ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-76/2018 от 12.04.2018 Ширинского районного суда (Республика Хакасия)

Административное дело № 2а-76/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 апреля 2018 г. с. Шира

Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе председательствующего судьи Любарских Т.В.,

с участием представителя административного истца Майнагашева Р.А.,

представителя заинтересованного лица на стороне административного ответчика Спашибиной С.А.,

при секретаре судебного заседания Леглер Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гродникова Николая Геннадьевича к Управлению Россреестра по Республике Хакасия о признании незаконными действий по осуществлению государственного кадастрового учета и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установлении зоны с особыми условиями использования территории, о возложении обязанности по аннулированию произведенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Гродников Н.Г. обратился в суд с административным иском о признании действий Управления Росреестра по Республике Хакасия по осуществлению государственного кадастрового учета и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установлении зоны с особыми условиями использования территории в отношении государственного природного биологического заказника «Июсский» (далее по тексту – заказник «Июсский»), о возложении на административного ответчика обязанности по аннулированию произведенных действий. По мнению административного истца, оспариваемые действия были осуществлены в нарушение требований постановления Правительства РФ от 03 февраля 2014 г. № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (далее по тексту – ГКН), в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения ГКН, а также требований к формату таких документов в электронной форме», что, в свою очередь, привело к нарушению прав административного истца на беспрепятственный проезд по дорогам общего пользования в населенном пункте к земельному участку, предоставленному Гродникову Н.Г. управлением муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ширинский район на основании договора аренды от 28 октября 2014 г., так как территория всего с. Малая Сыя входит в зону с особыми условиями использования территории. Кроме того, по мнению административного истца, оспариваемые действия ограничивают его права, поскольку возлагают на Гродникова Н.Г. дополнительные обязанности, а именно обязанности по осуществлению административным истцом на указанном земельном участке деятельности только после ее согласования с Государственным казенным учреждением Республики Хакасия «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия» (далее по тексту – ГКУ РХ «Дирекция по ООПТ РХ») и при условии получения положительного решения последнего.

Определением суда от 27 марта 2018 г. к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены Государственный комитет по охране объектов животного мира и окружающей среды Республики Хакасия (далее по тексту – Госкомитет по охране животного мира и окружающей среды), ГКУ РХ «Дирекция по ООПТ РХ», филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Хакасия (далее по тексту – Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РХ).

Определением суда от 27 марта 2018 г. у руководителя Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РХ истребованы кадастровая выписка и кадастровое дело об особо охраняемой природной территории в отношении заказника «Июсский», а также сведения о том, находится ли земельный участок в границах заказника «Июсский».

Административный ответчик Управление Росреестра по РХ в отзывах на иск просило в удовлетворении административного иска отказать ввиду следующего. 28 апреля 2016 г. в порядке информационного взаимодействия органов государственной власти, определенном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2014 г. № 71 в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РХ от Госкомитета по охране животного мира и окружающей среды поступили документы для внесения в ГКН сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории в отношении заказника «Июсский». Был предоставлен текст постановления Правительства Республики Хакасия от 14 августа 2000 г. № 146, согласно которому на территории Ширинского района организован данный заказник, а также землеустроительное дело с приложенной картой-планом границ особо охраняемой территории заказника «Июсский». По данным документам 11 мая 2016 г. было принято решение о внесении в ГКН сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории (границе особо охраняемой природной территории) в отношении заказника «Июсский». Ссылаясь на положения Федеральных законов «О государственном кадастре недвижимости», «Об особо охраняемых природных территориях», постановления Правительства Республики Хакасия от 14 августа 2000 г. № 146, Управление Росреестра по РХ считало, что действия Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РХ были осуществлены в соответствии с законодательством, действовавшим на момент внесения в ГКН сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории в отношении заказника «Июсский».

