ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-76/2021КОПИ от 21.06.2021 Псковского гарнизонного военного суда (Псковская область)

Дело № 2а-76/2021 Копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(мотивированное решение составлено 21 июня 2021 года)

07 июня 2021 года г. Псков

Псковский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Филиппова А.А., при секретаре Сныткиной Н.Э., с участием представителей административных ответчиков ФИО1 и Кули О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда административное дело № 2а-76/2021 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> лейтенанта ФИО2 о признании незаконными действий ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Новгородской областям» (далее – УФО), связанных с отказом в согласовании проекта приказа командира воинской части о выплате ФИО2 материальной помощи,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в Псковский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил:

- признать незаконными действия УФО, связанные с отказом в согласовании проекта приказа командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о выплате ФИО2 материальной помощи за 2020 год;

- обязать ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Новгородской областям» согласовать проект приказа командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о выплате ФИО2 материальной помощи за 2020 год;

- обязать командира войсковой части <данные изъяты> внести сведения о согласованном приказе о выплате ФИО2 материальной помощи за 2020 год в специализированное программное обеспечение «Алушта».

В заявлении ФИО2 указал, что в июле 2020 года после окончания образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» ему было присвоено первое офицерское воинское звание «лейтенант», он заключил первый контракт о прохождении военной службы и был назначен на воинскую должность командира взвода связи роты управления войсковой части <данные изъяты>. Приказом командира указанной воинской части от ДД.ММ.ГГГГ он был зачислен в списки части и исполнял обязанности по занимаемой воинской должности, однако материальная помощь за 2020 год ему выплачена не была. В январе 2021 года он обратился к командиру воинской части с рапортом, в котором просил издать приказы, в том числе, о выплате материальной помощи за 2020 год, однако в поступившем ответе ему было разъяснено, что это невозможно в связи с отсутствием у него формы допуска к государственной тайне, необходимой для данной воинской должности. В апреле 2021 года в ходе судебного разбирательства ему стало известно, что в январе 2021 года командиром воинской части был издан проект приказа о выплате ему материальной помощи, однако он не был согласован УФО. Считает, что отказ УФО в согласовании проекта приказа является незаконным, поскольку он от занимаемой воинской должности не освобождался и в распоряжение командира не зачислялся, исполнял обязанности по занимаемой воинской должности, в связи с чем имеет право на выплату ему материальной помощи за 2020 год.

Административный истец, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл.

Представитель административного ответчика – командира войсковой части <данные изъяты> – Куля О.Л. в судебном заседании, в том числе в письменных возражениях, административный иск не признала и просила в его удовлетворении отказать. Она пояснила, что на момент зачисления ФИО2 в списки личного состава воинской части у того отсутствовал допуск к совершенно секретным сведениям, необходимый для занимаемой должности. Данный допуск был оформлен ФИО2 в декабре 2020 года. Однако к этому времени в связи с изменением в номенклатуре должностей для занимаемой ФИО2 воинской должности стала требоваться первая форма допуска, которая до настоящего времени не оформлена. В этой связи, по мнению представителя, ФИО2 не могла быть установлена к выплате материальная помощь. В январе 2021 года командиром воинской части в УФО был направлен для согласования проект приказа о выплате ФИО2 материальной помощи за 2020 год, однако он не был согласован УФО в связи с отсутствием приказа командира воинской части о приеме административным истцом дел и должности.

Представитель административного ответчика – УФО – ФИО1 в судебном заседании административный иск не признал и просил в его удовлетворении отказать. Он пояснил, что 27 января 2021 года в УФО поступил проект приказа командира войсковой части <данные изъяты> о выплате ФИО2 материальной помощи за 2020 год. Поскольку на тот момент приказ о приеме ФИО2 дел и должности издан не был, у административного истца отсутствовало право на получение материальной помощи. В этой связи проект приказа не был согласован УФО, о чем был составлен соответствующий лист разногласий № 3, который вместе с проектом приказа в тот же день направлен в воинскую часть.

