Дело № 2а-769/2020
УИД66RS0036-01-2018-001430-75
Решение в окончательной форме принято 11 января 2021 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Кушва 21 декабря 2020 года
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Мальцевой В.В.,
при секретаре судебного заседания Ямалеевой С.А.,
рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы» к судебному приставу – исполнителю Кушвинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области ФИО1, Кушвинскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Муниципальное казенное учреждение Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы» (далее МКУ КГО «КЖКС») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Кушвинскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области (Кушвинский РОСП УФФСП России по Свердловской области), в котором просит уменьшить размер исполнительского сбора или освободить от взыскания исполнительского сбора по постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с МКУ КГО «КЖКС» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, либо освободить от его уплаты; предоставить отсрочку взыскания исполнительского сбора.
В обоснование иска указано, что 15.06.2018 судебным приставом-исполнителем Кушвинского РОСП УФССП России по Свердловской области ФИО1 вынесено постановление № о взыскании с МКУ КГО «КЖКС» исполнительского сбора в связи с неисполнением в срок решения суда в рамках исполнительного производства №, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного Кушвинским городским судом в соответствии с решением суда от ДД.ММ.ГГГГ. МКУ КГО «КЖКС» не уклонялось от исполнения требований, указанных в исполнительном документе, напротив, предприняло все меры для возможности его исполнения: обращалось в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, в удовлетворении которого было отказано, обращалось к начальнику – старшему судебному приставу Кушвинского РОСП о продлении срока, указанного в требовании об исполнении решения суда. Требования, изложенные в решении суда от ДД.ММ.ГГГГ МКУ КГО «КЖКС» исполнены, исполнительное производство окончено ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени субъекта РФ или муниципального образования отвечает орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение. Отсутствие признака противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, исключает возможность его привлечения к ответственности, предусмотренной законом в виде взыскания исполнительского сбора. Постановлением о взыскании исполнительного сбора № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес МКУ КГО «КЖКС» не направлялось, его копия была получена только 23.10.2020.
Административный истец просит уменьшить размер исполнительского сбора или освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, предоставить отсрочку взыскания исполнительского сбора.
Определениями Кушвинского городского суда от 06.11.2020 и от 24.11.2020 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены судебный пристав – исполнитель Кушвинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы приставов по Свердловской области ФИО1, Управление Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области.
Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на интернет-сайте Кушвинского городского суда Свердловской области www.kushvinsky.svd.sudrf.ru в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
В судебном заседании представитель МКУ КГО «КЖКС» ФИО2, действующая по доверенности, административное исковое заявление поддержала, просила удовлетворить, уточнив требование, просила освободить МКУ КГО «КЖКС» от уплаты исполнительского сбора.
Суду пояснила, что административным истцом были приняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. Увеличению срока исполнения решения суда послужило то обстоятельство, что бюджетные ассигнования на выполнение ремонтных работ объекта дорожной инфраструктуры - мост в <адрес> в период с 2012 по 2017 в бюджете Кушвинского городского округа не предусматривались. Муниципальный контракт был заключен только в декабре 2017, работы выполнены в 2018 году. Кроме того, было установлено, что один из объектов транспортной инфраструктуры, относительно которых на МКУ КГО «КЖКС» была возложена обязанность провести капитальный ремонт – сооружение дорожного транспорта по адресу <адрес>, протяженностью 15 м, входит в состав автомобильной дороги общего пользования регионального значения, которая находится в собственности Свердловской области, в связи с чем, в 2019 году в судебном порядке решался вопрос о признании отсутствующим права муниципальной собственности Кушвинского городского округа на данный объект.
В судебное заседание судебный пристав-исполнитель Кушвинского РОСП УФССП России по Свердловской области ФИО1 не явилась, просила рассматривать в ее отсутствие. Суду представила отзыв, согласно которого решение оставляет на усмотрение суда /л.д. 74/.
В судебное заседание представитель Кушвинского отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области не явились, извещены о времени и месте судебного заседания. О причинах неявки суду не сообщили и ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
В силу положений ст.ст. 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Принимая во внимание доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении административного искового заявления отказать, по следующим основаниям.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон «Об исполнительном производстве»).
В соответствии со ст. 30 Закона «Об исполнительном производстве» установлено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 1).
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона (ч. 11).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12).
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 17).
Согласно ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что по иску прокурора г. Кушва решением Кушвинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ:
- МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа» обязано поставить на учет бесхозяйные объекты дорожной инфраструктуры: <адрес> (мост через реку Кушва), <адрес> (мост через реку Кушва), в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, а также признать право муниципальной собственности на указанные объекты дорожной инфраструктуры в срок до 31.12.20134
- Администрация Кушвинского городского округа обязана выделить денежные средства на ремонт объектов дорожной инфраструктуры: <адрес> (мост через реку Кушва), <адрес> (мост через реку Кушва), в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- МКУ КГО «КЖКС» обязано провести ремонт объектов дорожной инфраструктуры: <адрес> (мост через реку Кушва), <адрес> (мост через реку Кушва), в срок до ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 32-35/. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ выдан исполнительный лист ВС №/л.д. 122-123/.
На основании указанного исполнительного листа судебным приставом-исполнителем Кушвинского РОСП ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №, должник - МКУ КГО «КЖКС», предмет исполнения - обязать провести ремонт объектов дорожной инфраструктуры. Должнику установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ для добровольного исполнения, требований, содержащихся в исполнительных документах. Согласно отметки данное постановление вручено представителю должника /-/ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 36, 121/.