В отзыве на иск Филиал ФГБУ «ФКП Росрестра по РХ» полагал, что административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку административным истцом не представлены доказательства незаконности действий по осуществлению государственного кадастрового учета и внесению в ЕГРН сведений об установлении зоны с особыми условиями использования территории в отношении заказника «Июсский». В обоснование отзыва указал, что 28 апреля 2016 г. в порядке информационного взаимодействия органов государственной власти, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2014 г. № 71, в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РХ от Госкомитета по охране животного мира и окружающей среды поступили документы для внесения в ГКН сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории в отношении заказника «Июсский». Был предоставлен текст постановления Правительства Республики Хакасия от 14 августа 2000 г. № 146, согласно которому на территории Ширинского района организован данный заказник, землеустроительное дело с приложенной картой-планом границ особо охраняемой территории заказника «Июсский». По данным документам 11 июня 2016 г. было принято решение о внесении в ГКН сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории заказника «Июсский», который имеет региональное значение и в своих границах является особо охраняемой природной территорией, в связи с чем считал, что действия по внесению в ЕГРН сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории в отношении заказника «Июсский» законны и осуществлены в соответствии с законодательством, действовавшим на момент внесения данных сведений. Кроме того, законность оспариваемых действий подтверждается апелляционной судебной практикой Верховного Суда Республики Хакасия по аналогичному делу, рассмотренному Ширинским районным судом по административным искам муниципального образования Ефремкинский сельсовет Ширинского района, Т.В.М., Т.С.В., С.Д.Ю.

В возражениях на административный иск Госкомитет по охране животного мира и окружающей среды Хакасии указало на несоответствие заявленных исковых требований нормам закона, полагало, что они не подлежат удовлетворению, поскольку сведения о границах заказника «Июсский» внесены в ГКН в порядке информационного взаимодействия в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в редакции от 30 декабря 2015 г. Данный закон предусматривал возможность внесения сведений только о зоне с особыми условиями использования территорий, такое понятие как особо охраняемая природная территория на тот момент в законе отсутствовало. Сведения о границах заказника «Июсский» были внесены в ГКН на основании представленной Госкомитетом карты (плана) границ заказника.

Участвовавший в судебном заседании представитель административного истца Майнагашев Р.А. поддержал исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исках. Дополнительно пояснил, что административным ответчиком нарушено Постановление Правительства РФ от 03 февраля 2014 г. № 71, так как отсутствуют доказательства отправления файла в формате XML, как и доказательства получения этого файла. Полагал, что в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории в отношении заказника «Июсский» на земельном участке, предоставленном административному истцу в аренду, запрещена эксплуатация самоходных транспортных средств, хранение любого оружия, в том числе пневматического, в связи с чем вспахать участок, либо пробурить воду на нем нет возможности, тем самым нарушаются права Гродникова Н.Г. на свободу владения земельным участком, на беспрепятственный проезд по дороге общего пользования к земельному участку. Указал, что административный истец не обладал данными правами до образования заказника «Июсский», однако они были нарушены с момента установления спорной зоны. Также представитель административного истца пояснил, что Гродниковым Г.Н. избран способ защиты своего права в виде восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Представитель заинтересованного лица Спашибина С.А. поддержала все возражения на административное исковое заявление в полном объеме, просила в удовлетворении иска отказать. Настаивала на том, что Госкомитет по охране животного мира и окружающей среды РХ передал филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по РХ в порядке информационного взаимодействия все необходимые документы в формате ХМL для внесения в ГКН сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории заказника «Июсский», при этом была использована электронная цифровая подпись, оформленная на имя председателя Госкомитета, в противном случае при ее отсутствии документы не были бы получены филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по РХ в порядке информационного взаимодействия. Также сообщила, что в настоящее время проводится работа по исключения населенного пункта с. Малая Сыя из территории заказника «Июсский» путем внесения изменений в постановление о его образовании.

Представители административного ответчика – Управления Росреестра по Республики Хакасия, заинтересованных лиц - ГКУ РХ «Дирекция ООПТ Хакасии», Филиала ФГБУ «ФКП Росрестра по РХ», надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, в зал суда не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

Поскольку обязательность явки сторон судом не признавалась, суд в силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ счел возможным провести судебное заседание при имеющейся явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проанализировав и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В ч. 9 ст. 226 КАС РФ указано, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено и из материалов административного дела следует, что 28 октября 2014 г. между Управлением муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ширинский район и Гродниковым Н.Г. заключен договор аренды земельного участка № 207, согласно которому Гродникову Н.Г. на срок по 27 октября 2024 г. в аренду предоставлен земельный участок общей площадью 1500 кв.м., для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок передан Гродникову Н.Г. по акту приема-передачи в тот же день.