Заслушав объяснения представителей административных ответчиков, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Из листа разногласий УФО № 3 от 27.01.2021, рапорта ФИО2 от 18.01.2021, ответа на рапорт от 19.02.2021, копии почтового конверта и объяснений представителей административных ответчиков в судебном заседании усматривается, что оспариваемые действия УФО совершены 27 января 2021 года. Информация об отказе в согласовании проекта приказа о выплате материальной помощи была доведена командованием части до ФИО2 в ответе от 19 февраля 2021 года. Данный ответ получен административным истцом не ранее 24 февраля 2021 года.

Следовательно, о нарушении своих прав оспариваемыми действиями УФО ФИО2 стало известно не ранее 24 февраля 2021 года.

Административное исковое заявление направлено ФИО2 в суд почтой 17 мая 2021 года, то есть в пределах установленного процессуального срока. В связи с изложенным, указанный процессуальный срок административным истцом не пропущен.

В соответствии с Правилами согласования сотрудниками управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и их структурных подразделений проектов приказов (по строевой части) командиров воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденными заместителем Министра обороны Российской Федерации 30 декабря 2014 года и статс-секретарем – заместителем Министра обороны Российской Федерации 15 января 2015 года, а также Временным регламентом взаимодействия воинских частей и территориальных финансовых органов по согласованию проектов приказов, утвержденным Командующим войсками Западного военного округа 07 декабря 2016 года, уполномоченные сотрудники территориального финансового органа (финансово-расчетного пункта) осуществляют согласование проектов приказов командиров обслуживаемых воинских частей об установлении военнослужащим окладов денежного содержания, ежемесячных, иных дополнительных и отдельных выплат, пособий и компенсаций, а также направление в воинскую часть проектов приказов, не соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации с указанием пунктов приказов, где выявлены такие несоответствия.

Таким образом, суд приходит к выводу, что УФО вопрос об отказе в согласовании проекта приказа командира войсковой части <данные изъяты> в отношении ФИО2 разрешен в соответствии с предоставленными полномочиями.

Согласно послужному списку, контракту о прохождении военной службы от 17.07.2020, выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, окончивший в июле 2020 года Южный федеральный университет, 17 июля 2020 года заключил первый контракт о прохождении военной службы сроком на 3 года и был назначен на воинскую должность командира взвода связи роты управления войсковой части <данные изъяты>, с присвоением первого офицерского воинского звания «лейтенант».

В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 с 01 августа 2020 года был зачислен в списки воинской части и приступил к приему дел и должности. При этом ему были установлены к выплате оклад по воинскому званию и оклад по занимаемой воинской должности.

Из копий рапорта ФИО2 от 05.08.2020 и журнала учета рапортов командира войсковой части <данные изъяты> следует, что 05 августа 2020 года ФИО2 доложил командиру воинской части рапортом о приеме им дел и должности командира взвода связи роты управления, а 07 августа 2020 года обратился с рапортом о выплате ему материальной помощи.

Как усматривается из сообщения юрисконсульта войсковой части <данные изъяты> Кули О.Л. от 26 мая 2021 года, приказы об освобождении ФИО2 от занимаемой воинской должности и зачислении в распоряжение командира воинской части не издавались.

Из копий приказа командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и листа разногласий № 3 УФО, ФИО2 установлено выплатить материальную помощь за 2020 год в размере одного оклада денежного содержания. Указанный приказ не согласован УФО в связи с отсутствием приказа командира воинской части о приеме административным истцом дел и должности командира взвода связи роты управления и фактическим неисполнением ФИО2 обязанностей по указанной воинской должности.

Согласно копии рапорта ФИО2 от 18.01.2021 он обратился к командиру войсковой части <данные изъяты> с вопросом о невыплате ему с 01 августа 2020 года денежного довольствия в полном объеме в соответствии с занимаемой воинской должностью, включая материальную помощь за 2020 год.