Постановлением судебного пристава – исполнителя Кушвинского РОСП УФССП по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. за неисполнение в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа /л.д. 78-79/.
Вместе с тем, административным ответчиком в материалы дела не представлены доказательства осведомленности должника о возбуждении исполнительного производства и предоставления срока для добровольного исполнения судебного акта.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона «Об исполнительном производстве» лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются о времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызываются к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.
Повестка, иное извещение, адресованные гражданину, вручаются ему лично под расписку на подлежащем возврату в подразделение судебных приставов уведомлении о вручении (ч. 1 ст. 27 Закона «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 29 Закона «Об исполнительном производстве» лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если: адресат отказался от получения повестки, иного извещения; несмотря на получение почтового извещения, адресат не явился за повесткой, иным извещением, направленными по его адресу; повестка, иное извещение направлены по последнему известному месту жительства лица, участвующего в исполнительном производстве, или по адресу, сообщенному им в письменной форме судебному приставу-исполнителю для уведомления данного лица (в том числе по адресу электронной почты), или повестка, иное извещение направлены иным способом, указанным таким лицом, однако лицо направленную повестку, иное извещение не получило; извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, направлено адресату с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации от 08 июля 2014 года № 0001/16, уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.
Таким образом, в силу требований Закона «Об исполнительном производстве» основанием для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора являются следующие обстоятельства: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
Оценка извещения должника об исполнительных действиях не может носить формальный характер, иное толкование привело бы к злоупотреблениям, как со стороны недобросовестного должника, так и со стороны государственного органа, осуществляющего исполнительные действия.
При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства, а документы, подтверждающие факт его уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.
В свою очередь, материалы настоящего дела, не содержат сведений, с достоверностью свидетельствующих об извещении МКУ КГО «КЖКС» о возбужденном в отношении него исполнительном производстве и предоставлении ему срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно записи на постановлении его копия вручена представителю должника только ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 121/. Отсутствуют также и сведения о направлении и вручении должнику постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, согласно данным представленным истцом, копия данного постановления получена им только ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный срок, подано настоящее административное исковое заявление /л.д. 52-53/.
Кроме того, материалы настоящего дела свидетельствуют об отсутствии вины административного истца в неисполнении решения суда в установленный срок.
Так, МКУ КГО «КЖКС», получив копию постановления о возбуждении исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обратилось к начальнику отдела – старшему судебному приставу Кушвинского РОСП УФССП по Свердловской области с заявлением о продлении срока для исполнения решения суда, указав, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем выдано требование об исполнении решения суда от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 37/, однако, данное требование не может быть исполнено, поскольку данное решение не исполнено Администрацией Кушвинского городского округа в части выделения денежных средств на ремонт объектов дорожной инфраструктуры в срок до ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 5/.
МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа» решение суда от ДД.ММ.ГГГГ в части признании права собственности на объекты дорожной инфраструктуры в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнено только в ДД.ММ.ГГГГ, когда было вынесено соответствующее судебное решение.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ финансового управления Администрации Кушвинского городского округа в течение 2012-2016 и в 2017 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ бюджетные ассигнования на ремонт объектов дорожной инфраструктуры в бюджете Кушвинского городского округа не предусматривались /л.д. 40/. Денежные средства были выделены на выполнение указанных работ в конце 2017 года, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ МКУ КГО «КЖКС» заключен муниципальный контракт на выполнение дорожных работ, в том числе ремонт асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог г. Кушва /л.д. 54-63/, ДД.ММ.ГГГГ составлен акт выполненных работ /л.д. 70-73/.
При этом, было установлено, что автомобильная дорога общего пользования регионального значения г. Кушва-д/о «Баранчинский», в том числе, мост, расположенный на 5 км+368 м автодороги, входит в состав автомобильной дороги общего пользования регионального значения, указанная дорога находится в собственности Свердловской области, право оперативного управления зарегистрировано за ГКУ СО «Управление автомобильных дорог». С учетом изложенного МКУ КГО «КЖКС» не имело возможности исполнить решение суда в части исполнения возложенных обязанностей по ремонту указанного объекта дорожной инфраструктуры. По иску МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа» решением Кушвинского городского суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, ступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ признано отсутствующим право муниципальной собственности Кушвинского городского округа на сооружение дорожного транспорта, расположенного по <адрес> протяженностью 15 м /л.д. 46-50/.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство № в отношении МКУ КГО «КЖКС» окончено /л.д. 81-82/, ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании с должника исполнительского сбора /л.д. 76-77/.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что муниципальное казенное учреждение находится в ведении органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, заключение и оплата казенным учреждением муниципальных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных ассигнований, вина МКУ КГО «КЖКС» в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа отсутствует, действия МКУ КГО «КЖКС» не свидетельствуют о намерении уклониться от исполнения обязательств, а просрочка исполнения требований исполнительного документа вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от воли МКУ КГО «КЖКС», в его действиях не усматривается умысла, направленного на уклонение от исполнения обязательства, на воспрепятствование действиям судебного пристава, в связи с чем, отсутствуют основания для ответственности за нарушение обязательства.
При таких обстоятельствах МКУ КГО «КЖКС» подлежит освобождению от взыскания исполнительского сбора согласно постановления судебного пристава-исполнителя Кушвинского РОСП УФССП России по Свердловской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ в рамках возбужденного исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы» к судебному приставу – исполнителю Кушвинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области ФИО1, Кушвинскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить Муниципальное казенное учреждение Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы» от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава – исполнителя Кушвинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ в рамках возбужденного исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы в Свердловский областной суд через Кушвинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.В. Мальцева