской области.

Согласно ст. 10 Устава Фурмановского муниципального района официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в газете «Новая жизнь» или «Вестнике администрации Фурмановского муниципального района и Совета Фурмановского муниципального района». Дополнительно нормативные правовые акты Фурмановского муниципального района и соглашения, заключенные между органами местного самоуправления, размещаются на официальном сайте Администрации Фурмановского муниципального района (www.furmanov.su) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно ст. 11 Устава Фурмановского муниципального района постановления и распоряжения администрации Фурмановского муниципального района, постановления и распоряжения Главы Фурмановского муниципального района входят в систему муниципальных правовых актов Фурмановского муниципального района.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Постановлением Администрации Фурмановского муниципального района от 01.11.2019 № 871 утвержден регламент рассмотрения обращений граждан в Администрации Фурмановского муниципального района, п. 3.6.3. которого предусматривал, что ответы на обращения, в которых обжалуются действия должностных лиц Администрации (с указанием конкретного должностного лица либо без указания конкретного должностного лица) подписывает Глава или лицо, временно исполняющее обязанности Главы (л.д. 12, 13-28).

Указанное постановление принято Администрацией Фурмановского муниципального района в пределах своих полномочий, с соблюдением установленного порядка, в соответствии со ст. 10 Устава Фурмановского муниципального района опубликовано в «Вестнике администрации Фурмановского муниципального района и Совета Фурмановского муниципального района» № 72 (Том 3) за ноябрь 2019 г. (л.д. 29-48).

Распоряжением Администрации Фурмановского муниципального района от 07.12.2020 № 486-Р Попов Д.В., заместитель Главы администрации Фурмановского муниципального района, назначен должностным лицом, ответственным за рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) должностных лиц в Администрации Фурмановского муниципального района (л.д. 49).

Постановлением Администрации Фурмановского муниципального района от 18.12.2020 № 957 в п. 3.6.3. регламента рассмотрения обращений граждан в Администрации Фурмановского муниципального района внесены изменения, п. 3.6.3. регламента изложен в следующей редакции: ответы на обращения, в которых обжалуются действия (бездействие) должностных лиц Администрации (с указанием конкретного должностного лица либо без указания конкретного должностного лица), подписывает заместитель главы администрации Фурмановского муниципального района, на которого распоряжением администрации Фурмановского муниципального района возложена обязанность по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) должностных лиц в администрации Фурмановского муниципального района (л.д. 50-51).

Указанное постановление принято Администрацией Фурмановского муниципального района в пределах своих полномочий, с соблюдением установленного порядка, в соответствии со ст. 10 Устава Фурмановского муниципального района опубликовано в «Вестнике администрации Фурмановского муниципального района и Совета Фурмановского муниципального района» № 69 за декабрь 2020 г. (л.д. 29-48).

Таким образом, оспариваемый правой акт принят уполномоченным органов в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования.

Фурмановским межрайонным прокурором <ДД.ММ.ГГГГ> приносился протест на п. 3.6.3 Регламента (л.д. 7-9), письмом от <ДД.ММ.ГГГГ> Администрация Фурмановского муниципального района протест отклонен (л.д. 10-11).

Проверяя оспариваемое положение нормативного правового акта (п. 3.6.3 Регламента рассмотрения обращения граждан в администрации Фурмановского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Фурмановского муниципального района от 01.11.2019 № 871 (в редакции постановления администрации Фурмановского муниципального района от 18.12.2002 № 957)) на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц; должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

По мнению Фурмановского межрайонного прокурора п. 3.6.3 Регламента (в редакции постановления от 18.12.2020 № 957) противоречит требованиям ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также ст.ст. 26, 28 Устава Фурмановского муниципального района, поскольку исключает рассмотрение обращений и подписание ответов на обращения, в которых обжалуются действия (бездействие) должностных лиц Администрации Фурмановского муниципального района, Главой Фурмановского муниципального района, или лицом, временно исполняющее обязанности Главы Фурмановского муниципального района.

Суд не может согласиться с указанными доводами Фурмановского межрайонного прокурора, поскольку положения ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» позволяют подписывать ответ на обращение, подлежащее рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным федеральным законом, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Статьи 26 и 28 Устава Фурмановского муниципального района также не запрещают Главе Фурмановского муниципального района издавать распоряжения о назначении должностных лиц, ответственных за рассмотрение части обращений граждан (только жалоб на решения, действия (бездействие) должностных лиц в Администрации Фурмановского муниципального района). Также, суд отмечает, что согласно п. 3.5.2 Регламента Глава или лицо, временно исполняющее обязанности Главы на поступившем обращении ставит свою резолюцию, согласно п. 3.6.1. ответы на обращения граждан по поручению Главы подписывает заместитель главы Администрации, руководители структурных подразделений в рамках своей компетенции, а в случае их отсутствия – исполняющий обязанности, согласно п. 4.1. прием граждан в Администрации ведут Глава, заместители главы Администрации, руководители структурных подразделений в соответствии с утвержденным графиком приема граждан.

Таким образом, оспариваемое Фурмановским межрайонным прокурором положение нормативного правового акта не противоречит ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также ст.ст. 26, 28 Устава Фурмановского муниципального района, поскольку не исключают обязанности Главы Фурмановского муниципального района по ведению личного приема граждан и участия в рассмотрении обращений граждан.

Также суд отмечает, что ни Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ни Устав Фурмановского муниципального района не содержит запрета на рассмотрение жалоб на действия должностных лиц органов местного самоуправления должностным лицом либо уполномоченным на то лицом и не относит рассмотрение данных жалоб к исключительной компетенции высшего должностного лица муниципального образования.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое Фурмановским межрайонным прокурором положение Регламента рассмотрения обращений граждан в Администрации Фурмановского муниципального района, утвержденного постановлением Администрации Фурмановского муниципального района от 01.11.2019 № 871 (в редакции постановления Администрации Фурмановского муниципального района от 18.12.2020 № 957) принято в пределах полномочий Главы муниципального образования, с соблюдением установленного порядка, их содержание в оспариваемой Фурмановским межрайонным прокурором части не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав граждан на обращение в органы местного самоуправления Фурмановского муниципального района, а равно и на объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, а также на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, в связи с чем основания для признания его недействующим у суда не имеется.

Также суд приходит к выводу, что оспариваемое Фурмановским межрайонным прокурором положения Регламента рассмотрения обращений граждан в Администрации Фурмановского муниципального района, утвержденного постановлением Администрации Фурмановского муниципального района от 01.11.2019 № 871 (в редакции постановления Администрации Фурмановского муниципального района от 18.12.2020 № 957) не противоречит ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», поскольку аналогичный запрет содержится в п. 3.5.8. Регламента, также суд отмечает, что оспариваемый пункт Регламента не содержит указания на конкретное уполномоченное на рассмотрение жалоб на решения, действий (бездействия) должностных лиц муниципального образования Фурмановского муниципального района должностное лицо, и в случае поступления жалобы на решения, действий (бездействия) заместителя главы Администрации Фурмановского муниципального района Попова Д.В., Глава Фурмановского муниципального района не лишен возможности рассмотреть данную жалобу лично.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, как основанные на неверном толковании положений Федерального закона, в удовлетворении административного искового заявления Фурмановского межрайонного прокурора к Администрации Фурмановского муниципального района о признании нормативного правового акта недействующим в части следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Фурмановского межрайонного прокурора к Администрации Фурмановского муниципального района о признании нормативного правового акта недействующим в части отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: ______________

Мотивированное решение составлено в окончательной форме <ДД.ММ.ГГГГ>