ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-771/2022 от 23.09.2022 Лесозаводского районного суда (Приморский край)

дело №2а-771/2022

25RS0009-01-2022-001995-92

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Лесозаводск 23 сентября 2022 г.

Лесозаводский районный суд ххххххх в составе судьи Яровенко С.В., с участием представителя административного истца: хххххххФИО1 - ФИО7, административного ответчика: депутата Думы Лесозаводского городского округа хххххххФИО2, его представителя ФИО6, представителя заинтересованного лица – Думы Лесозаводского городского округа хххххххФИО4, при секретаре ФИО5,

рассмотрев в судебном заседании дело по административному исковому заявлению хххххххФИО1 к депутату Думы Лесозаводского городского округа хххххххФИО2 о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Лесозаводского городского округа ххххххх,

УСТАНОВИЛ:

хххххххФИО1 обратился в Лесозаводский районный суд ххххххх с административным исковым заявлением, в котором просит досрочно прекратить полномочия депутата Думы Лесозаводского городского округа хххххххФИО2 по основаниям, предусмотренным частями 7.1, 7.3, 10.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ. В обосновании заявленных административных исковых требований указал, что в соответствии с решением территориальной избирательной комиссии ххххххх от хх.хх.хххх№ хх «О результатах выборов депутатов Думы Лесозаводского городского округа по одномандатному избирательному округу № хх» ФИО2 зарегистрирован избранным депутатом Думы Лесозаводского городского округа по одномандатному избирательному округу № хх. На основании докладной записки департамента по хххххххх00 кв.м.; участок, расположенный по адресу - ххххххх, указано 150 кв.м, вместо 46000,00 кв. м.), а также неотражение сведений о наличии в собственности транспортного средства «Урал» 375 1993 года выпуска являются существенными нарушениями и влекут применение мер юридической ответственности.

В судебное заседание не прибыл надлежащим образом заблаговременно извещенный о времени и месте рассмотрения дела административный истец губернатора хххххххФИО1 и представитель заинтересованного лица – Департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений ххххххх. Суд, с учетом прибывших в судебное заседание лиц, считает возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие не прибывших в судебное заседание лиц.

В судебном заседании представитель административного истца губернатора хххххххФИО1ФИО7 настаивает на удовлетворении заявленных исковых требований по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик – депутат Думы хххххххх

хххххххх), хххххххх

Заинтересованное лицо – Департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений ххххххх представил в судебное заседание отзыв на административное исковое заявление, в соответствии с которым доводы представителя Думы Лесозаводского городского округа считает не обоснованным. Так, являясь депутатом представительного органа местного

самоуправления, ФИО2 обязан соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены федеральными законами о противодействии коррупции. Проверка соблюдения ФИО2 обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, проведена согласно приказу ххххххх от хх.хх.хххх№ хххххххххх согласился.

Изучив материалы дела, заслушав представителя административного истца - губернатора хххххххФИО1ФИО7, административного ответчика – депутата Думы Лесозаводского городского округа хххххххФИО2, его представителя ФИО6, представителя заинтересованного лица – Думы Лесозаводского городского округа хххххххФИО4, ее возражения на административное исковое заявление, представленные в судебное заседание Департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений ххххххх отзыв на административное исковое заявление, суд приходит к следующим выводам:

По общему правилу, предусмотренному ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении указанной категории споров суду необходимо установить и проверить:

- полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

- порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

- основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (то есть в данном случае проанализировать и оценить объем сведений (искаженных или недостоверных в рамках декларационной компании) на предмет их существенности.

Федеральным законом от хх.хх.хххх №273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно части 4 статьи 12.1 Федерального закона от хх.хх.хххх №273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса (абзац 17 части 1 статьи 2 Федерального закона от хх.хх.хххх №131-ФЗ).

В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от хх.хх.хххх №131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от хх.хх.хххх №273-ФЗ и другими федеральными законами.

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 7.2 статьи 40 Федерального закона от хх.хх.хххх №131-ФЗ).

Согласно части 7.3 статьи 40 Федерального закона от хх.хх.хххх №131-ФЗ при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от хх.хх.хххх №273-ФЗ, Федеральным законом от хх.хх.хххх №230-ФЗ, Федеральным законом от хх.хх.хххх №79-ФЗ, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с решением территориальной избирательной комиссии ххххххх края № хх от хх.хх.хххх «О результатах выборов депутатов Думы Лесозаводского городского округа по одномандатному избирательному округу № хх» ФИО2 зарегистрирован избранным депутатом Думы Лесозаводского уродского округа ххххххх по одномандатному избирательному округу № хх. Являясь депутатом представительного органа местного самоуправления, ФИО2 обязан соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены федеральными законами о противодействии коррупции.

