РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
4 июля 2022 г. г. Краснодар
Краснодарский гарнизонный военный суд под председательством - судьи Слободянюка В.Д., при секретаре судебного заседания Козиной О.А., с участием представителя административного ответчика – начальника ФГК ВОУВО «Краснодарское высшее военное орденов Жукова и Октябрьской революции краснознамённое училище имени генерала армии С.М.Штеменко» МО РФ – ФИО1, прокурора - помощника военного прокурора Краснодарского гарнизона ... Русиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, административное дело № 2а-76/2022 по административному исковому заявлению ФИО2 о признании недействующим с момента издания Устава ФГК ВОУВО «Краснодарское высшее военное орденов Жукова и Октябрьской революции краснознамённое училище имени генерала армии С.М.Штеменко» Министерства обороны Российской Федерации, утверждённого Министром обороны Российской Федерации 3 июля 2015 г. и изменений к нему в той мере, в какой содержит неопределённость полномочий по подбору и расстановке кадров профессорско-преподавательского состава Училища,
УСТАНОВИЛ
ФИО2, обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором, после уточнения требований, просил признать недействующим с момента издания Устав ФГК ВОУВО «Краснодарское высшее военное орденов Жукова и Октябрьской революции краснознамённое училище имени генерала армии С.М.Штеменко» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Училище), утверждённого Министром обороны Российской Федерации 3 июля 2015 г. и изменений к нему в той мере, в какой содержит неопределённость полномочий по подбору и расстановке кадров профессорско-преподавательского состава Училища.
В административном исковом заявлении ФИО2 указал, что на заседании аттестационной комиссии Восьмого управления Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации 2 октября 2018 г. он был назначен на должность ... Училища. В связи с чем считает, что Устав не наделяет Училище полномочиями по подбору и расстановки кадров и необоснованно наделяет такими полномочиями иных лиц, в связи с чем не предусматривает ответственность Училища перед личностью, обществом и государством за свою деятельность, что привело его в дальнейшем к увольнению его с военной службы. Кроме того, указал, что считает, что Устав Училища должен был быть утверждён Министром обороны Российской Федерации в форме нормативного правового акта - постановления или приказа, однако поскольку указанным должностным лицом данных актов об утверждении Устава издано не было, то тот не имеет юридической силы.
Административный истец, надлежащим образом извещённый о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не прибыл и представил ходатайство о проведении судебного заседания в его отсутствие.
Представитель административного ответчика – Министра обороны Российской Федерации – ФИО3, надлежащим образом извещённый о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не прибыл и представил ходатайство о проведении судебного заседания в его отсутствие. Кроме того, представил возражения, в которых требования административного искового заявления не признал и просил в их удовлетворении отказать. В обосновании указал, что Министром обороны Российской Федерации, в рамках представленных ему законом полномочий, правомерно утверждён Устав Училища. Кроме того, Устав не является единственным нормативным актом, в соответствии с которым руководствуется в своей деятельности Училище, и не обязан содержать предписаний, регламентирующих порядок прохождения военнослужащими военной службы по контракту в Училище, либо устанавливающих порядок замещения комплектуемых офицерами вакантных воинских должностей профессорско-преподавательского состава. В соответствии с Уставом внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации именно на командира воинской части возлагается обязанность руководить подбором и расстановкой кадров. Кроме того, Устав Училища не является и не содержит никаких дискриминирующих сведений.
Представитель административного ответчика – Училища – ФИО1, требования административного искового заявления не признал и просил в их удовлетворении отказать, в обосновании чего пояснил, что в Уставе отражены все виды деятельности, осуществляемые Училищем, а подбор и расстановка кадров профессорско-преподавательского состава не является видом деятельности. Вместе с тем ФИО2 в настоящее время уволен из Училища, в связи с чем Устав не затрагивает его права и законные интересы. Кроме того, Устав Училища не является нормативным правовым актом и принят в полном соответствии с законом. Также Устав Училища не содержит никаких дискриминирующих сведений.
Прокурор Русина в своём заключении просила отказать в удовлетворении требований административного искового заявления, поскольку процедура принятия Устава Училища нарушена не было, его содержание соответствует законодательству, а процедура подбора и расстановки кадров профессорско-преподавательского состава Училища регламентирована иными нормативными правовыми актами. Вместе с тем права и законные интересы ФИО2 Уставом не затрагиваются, поскольку тот уволен из данной образовательной организации и с военной службы в целом.
Административный истец ФИО2 и административный ответчик – Министра обороны Российской Федерации, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, в связи с чем, на основании ч. 2 ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотрение административного дела без их участия.
Выслушав представителя административного ответчика и заключение прокурора, исследовав материалы дела, с учётом представленных возражений, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Устав Училища был принят 4 июня 2015 г., а 3 июля 2015 г. он был утверждён Министром обороны Российской Федерации.