Как следует из кадастровой выписки о территориальной зоне, зоне с особыми условиями использования территории, территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 329 марта 2018 г., 11 мая 2016 г. установлена особо охраняемая природная территория регионального значения - государственный природный зоологический заказник «Июсский», зона с особыми условиями использования территорий, решением об установлении которой является постановление Правительства РХ от 14 августа 2000 г. № 146.

Также в выписке указано, что сведения о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах зоны с особыми условиями использования территории, территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержатся в ст. 24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции от 13 июля 2015 г.).

Кадастровая выписка также содержит:

- план (чертеж, схема) территориальной зоне, зоне с особыми условиями использования территории, территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,

- сведения о местоположении границ территориальной зоны, зоны с особыми условиями использования территории, территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ с обозначением сведений об их характерных точках, которые определены картометрическим методом,

- сведения об объектах недвижимости, полностью или частично расположенных в границах зоны с особыми условиями использования территории, среди которых указан земельный участок с кадастровым номером 19:11:030402:32, предоставленный Гродникову Н.Г. в аренду.

В преамбуле Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции от 13 июля 2015 г.) указано, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Согласно пп. 2 и 4 ст. 2 данного закона государственные природные заказники – это одна из категорий особо охраняемых природных территорий, которые могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

В силу п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с:

а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

В п. 2 ст. 23 названного закона указано, что создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 6 ст. 2 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 3 ст. 24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

В силу п. 5 ст. 24 данного закона собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 20 октября 1992 г. № 12 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Хакасия» (в редакции от 14 июля 2015 г.) одной из категорий особо охраняемых природных территорий регионального значения является государственные природные заказники.

В силу ч. 3 ст. 1 названного Закона Республики Хакасия Правительство Республики Хакасия согласовывает решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с:

1) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;2) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

В ст. 8 Закона Республики Хакасия «Об особо охраняемых природных территориях Республики Хакасия» предусмотрено, что создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется на основании постановления Правительства Республики Хакасия в соответствии с требованиями, предусмотренными ч. 3 ст. 1 настоящего Закона.

Согласно постановлению Правительства Республики Хакасия от 14 августа 2000 г. № 146 на территории Ширинского района организован государственный природный зоологический заказник «Июсский» площадью 30 тыс. га в следующих границах: восточная - по восточным границам кварталов 10, 7, 4, 2 Беренжакского лесничества до реки Белый Июс, далее вниз по реке Белый Июс до юго-восточного угла 35 квартала Коммунаровского лесничества и далее по восточной границе кварталов 35, 31, 17, 9, северная - по границам кварталов 8, 9 до реки Белый Июс, далее вниз по реке до устья реки Тарча, западная - от реки Белый Июс вверх по реке Тарча, через поселок Половинка до истоков реки Тарча, по западным границам кварталов 4, 11, затем по южным границам кварталов 11, 12, 13, 19 до северо-западного угла 30 квартала и далее по западным границам кварталов 30, 33, 43, 56, 66, 74 и по южным границам кварталов 74, 75, 76 до северо-западного угла 10 квартала Беренжакского лесничества (по водораздельному хребту).

Также данным постановлением утверждено Положение о данном заказнике, где указано, что он выполняет функции поддержания целостности естественных сообществ, сохранения, воспроизводства и восстановления ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении, а также редких и исчезающих видов диких животных (п. 1.1 Положения). Управление заказником «Июсский» осуществляется Государственным казенным учреждением Республики Хакасия «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия» (п. 1.2 Положения). Территория заказника «Июсский» не влечет изъятие занимаемых им земельных, лесных, водных объектов у землепользователей, лесопользователей, водопользователей (п. 1.4 Положения), однако землепользователи, лесопользователи, водопользователи обязаны соблюдать установленный режим в заказнике, оказывать всемерную помощь в выполнении возложенных на заказник задач (п. 1.5 Положения).

Раздел 3 Положения устанавливает режим заказника, обязательные к соблюдению запреты.

В силу п. 3.3 Положения заказник «Июсский» в обязательном порядке подлежит учету при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, программ, схем землеустройства и районной планировки, а также лесоустроительной документации.

