ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-76/20 от 11.03.2020 Рубцовского районного суда (Алтайский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Рубцовск 11 марта 2020 года

Рубцовский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Четвертных А.В.,

при секретаре Леонтьевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-76/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Алтайскому краю к Кравцову Александру Сергеевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 12 по Алтайскому краю обратилась с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с административного ответчика Кравцова А.С. задолженность по уплате транспортного налога в общем размере 7342 руб. и пени в общем размере 69 руб. 17 коп. в пользу регионального бюджета.

В обоснование заявленных требований указано, что Кравцов А.С., ИНН , является плательщиком транспортного налога. Налогоплательщик транспортный налог за 2016-2017 годы в полном объёме не уплатил, сумма задолженности составила 7342 руб. Налогоплательщику направлялись налоговые уведомления на уплату налога, в связи с его неуплатой направлялись требования об уплате налогов, штрафных санкций. На сумму несвоевременно уплаченного налога начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. 11.08.2019 мировым судьёй судебного участка Рубцовского района Алтайского края вынесен судебный приказ о взыскании вышеуказанной задолженности, отменённый 30.08.2019.

Административный истец уточнил исковые требования, настаивая на взыскании с административного ответчика транспортного налога в размере 5220 руб., исчисленный за 2016-2017 годы на транспортное средство ГАЗ 3110, рег.знак , и пени в размере 38 руб. 51 коп., отказываясь от ранее заявленных сумм требования.

Представитель административного истца, извещенный в надлежащем порядке о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился.

В соответствии с ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела. Обязательной явку представителя административного истца суд не признавал, рассматривал дело в его отсутствие.

Административный ответчик Кравцов А.С. в судебном заседании согласился с исковым требованием о взыскании транспортного налога за 2017 год в размере 2610 руб., возражал относительно взыскания данного налога за 2016 год, мотивировав пропуском срока для обращения в суд. Отметил, что, будучи инвалидом, имеет право на уменьшение суммы транспортного налога до 610 руб. по его расчету, то есть за минусом 100 л.с., как по аналогии уменьшения при начислении земельного налога и налога на имущество. Суду дополнил, что автомобилем ГАЗ 3110, рег.знак , владел в 2016-2017 годах, на данном автомобиле специального оборудования для инвалидом не установлено, не получал данный автомобиль в органах социальной защиты. Действия налогового органа, отказывающего ему в получении льгот, не оспаривал в судебном порядке.

Также, в ранее представленных письменных возражениях Кравцов А.С. просит отказать во взыскании налога с автомобиля ВАЗ 219178, рег.знак , в полном объёме и за 2016 год с автомобиля ГАЗ 3110, рег.знак . В обоснование указывает, что автомобиль ВАЗ 219178 оборудован ручным управлением, так как он является инвалидом и в документах имеется соответствующая отметка, тем более что ИФНС №12 прислала ему уведомление № 2630277 о подтверждении права на предоставление льготы. Относительно взыскания налога с автомобиля ГАЗ 3110 срок исковой давности за 2016 год истёк. Транспортный налог начислен неправильно, без учета льготы в 100 л.с., которая полагается ему как инвалиду и в которой ему отказано. Согласно расчёту: 130,5 л.с. - 100 л.с. = 30,5 л.с. х 20 = 610 руб.

В отзыве на возражения налоговый орган считает доводы налогоплательщика необоснованными, требование об отказе в удовлетворении исковых требований незаконным. Отмечено, что льгота по транспортному налогу имеет заявительный характер и предоставляется только на одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно. Кравцову А.С. предоставлена льгота по транспортному налогу на транспортное средство ЛАДА 219178, в связи с чем произведено уменьшение ошибочно начисленного налога за 2017 год в размере 2122 руб., уменьшена пеня на сумму 31 руб. 02 коп. Таким образом, цена иска составляет 5220 руб. - транспортный налог за 2016 и 2017 годы, исчисленный на транспортное средство ГАЗ 3110 и 38 руб. 51 коп. - пени за его неуплату. Довод об истечении срока давности для взыскания задолженности по налогу за 2016 год необоснован, так как налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 руб. В данном случае сумма задолженности превысила 3000 руб. после неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате транспортного налога за 2017 год в момент выставления требования об уплате налогов № 4446 от 30.01.2019 со сроком добровольной уплаты до 26.03.2019.