Согласно выписки из приказа начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ – первого заместителя Министра обороны РФ от 26 ноября 2018 г. № 93 ФИО2 назначен на воинскую должность ... Училища.
10 сентября 2019 г. в Устав были внесены изменения, которые 5 декабря 2019 г. были утверждены Министром обороны Российской Федерации.
Как следует из выписки из приказа начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ – первого заместителя Министра обороны РФ от 26 сентября 2019 г. № 97 ФИО2 досрочно уволен с военной службы в запас на основании п.п. «г» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в связи с лишением допуска к государственной тайне.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 25 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация: тип образовательной организации, учредитель или учредители образовательной организации, виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности, структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» к учредительным документам некоммерческих организаций, в том числе, относится устав. В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать наименование учреждения, указание на тип учреждения, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.
Как следует из содержания п.п. 32 и 33 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» Устав федерального учреждения, а также вносимые в него изменения утверждаются правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя. Устав должен содержать: общие положения, устанавливающие в том числе наименование федерального учреждения с указанием в наименовании его типа, информацию о месте нахождения федерального учреждения, наименование учредителя и собственника имущества федерального учреждения, наименование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя и собственника федерального учреждения; предмет и цели деятельности учреждения в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом, муниципальным правовым актом, а также исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и иных видов деятельности, не являющихся основными), которые федеральное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано; раздел об организации деятельности и управлении учреждением, содержащий в том числе сведения о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов, а также положения об ответственности руководителя учреждения; раздел об имуществе и финансовом обеспечении учреждения, содержащий в том числе: порядок распоряжения имуществом, приобретенным федеральным бюджетным учреждением (за исключением имущества, приобретенного за счет средств, выделенных учреждению собственником на приобретение такого имущества); порядок передачи федеральным бюджетным учреждением некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств, иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества; порядок осуществления крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность; запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за федеральным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению из федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации; положения об открытии лицевых счетов федеральному учреждению в органах Федерального казначейства, а также об иных счетах, открываемых федеральному учреждению в соответствии с законодательством Российской Федерации; положения о ликвидации федерального учреждения по решению собственника имущества и распоряжении собственником имуществом ликвидированного учреждения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; указание на субсидиарную ответственность Российской Федерации по обязательствам федерального казенного учреждения в лице федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя; сведения о филиалах и представительствах учреждения; иные разделы - в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как видно из содержания Устава в нём отражены указанные выше сведения, в том числе сведения о предмете, целях, задачах и видах деятельности Училища, в связи с чем суд делает вывод, что содержание Устава требованиям закона соответствует.
В связи с изложенным суд делает вывод, что действующее законодательство не содержит требований о необходимости указания в Уставе образовательной организации полномочий по подбору и расстановке кадров профессорско-преподавательского состава данной организации. Указанные полномочия по существу относятся к организационным функциям.
Кроме того в соответствии с п. 51 Приложения 2 к Приказу Министра обороны РФ от 15 сентября 2014 г. № 670 военно-учебные заведения осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами РФ и Министерства обороны РФ, а также своим уставом.
Согласно п. 65 указанного выше приложения, управление военно-учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны и уставом военно-учебного заведения на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Начальник вуза непосредственно организует и осуществляет управление военно-учебным заведением и отвечает за состояние и деятельность вуза и всех его структурных подразделений.
В связи с чем суд делает вывод, что Устав не является единственным нормативным актом, в соответствии с которым руководствуется в своей деятельности Училище, и не обязан содержать в том числе предписаний, регламентирующих порядок прохождения военнослужащими военной службы по контракту в Училище.
Вместе с тем довод административного истца о том, что Устав должен быть утверждён именно нормативно правовым актом суд находит не обоснованным, поскольку законодательством такая обязанность не установлена.
В данном случае Устав Училища утверждён Министром обороны Российской Федерации, что соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку указанное лицо осуществляет функции и полномочия учредителя Училища.
В связи с изложенным в удовлетворении требований административного искового заявления в надлежит отказать.
Вместе с тем довод административного ответчика, что Устав права и законные интересы ФИО2 не нарушает является несостоятельным, поскольку административный истец обжалует Устав в части определения полномочий Училища по подбору и расстановки военнослужащих на воинский должности Училища, в том числе и в период, когда он сам был назначен на воинскую должность ... Училища и связывает его с дальнейшем увольнением с военной службы, то есть непосредственно затрагивающим его права и законные интересы, связанные с порядком прохождения военной службы и увольнения с неё.
Так как исковое административное заявление не подлежит удовлетворению в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы по делу следует отнести на счёт административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 103, 111, 175-180, 297-298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований административного искового заявления ФИО2 отказать.
Судебные расходы, состоящие из уплаты государственной пошлины за обращение в суд, отнести на счёт административного истца.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда через Краснодарский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.Д. Слободянюк
Мотивированное решение составлено 8 июля 2022 г.