Дело № 2а-969/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 февраля 2016 года г. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Колыванова С. М.,
при секретаре судебного заседания Сушковой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 ФИО6 к Межрайонной инспекции ФНС России № 16 по Московской области о признании незаконным и отмене решения о применении ставки земельного налога в размере 1,5% в отношении земельных участков,,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Щелковский городской суд Московской области с административным иском к Межрайонной ИФНС № 16 по Московской области о признании незаконным решения налогового органа о применении повышенной налоговой ставки при исчислении земельного налога.
В обоснование административного иска указал, что ему на праве собственности принадлежат земельные участки, разрешенное использование: дачное строительство, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения:
земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>,
земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>,
земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Щелковским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области были вынесены постановления по делам об административном правонарушении №, № и №, в соответствии с которыми ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1 000 (одна тысяча) рублей за каждое административное правонарушение.
В настоящее время, в связи с направлением Щелковским отделом Управления Росреестра в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 16 по Московской области копий указанных постановлений о назначении административного наказания, в отношении принадлежащих истцу земельных участков налоговым органом была применена повышенная налоговая ставка (1,5 %) от кадастровой стоимости земельного участка, а не 0,05 %, которая установлена решением Совета депутатов городского поселения Фряново Щелковского муниципального района Московской области от 02.11.2010 года № 232/29. Таким образом, сумма земельного налога по каждому земельному участку была увеличена в 30 раз.
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ (о котором административный истец узнал через «Личный кабинет» на сайте налогового органа) налоговая ставка в отношении указанных земельных участков применена в размере 1,5%. Налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени административным истцом не получено. В отношении других земельных участков, принадлежащих административному истцу на праве собственности и расположенных по адресу: <адрес>, применена ставка земельного налога – 0,05%.
Административный истец считает применение налоговым органом ставки земельного налога 1,5% в отношении указанных земельных участков неправомерным по следующим причинам.
Основанием для вынесения постановлений от ДД.ММ.ГГГГ явились акты проверок соблюдения земельного законодательства РФ от 11.09.2014 года, составленные в ходе проведения внеплановой, выездной проверки выполнения ФИО1 требований по использованию земель сельскохозяйственного назначения, назначенной Распоряжением Главы городского поселения Фряново от 29.08.2014 года № 146.
Между тем в дальнейшем указанные акты проверок от 11.09.2014 года были отменены на основании Распоряжения Администрации городского поселения Фряново Щелковского муниципального района Московской области от 02.11.2015 года №.
Решением Совета депутатов городского поселения Фряново от 02.11.2010 года № 232/29 в отношении земельных участков для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства установлена ставка земельного налога – 0,05 %.
Применяя при исчислении земельного налога повышенной ставки в размере 1,5 %, налоговый орган руководствовался Решением Совета депутатов от 21.11.2014 года № 24/5. Вместе с тем указанное Решение вступает в силу с 01.01.2015 года и рассматриваемому налоговому периоду (2014 год) не применяется.
