ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7728/2021 от 22.12.2021 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2а-7728/2021

УИДRS0001-01-2021-014030-60

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 декабря 2021 года город Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе: председательствующего судьи Емельяновой Т.М., при секретаре Меркулове А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2 к Межрайонной ИФНС России по <адрес> о признании незаконными действий по начислению транспортного налога,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России по <адрес> о признании незаконными действий по начислению транспортного налога.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является матерью ребенка-инвалида ФИО2, дата года рождения. В ноябре 2020г. в собственность ФИО2 был приобретен автомобиль КИА QUORIS регистрационный номер <***>, 2016 года выпуска.

27.11.2020г. ФИО1 обратилась в Межрайонный РЭО ГИБДД <адрес> ГУ МВД России по <адрес> для постановки транспортного средства на государственный учет. На имя ФИО1 выдано свидетельство о регистрации транспортного средства с особой отметкой: собственник несовершеннолетняя ФИО2 ФИО3 полис ОСАГО содержит сведения о том, что собственником транспортного средства является ФИО2

10.12.2020г. ФИО1 обратилась в Межрайонную ИФНС России по <адрес> с вопросом о некорректности данных об объекте налогообложения (транспортного средства КИА QUORIS регистрационный номер <***>), поскольку собственником транспортного средства является несовершеннолетний ребенок-инвалид, которая должна быть освобождена от уплаты транспортного налога.

На данное обращение 22.12.2020г. истцом получен ответ о том, что на основании ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обязательств, предусматривающих уплату данного налога. Согласно ст. 357 НК РФ, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. П. 1 ст. 362 НК РФ определено, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. На органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, ст. 85 НК РФ возложена обязанность сообщать в налоговые органы сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и о владельцах с установленной периодичностью в электронной форме. В связи с обращением истца о некорректных данных об объекте налогообложения (транспортное средство КИА QUORIS регистрационный номер <***>) инспекцией сформирован и направлен запрос по системе межведомственного электронного взаимодействия в Управление ГИБДД ГУ МВД России по <адрес>. На основании поступившей информации на имя ФИО1 зарегистрировано транспортное средство КИА QUORIS регистрационный номер <***> с 27.11.2020г. В соответствии со ст. 52 НК РФ инспекцией будет исчислен транспортный налог по обязательствам 2020г. в 2021г. по сроку оплаты 01.12.2021г.

В ответе от 25.12.2020г. на обращение истца в МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по <адрес> сообщено следующее: согласно п. 8 постановления Правительства РФ от дата «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ», регистрация транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, не достигшим возраста 16 лет, осуществляется одним из родителей, усыновителей либо опекунов (попечителей); а также в соответствии с п. 35 постановления Правительства РФ, постановка транспортных средств на государственный учет на ограниченный срок осуществляется, если транспортное средство является собственностью лица, не достигшего возраста 16 лет, - на срок до достижения им указанного возраста.

В соответствии с п.1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При этом в силу ст. 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Согласно содержанию ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

<адрес> «О транспортном налоге» от 27.11.2002г. -кз, в соответствии с Налоговым Кодеком РФ, введен транспортный налог на территории <адрес>, а также установлены ставки налога, порядок и сроки его уплаты.

В соответствии с п.1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В силу ст. <адрес> «О транспортном налоге» от 27.11.2002г. -кз, от уплаты транспортного налога освобождаются инвалиды всех категорий.

Согласно справке серии МСЭ-2018 от 24.12.2019г. ФИО2 является ребенком-инвалидом, инвалидность которой установлена на срок до 16.02.2030г.

Так как собственник транспортного средства КИА QUORIS регистрационный номер <***> ФИО2 является инвалидом, то она подлежит освобождению от уплаты транспортного налога. Поэтому действия Межрайонной ИФНС России по <адрес> по начислению транспортного налога на данное транспортное средство подлежит признанию неправомерными.

Просит суд признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России по <адрес> по начислению ФИО1 транспортного налога на транспортное средство КИА QUORIS регистрационный номер <***>, принадлежащее на праве собственности несовершеннолетней ФИО2, являющейся ребенком-инвалидом.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Административным ответчиком представлены возражения на административное исковое заявление ФИО1, из которых следует, что доводы административного истца являются несостоятельными. Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (п.1 ст. 357 НК РФ).

В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, в качестве объекта налогообложения НК РФ признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, т.е. соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству РФ.

Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном ст. 362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

В этой связи действующее налоговое законодательство связывает возникновение обязанности по уплате транспортного налога с фактом государственной регистрации владения транспортным средством, но не нахождением его в собственности физического или юридического лица, являющегося плательщиком транспортного налога.

Налоговая база по налогу в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяются как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп.1 п. 1 ст. 359 НК РФ).

Налогоплательщики транспортного налога имеют право на применение льгот по указанному налогу в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях (пп. 3 п.1 ст. 21, 56, 361.1 НК РФ).

В силу абз. 3 п.8 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях ГИБДД МВД РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019г. «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» регистрация транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, не достигшим возраста 16 лет, осуществляется за одним из родителей, усыновителей, опекунов (попечителей).

Так как ФИО2 является лицом, не достигшим 16 лет, регистрация принадлежащего ей транспортного средства осуществлена за ФИО1

В силу положений п.1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиком транспортного налога в отношении транспортного средства КИА QUORIS регистрационный номер <***>, является ФИО1, но не ФИО2, за которой регистрация транспортного средства не осуществлялась.