Ответом командира указанной воинской части от 19.02.2021 ФИО2 разъяснено о неустановлении ему, в том числе, материальной помощи в связи с отсутствием у него необходимой формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и как следствие – невозможностью принятия дел и должности. Также ФИО2 сообщено об отказе УФО согласовать приказ о выплате ему материальной помощи за 2020 год.

В соответствии с приказом командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, допущенный на основании приказа командира данной воинской части от ДД.ММ.ГГГГ к временному исполнению обязанностей по вакантной воинской должности командира взвода управления самоходно-артиллерийской батареи, с 15 февраля 2021 года принял дела и должность.

Из копии базы данных СПО «Алушта», расчетных листков ФИО2 за август 2020 года – апрель 2021 года и объяснений представителей административных ответчиков в судебном заседании следует, что ФИО2 материальная помощь за 2020 год до настоящего времени не начислена и не выплачена. В марте 2021 года ФИО2 начислена и выплачена материальная помощь за 2021 год.

В соответствии с пунктами 1 и 4 ст.42 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением случаев нахождения в распоряжении командира (начальника).

Согласно п.1 ст.13 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237, для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.

Пунктом 1 Порядка реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 17.12.2012 № 3733, установлено, что назначение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождение их от воинских должностей, увольнение с военной службы и присвоение им воинских званий осуществляются приказами соответствующих командиров (начальников) по личному составу.

Анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что прохождение военнослужащим военной службы по контракту не на воинской должности возможно лишь на основании приказа соответствующего воинского должностного лица об освобождении его от занимаемой должности и о зачислении в распоряжение командира (начальника).

До освобождения такого военнослужащего от занимаемой воинской должности на основании приказа соответствующего командира (начальника) по личному составу он считается проходящим военную службу на воинской должности, а потому вправе претендовать на получение обусловленных данным статусом выплат, входящих в денежное довольствие.

Как установлено в суде, после прибытия в часть ФИО2 принял дела и должность командира взвода связи роты управления, о чем доложил рапортом от 05 августа 2020 года. После этого он в полном объеме исполнял обязанности по указанной воинской должности, за исключением тех обязанностей, которые были связаны с работой со сведениями, составляющими государственную тайну, вплоть до 15 февраля 2021 года, когда был временно допущен к исполнению обязанностей по другой вакантной воинской должности.

Указанные обстоятельства административными ответчиками не оспаривались и были подтверждены представителем командира войсковой части <данные изъяты> в судебном заседании.

Таким образом, административный истец фактически исполнял обязанности по той воинской должности, на которую он был назначен приказом Министра обороны РФ, приказ об освобождении его от этой должности и зачислении в распоряжение командира (начальника) не издавался, хотя именно издание такого приказа является основанием для прекращения выплаты военнослужащему денежного довольствия, как находящемуся на должности.

В этой связи ФИО2 вправе был претендовать на получение обусловленных данным статусом выплат, включая ежегодную материальную помощь.

В соответствии с частями 2, 12, и 22 статьи 2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в состав денежного довольствия военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, входят дополнительные выплаты, к которым относится и ежегодная материальная помощь. Ежегодная материальная помощь устанавливается в размере не менее одного оклада денежного содержания. Правила выплаты ежегодной материальной помощи определяются Правительством Российской Федерации.

Из содержания пунктов 2-4 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодной материальной помощи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 № 993 (далее – Правила), п. 79-81 Порядка следует, что военнослужащим по контракту по их рапорту на основании приказа соответствующего командира выплачивается ежегодная материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания. Военнослужащим, имеющим право на получение материальной помощи, но не обратившимся за ней в текущем году, материальная помощь выплачивается одновременно с выплатой им денежного довольствия за декабрь текущего года. Материальная помощь исчисляется исходя из месячного оклада военнослужащего в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (в случае временного исполнения им обязанностей по вакантной воинской должности - месячного оклада в соответствии с этой воинской должностью), установленных на дату принятия решения о выплате материальной помощи, а при выплате материальной помощи в декабре - на 1 декабря текущего года.