Согласно докладной записке департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений ххххххх от хх.хх.хххх, ФИО2хххххххх

На основании докладной записки департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений ххххххх от хх.хх.хххх в соответствии с приказом ххххххх от хх.хх.хххх№ хх-мк, департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений ххххххх в отношении депутата Думы Лесозаводского городского округа хххххххФИО2 проведена проверка соблюдения им в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, послужившей основанием для проведения проверки, ограничений, запретов, исполнения обязанностей, связанных с противодействием коррупции.

В адрес ФИО2хх.хх.хххх направлено уведомление о проведении проверки и предложено в срок не позднее хх.хх.хххх предоставить письменные пояснения по выявленным нарушениям, которое согласно почтового уведомления было вручено адресату хх.хх.хххх Однако своим правом ФИО2 не воспользовался и пояснения не представил.

Согласно материалов хххххххх

хххххххх

хххххххх

хххххххх

Данные ФИО2 пояснения не опровергают данных, имеющихся в материалах дела и подтвержденных соответствующими ответом УМВД России по ххххххх от хх.хх.хххх (т. 1 л.д. 47), а так же выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах на имеющиеся у него обьекты недвижимости (т. 1 л.д. 197 – 200).

Ссылка административного ответчика на справку и «Параметры поиска» подписанные гос. инспектором ФИО8 о наличии во владении административного ответчика с хх.хх.хххх по хх.хх.хххх автомобиля Урал 4320 и наличии во владении с хх.хх.хххх автомобиля Урал 375, с учетом исследованного в судебном заседании ответа УМВД России по ххххххх от хх.хх.хххх (т. 1 л.д. 47), не может опровергать обстоятельства установленные в судебном заседании о том, что ФИО2 в справке на себя за отчетный 2019 год недостоверно отразил сведения сведений о наличии в собственности транспортного средства «Урал» 375 1993 года выпуска.

Кроме того, на момент рассмотрения дела, суду представлены сведения, подтверждающие результаты проверки соблюдения депутатом Думы Лесозаводского городского округа хххххххФИО2 в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, послужившей основанием для проведения проверки, ограничений, запретов, исполнения обязанностей, связанных с противодействием коррупции.

Оснований ставить под сомнения указанную информацию у суда не имеется.

Таким образом, на основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что депутатом Думы Лесозаводского городского округа хххххххФИО2 не исполнена обязанность, установленная Федеральным законом № 273-ФЗ, Федеральным законом № 131-ФЗ, ххххххх№ хх-КЗ, выразившаяся в представлении недостоверных сведений за отчетные 2019 - 2020 годы об имуществе и счетах на себя и супругу.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства судом установлено, что проверка в отношении ФИО2 проведена уполномоченным органом – Департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений в ххххххх, являющимся органом исполнительной власти ххххххх, осуществляющим реализацию функций по профилактике коррупционных и иных правонарушений в государственных органах ххххххх и в пределах предусмотренных задач, в том числе по осуществлению контроля за соблюдения лицами, замещающими государственные и муниципальные должности ххххххх запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

Суд, изучив доводы административного ответчика и его представителя, а также представителя заинтересованного лица – Думы ЛГО относительно нарушений порядка и сроков проведения проверки, находит их несостоятельными, в силу следующего:

В письменных возражениях Думы ЛГО правомерно указано, что на основании ххххххх, в соответствии с ххххххх от хх.хх.хххх№ хх-КЗ «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений», губернатором ххххххххх.хх.хххх принято постановление № хх-пг «Об утверждении Порядка проведения анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицом, замещающим должность главы местной администрации по контракту, муниципальную должность».

Согласно п. 3 постановления № хх-пг «Об утверждении Порядка проведения анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицом, замещающим должность главы местной администрации по контракту, муниципальную должность» анализ сведений осуществляется уполномоченным органом ежегодно до 1 октября года, в котором лицом, замещающим должность, представлены сведения о доходах.

По окончании срока представления сведений о доходах уполномоченным органом не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, разрабатывается и утверждается график изучения и анализа сведений о доходах. В графике должна содержаться информация о лице, на которое возложено осуществление анализа сведений, а также сроки проведения указанного мероприятия в отношении лиц, замещающих должности (п. 5 Порядка № хх-пг).

При этом, в силу п. 10 Порядка № хх-пг, в случае если представленные сведения о доходах содержат признаки недостоверности и неполноты, в том числе на предмет соответствия доходов расходам, уполномоченный орган в срок не позднее 10 дней со дня проведения анализа сведений, установленного в графике, представляет докладную записку на имя ххххххх о необходимости осуществления проверки в соответствии с требованиями ххххххх от хх.хх.хххх№ хх-КЗ «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений».

По утверждению административного ответчика, а также представителя Думы Лесозаводского городского округа, ввиду окончания декларационной компании (с учетом переноса сроков) за 2019 г. и 2020 г. соответственно хх.хх.хххх и хх.хх.хххх, срок проведения анализа сведений, установленный п. 3 Порядка истек хх.хх.хххх и хх.хх.хххх

Судом в ходе рассмотрения дела был направлен запрос в Департамент с просьбой предоставления суду утвержденного в соответствии с Порядком № хх-пг графика изучения и анализа сведений о доходах, с целью проверки доводов ответчика.

