ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7727/2023 от 27.10.2023 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

2а-7727/2023

56RS0018-01-2023-004017-65

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

27 октября 2023 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга

в составе председательствующего судьи Месяца О.К.,

при секретаре Карамакановой Е.Ю.,

с участием помощника прокурора Дзержинского района города Оренбурга – Гирс Е.А., представителя административного ответчика ООО «Ликвидатор сессий» - Железнова Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Дзержинского района города Оренбурга к ООО «Ликвидатор сессий», Кашафутдинову Рамилю Зявдатовичу о признании запрещенной информации содержащейся в сети Интернет,

установил:

Прокурор Дзержинского района г.Оренбурга обратился в суд с административным исковым заявлением указав, что при проведении проверки исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети «Интернет» информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а именно выявлен интернет-магазин, на котором размещена информации с предложением приобретения выпускных квалификационных работ, курсовых, дипломов и т.д. Сайты имеют свободный вход, регистрация пользователей для доступа к ресурсам не требуется. Ознакомиться с содержанием сайта и приобрести готовые работы в электронном виде может любой интернет-пользователь.

Административный истец просит суд признать информацию, размещенную на интернет-сайтах расположенных по адресам:

... и его поддомены, https://diplomaster.ru и его поддомены в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 15.06.2023 года исковые требования прокурора Дзержинского района города Оренбурга удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 14.09.2023 года решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 15.06.2023 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора - Гирс Е.А, заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика ООО «Ликвидатор сессий», действующий на основании доверенности - Железнов Р.В. возражала против удовлетворения требований, указал, что домен принадлежит Кашафутдинову Р.З. Кроме того, ссылка на отсутствие лицензии не является основанием для признания информации на сайте незаконной. Кроме того, осуществляемая посредством заявленных интернет-ресурсов деятельность не является коммерческой, а имеет лишь целью помощь обучающимся, посредством их консультирования для написания курсовых и дипломных работ.

Административный соответчик Кашафутдинов Р.З. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель заинтересованного лица – Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области в судебное заседание не явился, представил письменные пояснения относительно исковых требований.

На основании пункта 1 части 6, части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административного соответчика, представителя заинтересованного лица

Заслушав доводы участвовавших в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 1 статьи 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно положениям ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).

В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Обеспечение доступа к информации, направленной на нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой и религиозной розни, вызывает неприязнь к образу жизни, культуре граждан русской национальности, подрывает основы национальной безопасности Российской Федерации, нарушает конституционные права граждан, которые они могут использовать и защищать вне зависимости от национальной или расовой принадлежности.

В соответствии с п. 10 ст. 7 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» запрещена реклама услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации.

При этом понятие выпускной квалификационной работы содержится в Приказе Минобрнауки России от 29.06.2015 N 636 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры" (далее - Приказ).

Согласно пункту 12 указанного Приказа выпускная квалификационная работа представляет собой выполненную обучающимся (несколькими обучающимися совместно) работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

По смыслу пункта 9 Постановления Правительства РФ от 24.09.2013 N 842 "О порядке присуждения ученых степеней" диссертация на соискание ученой степени доктора наук - научно-квалификационная работа, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение, либо решена научная проблема, имеющая важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны.

При этом диссертация на соискание ученой степени кандидата наук - научно-квалификационная работа, в которой содержится решение научной задачи, имеющей значение для развития соответствующей отрасли знаний, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение пункта 10 статьи 7 данного закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя.

Судом установлено, что в сети Интернет в открытом доступе на заявленных административным истцом интернет-страницах размещена информация об оказании услуг по продаже готовых дипломных, курсовых и иных работ, находящаяся в свободном доступе для неограниченного круга лиц.

Информация на данном Интернет-ресурсе, в соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» фактически является информационным пособничеством к совершению уголовно и административно наказуемых действий, создает опасность для основ конституционного строя, нравственности и законных интересов граждан.

В связи с чем, сведения размещённые на заявленных административным истцом интернет-страницах, являются информацией, запрещённой к распространению в Российской Федерации. На день рассмотрения судом административного иска таковые не внесены в реестр запрещенных.

В силу пункта 1 статьи 3 Закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

На основании части 4 статьи 3 Закона N 138-ФЗ под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 Закона о рекламе).

Из содержания размещенной обществом на сайте информации, следует, что данная информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию и поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке.

Ненадлежащей согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

При этом противоправными являются действия, совершенные в нарушение закона, или посягающие на установленный законодательством порядок.

В отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой.

Из содержания данных страниц следует, что сайте ООО «Ликвидатор сессий» размещена информация не только о видах оказываемых услуг, но и преимуществах заказа работу у общества: «наша команда авторов имеет большой опыт написания работ различного уровня сложности, написанием работ мы занимаемся профессионально, трехступенчатая проверка работ и система контроля качества.

В нижней части страницы имеются ссылки «продажа готовых работ», позволяющие перейти в раздел заказа.

Таким образом, размещенная на странице информация направлена на привлечение внимания к услуге и её выделению среди однородных товаров.

Кроме того, следует также принимать во внимание, что образовательная деятельность в силу Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию, в том числе указанный в выписке из ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО «Ликвидатор сессий» - образование дополнительное детей и взрослых (Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 года №1490 «О лицензировании образовательной деятельности». Сведений о наличии у данного административного ответчика, равно как и у соответчика Кашафутдинова Р.З. соответствующей лицензии сайт не содержит.

Согласно информации (от 12.05.2023 № 500/170) АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет», являющейся Регистратурой доменов верхнего уровня. RU и. РФ, администратором доменного имени magistr.ru является Кашафутдинов Рамиль Зявдатович, ... а администратором ... -ООО «Ликвидатор сессий» (...

Кашафутдинов Р.З. использовал имеющиеся у него права на сайт https://magistr.ru и его поддомены, представив его для рекламирования своего общества ООО «Ликвидатор сессий», в том числе для размещения рекламы.

Указанная реклама направлена на привлечение внимания к услугам, предоставляемым ООО «Ликвидатор сессий», что отвечает интересам Кашафутдинова Р.З. заинтересованного как единственного собственника в получении прибыли от оказываемых обществом услуг.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования, в том числе несовершеннолетних, и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ).

Положения указанного Федерального закона определяют правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, правовое положение участников отношений в сфере образования.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Под обучением понимается процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона № 27Э-ФЗ государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: признания приоритетности образования, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.

Оказание платных образовательных услуг без лицензии влечет административную ответственность по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, заявленные административным истцом интернет-страницы содержат информацию об осуществлении деятельности, влекущей административную ответственность.

Оценив в совокупности изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Дзержинского района г. Оренбурга о признании запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации, содержащейся на заявленных интернет сайтах, поскольку ей распространение нарушает положения вышеуказанных нормативных актов и влечет предусмотренную законом ответственность.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Дзержинского района города Оренбурга к ООО «Ликвидатор сессий», Кашафутдинову Рамилю Зявдатовичу о признании запрещенной информации содержащейся в сети Интернет – удовлетворить.

Признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информацию размещенную на страницах Интернет-сайтов:

...

Направить копию настоящего решения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, для включения вышеуказанных Интернет-страниц в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья: подпись О.К.Месяц

Мотивированное решение по делу составлено 27 октября 2023 года

Судья: подпись О.К.Месяц