Кроме того, согласно п.6 Правил материальная помощь не выплачивается военнослужащим:

увольняемым с военной службы по основаниям, указанным в пунктах 1 - 5, 7 - 11 части 4 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». В случае если указанным военнослужащим материальная помощь была выплачена ранее, при их увольнении с военной службы выплаченная сумма удержанию не подлежит;

в период нахождения в распоряжении командиров (начальников);

увольняемым с военной службы в конце текущего года с предоставлением им при увольнении отпуска, оканчивающегося в следующем году, - за год, в котором оканчивается отпуск.

Каких-либо данных о наличии оснований, предусмотренных п.6 вышеупомянутых Правил, не имеется.

Следовательно, ФИО2, назначенный в 2020 году на воинскую должность командира взвода связи роты управления и фактически приступивший к исполнению обязанностей по указанной воинской должности, имел право на установление и выплату ему материальной помощи за 2020 год.

В судебном заседании установлено, что одним из оснований для отказа в согласовании УФО соответствующего проекта приказа явилось неиздание командиром воинской части приказа о приеме административным истцом дел и должности командира взвода связи роты управления вследствие отсутствия у ФИО2 необходимой формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Вместе с тем, пунктами 4 и 5 статьи 3 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах и полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Никто не вправе ограничивать военнослужащих и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом.

При таких обстоятельствах суд считает, что несогласованность действий органов военного управления и их должностных лиц в вопросе назначения ФИО2 на воинскую должность при отсутствии у него необходимой формы допуска к сведениям, составляющих государственную тайну, не может служить основанием для ограничения его права на получение материальной помощи, гарантированной Федеральным законом.

Тем более, что приказ Министра обороны РФ о назначении ФИО2 на воинскую должность является действующим, не отменен и в нем четко определено должностное положение ФИО2

Что касается вывода в листе разногласий о, якобы, неисполнении ФИО2 обязанностей по указанной воинской должности, то он является ошибочным и опровергается совокупностью вышеперечисленных доказательств по делу.

В этой связи действия УФО, связанные с отказом в согласовании проекта приказа командира воинской части о выплате ФИО2 материальной помощи за 2020 год, являются незаконными.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца суд считает необходимым и достаточным обязать УФО согласовать проект приказа командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о выплате ФИО2 материальной помощи за 2020 год, а также возложить обязанность на командира войсковой части <данные изъяты> внести сведения о согласованном приказе о выплате ФИО2 материальной помощи за 2020 год в специализированное программное обеспечение «Алушта».

В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает все понесенные по делу судебные расходы.

На основании изложенного, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика – УФО в пользу ФИО2 судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. 174-180, 227-228 КАС РФ, военный суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконными действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Новгородской областям», связанных с отказом в согласовании проекта приказа командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о выплате ФИО2 материальной помощи за 2020 год.

Обязать ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Новгородской областям» согласовать проект приказа командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о выплате ФИО2 материальной помощи за 2020 год.

Обязать командира войсковой части <данные изъяты> внести сведения о согласованном приказе о выплате ФИО2 материальной помощи за 2020 год в специализированное программное обеспечение «Алушта».

Установить ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Новгородской областям» и командиру войсковой части <данные изъяты> срок для устранения выявленных судом нарушений, а также срок для сообщения об исполнении решения суда – один месяц со дня вступления его в законную силу, о чем уведомить Псковский гарнизонный военный суд, а также административного истца ФИО2

Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Новгородской областям» в пользу ФИО2 судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 (трехсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 1-й Западный окружной военный суд через Псковский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Филиппов

Копия верна:

Судья А.А. Филиппов

Секретарь судебного заседания Н.Э. Сныткина

21.06.2021