Административный истец просит суд:
признать незаконным и отменить решение Межрайонной инспекции ФНС России № 16 по Московской области о применении ставки земельного налога в размере 1,5 % при исчислении земельного налога за 2014 год в отношении следующих земельных участков: земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2, действующая на основании доверенности, административный иск поддержали по изложенным в нем основаниям, представили в материалы дела письменные пояснения по существу спора, пояснили суду, что в настоящее время отменены акты проверок земельного законодательства, составленные Администрацией городского поселения Фряново. Указанные акты явились основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности Управлением Росреестра. В свою очередь, после поступления в Управление Росреестра сведений об отмене актов проверок, Управление направило в адрес налогового органа уведомление, из которого следует, что вынесенные в отношении ФИО1 постановления по делу об административном правонарушении следует считать недействительными. Между тем налоговый орган пересчет ставки земельного налога не произвел. Кроме того, никаких правовых оснований для применения повышенной ставки земельного налога не имеется, поскольку в соответствии с Решением Совета депутатов городского поселения Фряново от 02.11.2010 года № 232/29 для земельных участков с видом разрешенного использования «дачное строительство» предусмотрена ставка земельного налога в размере 0,05 %. Возможность увеличения указанной ставки земельного налога законодательными актами не предусмотрена. Применение повышенной налоговой ставки в размере 1,5 % предусмотрено только в отношении земельных участков с видом разрешенного использования: «для сельскохозяйственного производства», в случае использования этих земельных участков не по целевому назначению. Однако земельный участок административного истца имеет иной вид разрешенного использования («дачное строительство»), в связи с чем законодательное положение о возможности применения повышенной ставки земельного налога в отношении земельных участков ФИО1 в спорном случае применено быть не может. Просили административный иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика - Межрайонной ИФНС России № 16 по Московской области, по доверенности ФИО3, административный иск не признала, представила в материалы дела письменный отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что основанием для применения пониженной ставки земельного налога является фактическое использование земельного участка для сельскохозяйственного производства. Между тем в налоговый орган поступили постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные Щелковским отделом Управления Росреестра по Московской области, из которых следует, что спорные земельные участки не используются по целевому назначению. Постановления от ДД.ММ.ГГГГ года не обжалованы и вступили в законную силу. 30.12.2015 года в адрес административного ответчика поступило информационное письмо из Управления Росреестра по Московской области, из которого следует, что ранее вынесенные постановления по делам об административных правонарушениях следует считать недействительными. Однако к моменту поступления указанной информации земельный налог за спорные земельные участки уже был начислен, административному истцу направлено налоговое уведомление об уплате земельного налога по ставке 1,5 % от кадастровой стоимости земельных участков. Просят в удовлетворении административного иска отказать.
Заслушав административного истца и его представителя, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что административному истцу ФИО1 на основании решения собственника о разделе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ принадлежат на праве собственности следующие земельные участки:
земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>,
земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>,
земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Право собственности ФИО1 на указанные земельные участки зарегистрировано в ЕГРП в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленным в материалы дела кадастровым выпискам на земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, земельные участки имеют категорию земли: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства.
При исчислении земельного налога за 2014 год за указанные земельные участки, административным ответчиком было принято решение, оформленное в виде требования об уплате земельного налога за 2014 год (налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которым при исчислении земельного налога за земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № применена повышенная ставка земельного налога в размере 1,5 % от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Таким образом, размер земельного налога за земельный участок с кадастровым номером № составил 767 193 рубля, за земельный участок с кадастровым номером № – 894 544 рубля, за земельный участок с кадастровым номером № – 866 584 рубля.
Основанием для принятия налоговым органом решения о применении повышенной ставки земельного налога в размере 1,5 % явились постановления по делу об административном правонарушении №№, № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные Щелковским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, в соответствии с которыми ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей за каждое административное правонарушение.
В свою очередь, основанием для вынесения указанных постановлений от ДД.ММ.ГГГГ года явились акты соблюдения земельного законодательства РФ от 11.09.2014 года, составленные в ходе проведения внеплановой, выездной проверки выполнения ФИО1 требований по использованию земель сельскохозяйственного назначения, назначенной Распоряжением Главы городского поселения Фряново от 29.08.2014 года № 146.
Между тем в дальнейшем указанные акты проверок от ДД.ММ.ГГГГ были отменены на основании распоряжения Администрации городского поселения Фряново Щелковского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с декларативной частью распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№, отмена актов проверок произошла в связи с тем, что действие Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых является дачное хозяйство, к которым относятся земельные участки принадлежащие ФИО1, с кадастровыми номерами №№, №.
Данное распоряжение Администрации городского поселения Фряново Щелковского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№ было направлено в адрес Щелковского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
После получения сведений об отмене актов проверок от ДД.ММ.ГГГГ, Управление Росреестра по Московской области отправило в адрес Межрайонной ИФНС России № 16 по Московской области информационное письмо от 30.12.2015 года, в соответствии с которым в связи с полученной информацией о недействительных актах проверок Администрации городского поселения Фряново, постановления от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делам №, №, № в отношении ФИО1, были отменены.