Выслушав административного ответчика, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации, и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В соответствии со ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

Объектом налогообложения на основании ст.358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда и др. водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Статья 2 Закона Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края» от 10.10.2002 № 66-ЗС (в ред. за спорный период) (далее - Закон о транспортном налоге) определяет порядок и сроки уплаты налога.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст.362 НК РФ).

В соответствии с указанными нормами НК РФ и ст.ст. 1, 2 Закона о транспортном налоге, Кравцов А.С. является плательщиком транспортного налога и обязан его уплачивать.

Наличие у административного ответчика в течение 2016-2017 годов автомобиля ГАЗ 3110, рег.знак , подтверждается имеющимися в деле сведениями налогового органа, ответом на судебный запрос ОГИБДД МО МВД России «Рубцовский», также не оспаривалось в суде Кравцовым А.С.

Сумма транспортного налога, подлежащая взысканию с административного ответчика, составила за 2016-2017 года в общем размере 5220 руб. (2610 руб. х 2), не уплаченная налогоплательщиком. Расчет начисленного налога не оспорен административным ответчиком, проверен судом, является арифметически верным. С начислением налога за 2017 год Кравцов А.С. согласился, о чем заявил в суде при производстве по делу.

О взыскании транспортного налога в заявленном размере 5220 руб. суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Суд не соглашается с позицией административного ответчика о необходимости применения льготного налогообложения в отношении автомобиля ГАЗ 3110 с учетом следующего.

Согласно с п.3 ст.56 НК РФ льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

В соответствии с п.п.2 п.1 ст.3 Закона о транспортном налоге на транспортные средства категории «Автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно» устанавливается налоговая ставка в размере 0 рублей, в том числе, инвалидам всех категорий.

Согласно п.3 ст.3 Закона о транспортном налоге льготы, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, применяются в отношении одной единицы транспортного средства по выбору лица, на которое оно зарегистрировано в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ст.3 Закона о транспортном налоге налогоплательщики - физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные частями 1 и 2 настоящей статьи, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы с указанием выбора транспортного средства, в отношении которого применяется льгота, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Из вышеизложенных норм следует, что льгота по транспортному налогу имеет заявительный характер и предоставляется только на одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно.

Согласно представленной административным ответчиком копии уведомления № 2630277 о подтверждении права налогоплательщика на предоставление льготы от 26.06.2019, Кравцов А.С. обратился в Инспекцию с заявлением о предоставлении льготы в отношении автомобиля ЛАДА 219178, в связи с чем предоставлена льгота по уплате транспортного налога на данный автомобиль как <данные изъяты>.

Карточкой учёта транспортного средства - автомобиля ЛАДА 219178, рег.знак , подтверждается оборудование автомобиля устройством управления для лиц <данные изъяты>.

О предоставлении Кравцову А.С. льготы в отношении автомобиля ГАЗ 3110, рег.знак , суду не сообщено. Согласно карточке учёта транспортного средства мощность двигателя данного автомобиля составляет 131 л.с. и, следовательно, согласно п.п.2 п.1 ст.3 Закона о транспортном налоге не подпадает под льготную категорию. Кравцов А.С. суду сообщил, что автомобиль ГАЗ 3110 специальным оборудованием для использования инвалидом не оборудован, данный автомобиль он не получал в органе социальной защиты населения, действия налогового органа, отказывающего ему в предоставлении льготы в судебном порядке не обжаловал.

Оснований для применения льготы при исчислении транспортного налога в отношении автомобиля ГАЗ 3110, рег.знак , суд не усматривает.

Позиция административного ответчика о применении его расчета для уменьшения налога «130,5 л.с. - 100 л.с. = 30,5 л.с. х 20 = 610 руб.» не состоятельна. НК РФ, специальное законодательство не указывают на необходимость применения такого расчета, иное суду не было мотивировано. Применение к данным правоотношениям аналогии исчисления земельного налога и налога на имущество физических лиц является недопустимым, иное суду не подтверждено.