Как указано в постановлении Правительства Республики Хакасия от 24 марта 2005 г. № 88 «Об утверждении Перечня почв и природных объектов Республики Хакасия, находящихся под особой охраной» (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Республики Хакасия от 30 июня 2011 г. № 402), государственный природный заказник «Июсский» создан в 1980 г. решением Хакасского облисполкома и Красноярского крайисполкома и продлен Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14 августа 2000 г. № 146, имел категорию особо охраняемой природной территории, статус – республиканского значения.

Согласно ст. 95 Земельного кодекса РФ (в редакции от 01 мая 2016 г.) к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов (ч. 1).

Тем самым судом установлено, что на территории Ширинского района уполномоченным на то органом, а именно Правительством Республики Хакасия создан государственный природный зоологический заказник «Июсский».

Приведенные выше нормы свидетельствуют, что данный заказник имеет региональное значение, в своих границах с момента образования автоматически является особо охраняемой природной территорией, что согласование решения о его создании с землепользователями и органами местного самоуправления не предусмотрено.

Приказом Росреестра от 12 октября 2011 г. № П/389 утвержден сборник классификаторов, используемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в автоматизированных системах ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости, предназначенный в том числе для ведения баз данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости.

Сборник содержит код классификатора 218 под названием «Территориальные зоны и зоны с особыми условиями использования территорий», в который, помимо прочего, входят территориальные зоны, зона особо охраняемых территорий, зоны с особыми условиями использования территории, зоны охраны природных объектов, территория особо охраняемого природного объекта, охранная зона особо охраняемого природного объекта, прочие зоны с особыми условиями использования территории, иные зоны с особыми условиями использования территории, иная зона с особыми условиями использования территории.

Тем самым суд приходит к выводу о том, что в ЕГРН особо охраняемые природные территории учитываются по коду классификатора 218 и содержатся в разделе реестра о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий.

К данному выводу суд пришел с учетом также того, что приказом Минэкономразвития России от 20 июня 2016 г. № 378 утверждена форма выписки именно о зоне с особыми условиями использования территорий, территориальной зоне, территории объекта культурного наследия, территории опережающего социально-экономического развития, зоне территориального развития в Российской Федерации, игорной зоне, лесничестве, лесопарке, особо охраняемой природной территории, особой экономической зоне, охотничьем угодье, береговой линии (границе водного объекта), проекте межевания территории.

Статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции от 01 мая 2016 г.) предусмотрено информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости. В частности, указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решения, в том числе об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий (п. 4 ч. 1). Обязательным приложением к решению органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, направляемому в орган кадастрового учета, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ такой зоны (ч. 5.2). Органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1 настоящей статьи (ч. 6). В случае, если указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи сведения не поступили в государственный кадастр недвижимости в сроки, установленные настоящей статьей, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости (ч. 7).

Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (в редакции от 01 мая 2016 г.) перечень и содержание документов, направляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в орган кадастрового учета в случаях, установленных частями 1 - 3.2 настоящей статьи, порядок их направления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2014 г. № 71 (в редакции от 27 февраля 2016 г.) утверждены Правила, определившие порядок направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, перечень и содержание документов, а также требования к формату таких документов в электронной форме.

В п. 4 Правил указано, что в случае установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий (в том числе зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий (в том числе зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации), направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, а также сведения, содержащие текстовое и графическое описание местоположения границ таких зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Пунктом 17 Правил предусмотрено, что карта (план) объекта землеустройства является обязательным приложением к направляемым в орган кадастрового учета документам только в случае установления или изменения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования, в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений.

Согласно п. 18 Правил при информационном взаимодействии документы, в том числе карта (план) объекта землеустройства, представляются в виде электронных документов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

В соответствии с п. 20 Правил сведения, содержащиеся в документах, полученных органом кадастрового учета, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости. При невозможности внесения в государственный кадастр недвижимости содержащихся в документах сведений из-за несоответствия их формата и (или) содержания требованиям, предусмотренным настоящими Правилами, орган кадастрового учета в течение 5 рабочих дней формирует запрос об уточнении представленных данных и направляет его органу государственной власти или органу местного самоуправления, представившему указанные документы.

