Дело № 2а-770/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 2016 года г. Кострома
Димитровский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Моховой Н.А., при секретаре Трухиной Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Костроме к Данилову А.С. о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам и санкциям,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по г. Костроме обратилась в суд с административным исковым заявлением к Данилову А.С. о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам и санкциям. Свои требования мотивировали тем, что Данилов А.С. являлся собственником недвижимого имущества: жилого дома, иных строений, земельных участков и транспортных средств <данные изъяты> В установленный срок административный ответчик налоги не уплатил. За несвоевременную уплату налогов начислены пени. В соответствии с п. 1 ст. 45, п. 2 ст. 69, ст. 70 НК РФ налогоплательщику выставлены требования от 23.11.2012 года № 18645, от 11.11.2015 года № 57388, от 10.10.2015 года № 13234 с указанием срока добровольной уплаты. В установленный срок требования не исполнены. Просит взыскать задолженность по налогу на имущество физических лиц, по транспортному и земельному налогу в общей сумме 19 775 руб. 71 коп.
Административный истец просил о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства. Указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
Принимая во внимание, что место жительство административного ответчика не известно, рассмотрение дела назначено по общим правилам административного судопроизводства.
ИФНС России по г. Костроме, надлежаще извещенная о слушании дела, в судебное заседание своего представителя не направила, о причинах неявки суд не уведомила.
Административный ответчик, извещенный судом о слушании дела по месту своей последней регистрации, в суд не явился. В соответствии со ст. 54 КАС РФ суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого не известно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях. Определением судьи Димитровского районного суда г. Костромы от 23.05.2016 года для представления в суде интересов административного ответчика назначен адвокат Матвеева Н.А., полагавшая требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Выслушав представителя административного ответчика – адвоката Матвееву Н.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 3, 23 Налогового Кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги.
Согласно ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, предъявлять в суды иски о взыскании недоимки и пеней.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно ст. 52 НК РФ налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление с указанием суммы налога, подлежащей уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (ст. 69НК).
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки (ст. 70 НК РФ).
В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Статьями 14 и 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных указанным Кодексом, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.
На основании ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.Законом Костромской области от 28 ноября 2002 года № 80-ЗКО «О транспортном налоге» устанавливаются налоговые ставки по транспортному налогу на территории Костромской области.
Согласно ст. 3 указанного Закона налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на имя административного ответчика Данилова А.С., согласно представленным из УГИБДД УМВД России по Костромской области сведениям, с ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ – транспортное средство <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ – транспортное средство <данные изъяты>.
Данилов А.С., являясь налогоплательщиком транспортного налога, в установленные законом сроки транспортный налог не уплатил, в связи с чем начислены пени в сумме 66 руб. 98 коп.
Расчет размера транспортного налога и пени по транспортному налогу произведен правильно и с соблюдением требований налогового законодательства, подтверждается представленными расчетами.
Согласно положениям ст. 399 Налогового кодекса РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса (ст. 400 НК РФ).
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (ч. 1 ст. 401 НК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Ранее действовал Закон РФ от 09.12.1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», утративший силу с 01.01.2015 года. Согласно п. 1 ст. 1 данного Закона плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: 1) жилой дом; 2) квартира; 3) комната; 4) дача; 5) гараж; 6) иное строение, помещение и сооружение (ст. 2 Закона).
Согласно положениям ст. 3 Закона № 2003-1 от 09.12.2001 года, ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор. В ст. 5 Закона определено, что уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Согласно Выписке из ЕГРП Данилову А.С. на праве собственности принадлежало недвижимое имущество: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (в период с ДД.ММ.ГГГГ), нежилое помещение №, расположенное по адресу: г<адрес> (в период с ДД.ММ.ГГГГ).
Налогоплательщику Данилову А.С. начислен налог на имущество, который в установленный законодательством срок не уплачен. За несвоевременную уплату налога начислены пени в сумме 102 руб. 45 коп.
Расчет размера налога на имущество физических лиц и пени по налогу произведен правильно и с соблюдением требований налогового законодательства, подтверждается представленными расчетами.
В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации № 136-ФЗ собственностью граждан (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. На основании ст.ст. 42, 65 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны своевременно производить платежи за землю. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно ст.ст. 387, 388, 397 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налог и авансовые платежи по земельному налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
На основании п. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно Выписке из ЕГРП Данилову А.С. на праве собственности принадлежали земельные участки: 306/21207 доля в праве на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г<адрес> (в период с ДД.ММ.ГГГГ), земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> (в период с ДД.ММ.ГГГГ).
Налогоплательщику земельного налога Данилову А.С. начислен земельный налог, который в установленный законодательством срок не уплачен. За несвоевременную уплату налога начислены пени в сумме 1 руб. 80 коп.
Расчет размера земельного налога и пени по налогу произведен правильно и с соблюдением требований налогового законодательства, подтверждается представленными расчетами.
11.11.2015 года Данилову А.С. было направлено требование № 57388 с предложением погасить пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 102 руб. 45 коп., пени по земельному налогу в сумме 1 руб. 80 коп. и пени транспортному налогу в сумме 12 руб. 75 коп. в срок до 18.02.2016 года.
Ранее ИФНС России по г. Костроме Данилову А.С. выставлены требование № 18645 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 23.11.2012 года, из которого следует, что числится задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме 191 руб. 43 коп., по транспортному налогу в сумме 6 800 руб., по пени по транспортному налогу в сумме 25 руб. 40 коп., предложено погасить данную задолженность в срок до 30.01.2013 года, и требование № 13234 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 10.10.2015 года, из которого следует, что числится задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме 13 381 руб., по транспортному налогу в сумме 1 541 руб., по пени по транспортному налогу в сумме 28 руб. 83 коп., по земельному налогу в сумме 4 708 руб., предложено погасить данную задолженность в срок до 25.01.2016 года.
Копии указанных выше требований, документов об их направлении административному ответчику представлены административным истцом в материалы дела.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты задолженности в установленный срок производится взыскание в судебном порядке. Срок обращения в суд истцом не пропущен.
Таким образом, поскольку административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налогов, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для взыскания с него пени за просрочку уплаты налогов.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, поскольку ИФНС России по г. Костроме в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины, а административный ответчик Данилов А.С. - не освобожден, суд в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ приходит к выводу о взыскании с ответчика в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 791 руб. 03 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Костроме к Данилову А.С. о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам и санкциям удовлетворить.
Взыскать с Данилова А.С. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Костроме задолженность по налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам в размере 19 775 рублей 71 копейки.
Взыскать с Данилова А.С. в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 791 рубля 03 копеек.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Мохова