Согласно ответа № хх от хх.хх.хххх, представленного Департаментом, с учетом переноса срока подачи сведений о доходах до хх.хх.хххх (в рамках обеспечения благополучия населения в связи с распространением коронавирусной инфекции), график в 2020 году не разрабатывался, анализ сведений о доходах проводился в упрощенном варианте и только в отношении лиц, не представивших сведения о доходах.

В 2022 г. в целях реализации полномочий Департамента по профилактике проведён анализ исполнения лицами, замещающими муниципальные должности, обязанности представления сведений о доходах за отчётные 2019-2020 гг.

Таким образом, Департамент, реализуя свои полномочия, установленные Постановлением от 6и ноября 2015 г. № хх-па «О создании департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений ххххххх и об утверждении положения о департаменте» проведен анализ исполнения лицами, замещающими муниципальные должности обязанности представления сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетные периоды 2019-2020 г., результаты которого отражены в докладной записке от хх.хх.хххх

Основанием же проведения проверки в отношении ФИО2 послужил изданный на основании указанного анализа (докладная записка) приказ ххххххх от хх.хх.хххх№ хх-мк.

Указанная проверка проведена в порядке и сроки, уставленные п. 3 ч. 2 ст. ххххххх от хх.хх.хххх№ хх-КЗ, в соответствии с которой проверка в отношении лица, замещающего должность, проводится в части соблюдения ограничений, запретов, исполнения обязанностей, связанных с противодействием коррупции, - за три календарных года, предшествующих поступлению предусмотренной частью 4 настоящей статьи информации, послужившей основанием для проведения проверки.

Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что проверка в отношении ФИО2, в том числе по сведениям за отчетный 2019 в 2022 году требованиям действующего законодательства не противоречит, анализ сведений за отчетные 2019-2020 проведен Департаментом в рамках реализации его полномочий, проверка проведена по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, порядок и процедура проверки соблюдены.

Ссылки представителя заинтересованного лица – Думы Лесозаводского городского округа хххххххФИО4 на новый перечь категорий существенных нарушений, изложенный в Письме Минтруда России от хх.хх.хххх№ хх/П-2479 и о том, что действия ФИО2 относятся к малозначительному проступку несостоятельны, поскольку в п. 8 Приложения № хх указанного письма, на который ссылается представитель Думы ЛГО описана иная малозначительная ситуация.

Гражданин Российской Федерации, вступая в должность депутата, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.

Ссылки представителя заинтересованного лица – Думы Лесозаводского городского округа хххххххФИО4 о том, что доклад о результатах проверки содержит категоричное указание Департаментом на конкретный вид меры ответственности в отношении ФИО2, не свидетельствуют о нарушениях проведенной проверки, поскольку с иском в суд обратился ххххххх, который наделен исключительной компетенцией на выбор способа привлечения лиц, указанных в ч. 7.1 ст. 40 ФЗ № 131-ФЗ к ответственности за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнении обязанностей в сфере противодействия коррупции.

Довод представителя заинтересованного лица – Думы Лесозаводского городского округа хххххххФИО4 о том, что из искового заявления невозможно установить волю истца на подачу административного иска, поскольку рассматриваемый иск подписан при помощи факсимиле, суд считает не состоятельным. Указанный довод опровергается исследованными в судебном заседании материалами дела, а так же участием представителя административного истца в судебном заседании, допущенного к участию в деле на основании доверенности № хх от хх.хх.хххх.

Административное исковое заявление, подано в установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок (3 месяца).

Таким образом, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что депутатом Думы Лесозаводского городского округа хххххххФИО2 были нарушены требования по исполнению обязанности, установленной Федеральным законом № 273-ФЗ, Федеральным законом № 131-ФЗ, ххххххх№ хх-КЗ, выразившейся в представлении недостоверных сведений за отчетные 2019 - 2020 годы об имуществе и счетах на себя и супругу, в связи с чем административное исковое заявление губернатора хххххххФИО1 к депутату Думы Лесозаводского городского округа хххххххФИО2 о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Лесозаводского городского округа ххххххх подлежат удовлетворению, а полномочия депутата Думы Лесозаводского городского округа хххххххФИО2 по основаниям, предусмотренным ч.ч. 7.1, 7.3, 10.1 ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подлежат прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 177, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление хххххххФИО1 к депутату Думы Лесозаводского городского округа хххххххФИО2 о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Лесозаводского городского округа ххххххх – удовлетворить.

Прекратить досрочно полномочия депутата Думы Лесозаводского городского округа хххххххФИО2 по основаниям предусмотренным частями 7.1, 7.3, 10.1 статьи 40 Федерального закона № хх – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 34 КАС РФ в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Лесозаводский районный суд Приморского края.

Мотивированное решение составлено 23 сентября 2022 года.

Судья: ____________________