Тем самым в порядке информационного взаимодействия для направления в орган кадастрового учета сведений об установлении границ зоны с особыми условиями использования территорий обязательными являются документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении границ таких зон, и сведения, содержащие текстовое и графическое описание местоположения границ таких зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, направление карты (плана) в данном случае не предусмотрено.

Из материалов дела следует, что 29 декабря 2015 г. Госкомитет по охране животного мира и окружающей среды обратился в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РХ с просьбой внесения в ГКН сведений об особо охраняемой природной территории регионального значения в отношении заказника «Июсский», для чего направило землеустроительное дело на CD-R диске.

12 мая 2016 г. Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РХ сообщил Госкомитету по охране животного мира и окружающей среды о том, что данные сведения внесены в ГКН, особо охраняемой природной территории регионального значения – заказнику «Июсский» присвоен учетный номер 19.11.2.136.

Как указано во внутренней описи кадастрового дела зон с особыми условиями использования территорий 19.11.2.136, в нем содержится CD-R диск, протоколы проверки и решение об учете. Также в кадастровом деле имеется План границ объекта землеустройства, текст постановления Правительства РХ от 14 августа 2000 г. № 146, при этом в протоколах проверки имеются сведения о председателе Госкомитет по охране животного мира и окружающей среды Х.В.М., о распоряжении Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства РХ, на основании которого Х.В.М. был назначен на указанную должность, постановлении Правительства РХ от 14 августа 2000 г. № 146, о кадастровом плане территории, цифровой специальной карте Ширинского района, карте (плане) объекта землеустройства и др.

Таким образом, судом установлено, что в порядке информационного взаимодействия 11 мая 2016 г. в ЕГРН (ГКН) были внесены сведения о границах заказника «Июсский» и об особо охраняемой природной территории в этих границах в порядке информационного взаимодействия на основании представленных документов, в том числе в электронном виде.

Принимая во внимание характер оспариваемых действий, учитывая положения ч. 9 ст. 226 КАС РФ, суд приходит к выводу, что обстоятельства, связанные с тем, сведения о каких конкретно характерных точках границ заказника «Июсский», а, следовательно, и о границах особо охраняемой природной территории, были внесены в Единый государственный реестр недвижимости (государственный кадастр недвижимости), каким образом они были установлены, имелась ли у Госкомитета по охране животного мира и окружающей среды электронная цифровая подпись, существенного значения для правильного разрешения рассматриваемого дела не имеют, поскольку границы заказника «Июсский», следовательно, и границы спорной зоны были установлены не административным ответчиком, а Правительством Республики Хакасия в постановлении от 14 августа 2000 г. № 146.

Суд полагает, что административным истцом неверно избран способ защиты права, поскольку заказник «Июсский» создан, его границы установлены и установлены границы спорной зоны задолго до того, как Гродникову Н.Г. был предоставлен в аренду земельный участок, находящийся в границах заказника. С момента заключения с Управлением муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ширинский район договора аренды земельного участка у административного истца возникла обязанность по соблюдению режима заказника, запрещающего на его территории охоту, проезд и стоянку автотранспорта вне дорог, нахождение на территории заказника физических лиц с огнестрельным, пневматическим и холодным оружием, отнесенным к охотничьему оружию боеприпасами, капканами и другими устройствами, приборами, оборудованием, используемыми при осуществлении охоты, проезд и стоянку самоходных машин и др.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований ввиду того, что в ходе рассмотрения дела не были выявлены нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, не установлена незаконность действий Управления Росреестра по РХ по внесению в ЕГРН (ГКН) сведений о границах заказника «Июсский» и об особо охраняемой природной территории в этих границах.

Отвечающие признакам относимости и допустимости доказательства, бесспорно свидетельствующие об обратном, суду представлены не были.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Гродникова Николая Геннадьевича к Управлению Россреестра по Республике Хакасия о признании незаконными действий по осуществлению государственного кадастрового учета и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установлении зоны с особыми условиями использования территории, о возложении обязанности по аннулированию произведенных действий, отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.В. Любарских

Мотивированное решение составлено и подписано 17 апреля 2018 г.

Судья Т.В. Любарских