При таких обстоятельствах возражения административного ответчика, заявленные на административное исковое заявление, и поддержанные в судебном заседании отклоняются судом.

Нарушений порядка взыскания налога и обращении налоговой инспекции в суд не установлено.

С учетом ст.52 НК РФ в адрес налогоплательщика направляется налоговое уведомление об оплате начисленного налога. Обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налог подлежит оплате налогоплательщиком к установленному сроку платежа.

В связи с неисполнением налогового уведомления, в соответствии с требованиями ст.70 НК РФ, по адресу налогоплательщика направляется требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Административному ответчику по начисленному налогу направлялись в надлежащем порядке налоговые уведомления и требования, приложенные копиями к материалам дела. Сроки их направления соблюдены.

Доказательства своевременной оплаты заявленного налога административным ответчиком не предоставлены.

Неисполнение обязанности по уплате налога к установленному сроку является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ.

Исходя из положений ст.45 НК РФ в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате налогов производится их взыскание.

Согласно ст.48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Сумма задолженности превысила 3000 руб. после неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате транспортного налога за 2017 год в момент выставления требования об уплате налога № 4446.

В требовании № 4446 об уплате налога по состоянию на 30.01.2019, административному ответчику установлен срок исполнения требования -26.03.2019. Срок обращения в суд с заявлением о взыскании истекал 26.09.2019.

Согласно копии определения мирового судьи судебного участка Рубцовского района Алтайского края от 30.08.2019 (дело № 2а-1610/2019) судебный приказ о взыскании задолженности по налогу, пени с Кравцова А.С. вынесен 11.08.2019. Таким образом, заявление о выдаче судебного приказа подано мировому судье в пределах срока обращения в суд.

При исследованных обстоятельствах, суд критически относится к позиции административного ответчика о том, что срок давности по взысканию транспортного налога за 2016 год истёк, так как она основана на неверном толковании нормативных положений.

В соответствии со ст.75 НК РФ административный истец рассчитал к взысканию пеню на сумму задолженности несвоевременно уплаченных налогов.

Суд соглашается с представленным налоговым органом расчетом пени по транспортному налогу. Так, учтено взыскание суммы пени с налога в размере 2610 руб., периоды просрочки при изменении ставки ЦБ с 04.12.2018 по 16.12.2018 и с 17.12.2018 по 29.01.2019. Однако, общая сумма пени при сложении составляет 38 руб. 15 коп. (8 руб. 48 коп. + 29 руб. 67 коп.), вместо поддержанной инспекцией в размере 38 руб. 51 коп. Взыскание пени с административного ответчика производится судом в сумме 38 руб. 15 коп., в большей сумме пени требование не обосновано, подлежит отказу.

С учетом ст.114 КАС РФ, ст.333.19 НК РФ, с административного ответчика следует взыскать государственную пошлину в размере 400 руб. в доход бюджета муниципального образования Рубцовский район Алтайского края.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Алтайскому краю к Кравцову Александру Сергеевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени удовлетворить частично.

Взыскать с Кравцова Александра Сергеевича, ИНН , проживающего по адресу: <адрес>:

- транспортный налог в размере 5220 (пять тысяч двести двадцать) рублей, пени в размере 38 (тридцать восемь) рублей 15 копеек в пользу регионального бюджета и перечислить их в УФК МФ РФ по Алтайскому краю (Межрайонная ИФНС России № 12 по Алтайскому краю), ИНН 2209028442, КПП 220901001, счет 40101810350041010001, Отделение Барнаул БИК 040173001, ОКТМО 01716000, код налога 18210604012021000110, код пени 18210604012022100110.

В остальной части заявленной суммы пени отказать.

Взыскать с Кравцова Александра Сергеевича государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей в доход бюджета муниципального образования Рубцовский район Алтайского края.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Рубцовский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Четвертных

Мотивированное решение

изготовлено 11 марта 2020 года.