Таким образом, документы, послужившие основанием для применения повышенной ставки 1,5 % при исчислении земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, 50:14:0010508:546, были отменены в ходе проведения дополнительной проверки, касающейся возможности применения положений Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» к земельным участкам, имеющим вид разрешенного использования «для дачного строительства».
01.12.2015 года административный истец обращался с соответствующей жалобой в налоговый орган.
В ответ на его обращение от 01.12.2015 года в Межрайонную ИФНС России № 16 по Московской области, административным ответчиком был дан письменный ответ от 29.12.2015 года за №, в соответствии с которым налоговым органом отказано в администрировании (пересчете) земельного налога.
Одновременно судом при разрешении настоящего дела принимается во внимание, что не имеется правовых оснований для применения повышенной ставки земельного налога при исчислении земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании п. 1 ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В силу п. 1 ст. 391 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Таким образом, налоговое законодательство РФ исходит из необходимости дифференциации налоговых ставок в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, отнесенного к определенной категории.
При этом возможность применения повышенной ставки земельного налога предусмотрена нормативными актами органа местного самоуправления только в отношении земельных участков, предоставленных для сельскохозяйственного производства (а не для дачного строительства), при условии неиспользования указанных земельных участков для нужд сельскохозяйственного производства.
Так, в соответствии с Решением Совета депутатов городского поселения Фряново от 02.11.2010 года № 232/29 (действующем в течение спорного налогового периода: 2014 год), в отношении земельных участков для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства установлена ставка земельного налога – 0,05 %.
Возможности увеличения ставки земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных для дачного хозяйства, Решением Совета депутатов городского поселения Фряново от 02.11.2010 года № 232/29 не предусмотрено ни при каких обстоятельствах.
Аналогичные положения содержатся в ныне действующем Решении Совета депутатов городского поселения Фряново от 21.11.2014 года № 24/5, в соответствии с которым земельные участки, приобретенные (предоставленные) для дачного хозяйства (п. 3), облагаются по ставке земельного налога 0,05 %. Возможности увеличения ставки земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных для дачного хозяйства, Решением Совета депутатов городского поселения Фряново от 21.11.2014 года № 24/5 не предусмотрено ни при каких обстоятельствах.
Повышенная налоговая ставка в размере 1,5 % от кадастровой стоимости может быть применена только в отношении земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, при их неиспользовании по целевому назначению.
Между тем земельные участки истца не являются земельными участками «для сельскохозяйственного производства», в связи с чем правовых оснований для применения повышенной налоговой ставки не имеется.
Судом установлено, что в ходе привлечения ФИО1 к административной ответственности и дальнейшего применения повышенной налоговой ставки, соответствующие государственные и муниципальные органы исходили из факта неиспользования земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № для целей ведения сельскохозяйственного производства, в то время как земельные участки ФИО1 к данному виду разрешенного использования не относятся и не могут быть проверены на предмет ведения сельскохозяйственного производства на указанных земельных участках.
Земельные участки ФИО1 имеют вид разрешенного использования «дачное строительство».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.98 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Таким образом, наличие в собственности у гражданина дачного земельного участка предполагает использование его в целях отдыха. Выращивание гражданином на дачном земельном участке различных сельскохозяйственных культур по терминологии закона является правом, а не обязанностью гражданина-собственника указанного земельного участка.
По смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства.
При изложенных обстоятельствах суд находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО1 ФИО6 к Межрайонной инспекции ФНС России № 16 по Московской области - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Межрайонной инспекции ФНС России № 16 по Московской области о применении ставки земельного налога в размере 1,5 % при исчислении земельного налога за 2014 года в отношении земельных участков:
- с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
- с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
- с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Щелковский городской суд подачей апелляционной жалобы.
Председательствующий:
Судья С.М.Колыванов