Так как в отношении указанного транспортного средства налогоплательщиком является ФИО1, применение предусмотренной абз. 6 ч.1 ст. <адрес> от дата-кз «О транспортном налоге» льготы в виде освобождения от уплаты налога в отношении административного истца не применимо, так как ФИО1 не является инвалидом.

В соответствии со ст. <адрес> от дата-кз «О транспортном налоге» от уплаты транспортного налога на территории <адрес> освобождается один из родителей, приемных родителей (опекунов, попечителей) ребенка-инвалида в отношении легковых автомобилей с двигателем мощностью до 150 л.с. включительно.

Согласно сведениям ПТС <адрес> и налогового уведомления от 01.09.2021г. мощность транспортного средства КИА QUORIS регистрационный номер <***>, составляет 334.46 л.с., что исключает возможность применения ФИО1 указанной налоговой льготы транспортного средства, так как его мощность превышает 150 л.с.

Считает начисление налоговым органом на основании налогового уведомления от 01.09.2021г. начисления транспортного налога ФИО1 по транспортному средству КИА QUORIS регистрационный номер К879НУ 1датаг. в размере 3345 руб. является законным и обоснованным. Просит суд в удовлетворении требований административного истца отказать в полном объеме.

Текст возражений административного ответчика приобщен к материалам дела.

Суд, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства по отдельности и в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствие с ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ч. 1, 2, 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с главой 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что административный истец ФИО1 является матерью несовершеннолетней ФИО2, дата года рождения.

Согласно справке МСЭ-2018 от 24.12.2019г. ФИО2, дата года рождения, установлена инвалидность категория «ребенок-инвалид». Инвалидность установлена на срок до 16.02.2030г.

На праве собственности несовершеннолетней ФИО2 принадлежит транспортное средство КИА QUORIS, что подтверждается ПТС <адрес>.

Согласно свидетельству о регистрации от 27.11.2020г. произведена государственная регистрация транспортного средства КИА QUORIS регистрационный номер <***>, (VIN) , год выпуска 2016, цвет белый. Собственником указанного транспортного средства зарегистрирована ФИО1, до 15.02.2028г.

В адрес ФИО1 Межрайонной ИФНС России по <адрес> направлено налоговое уведомление от 01.09.2021г. об уплате транспортного налога в отношении транспортного средства КИА QUORIS регистрационный номер <***>, налоговая база 334.46, налоговая ставка 120.00, количество месяцев владения в году 1/12, за 2020г., на сумму 3345 руб. Срок уплаты не позднее 01.12.2021г.

Полагая начисление транспортного налога неправомерным, административный истец обратился в Межрайонную ИФНС России по <адрес>, а в дальнейшем с настоящим исковым заявлением в суд.

В силу п.1 ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п.1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 359 НК РФ, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В силу абз. 3 п.8 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях ГИБДД МВД РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019г. «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» регистрация транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, не достигшим возраста 16 лет, осуществляется за одним из родителей, усыновителей, опекунов (попечителей).

Поскольку ФИО2 является лицом, не достигшим возраста 16 лет, регистрация транспортного средства КИА QUORIS регистрационный номер <***>, осуществлена за ФИО1

Доводы административного истца ФИО1 об освобождении от уплаты транспортного налога в связи с тем, что собственником транспортного средства является ее дочь, ФИО2, ребенок-инвалид, суд находит необоснованными.

Исходя из положений п.1 ст. 357 НК РФ, налоговым органом произведено начисление транспортного налога в отношении транспортного средства КИА QUORIS регистрационный номер <***>, налогоплательщиком которого является ФИО1

Абз. 6 ч.1 ст. <адрес> от 27.11.2002г. -кз «О транспортном налоге» льготы в виде освобождения от уплаты налога в отношении ФИО1 не применимо, так как она не является инвалидом.

Ст. <адрес> от 27.11.2002г. -кз «О транспортном налоге» предусмотрено, что от уплаты транспортного налога освобождаются один из родителей, приемных родителей (опекунов, попечителей), проживающий на территории <адрес>, воспитывающий трех и более несовершеннолетних детей и совместно с ними проживающий, в отношении легковых автомобилей с двигателем мощностью до 150 л.с. включительно.

Согласно сведениям ПТС <адрес> и налогового уведомления от 01.09.2021г. мощность транспортного средства КИА QUORIS регистрационный номер <***>, составляет 334.46 л.с., что исключает возможность применения ФИО1 указанной налоговой льготы транспортного средства, так как его мощность превышает 150 л.с.

Обязанность по уплате конкретного налога, страхового взноса или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2,4 ст. 44 НК РФ).

В силу ст. 52, 362 НК РФ обязанность по начислению подлежащих уплате физическими лицами сумм транспортного налога возложена на налоговые органы.

В силу ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год.

Согласно абз. 2 п.3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из содержания главы 22 КАС РФ, для признания действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями незаконными суду необходимо установить их несоответствие закону и факт нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Судом не установлено нарушения каких-либо прав административного истца решением Межрайонной ИФНС России по <адрес> по начислению ФИО1 транспортного налога в отношении транспортного средства КИА QUORIS регистрационный номер <***>.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований ФИО1, не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2 о признании незаконными действия Межрайонной ИФНС России по <адрес> по начислению ФИО1 транспортного налога на транспортное средство КИА QUORIS регистрационный номер <***>, принадлежащее на праве собственности несовершеннолетней ФИО2, являющейся ребенком-инвалидом – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено датаг.

Судья Т.М. Емельянова