РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 мая 2022 года г. Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Черных А.В., при секретаре Подольской А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-985/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №21 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №21 по Иркутской области (далее Межрайонная ИФНС России №21 по Иркутской области) обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей. Административный истец, уточнил требования административного иска в порядке ст.46 КАС РФ, в его обоснование указал, что административный ответчик является собственником транспортного средства. В силу закона ответчик является плательщиком транспортного налога. Налоговым органом исчислен транспортный налог за 2015 год в размере 644,00 руб., транспортный налог за 2016 год в размере 644,00 руб., транспортный налог за 2017 год в размере 644,00 руб., транспортный налог за 2018 год в размере 644,00 руб., в адрес налогоплательщика по почте направлены налоговые уведомления. Поскольку транспортный налог за 2015-2018 годы в установленный законом срок ответчиком не уплачен, налоговым органом в порядке ст.75 НК РФ начислены пени за неуплату транспортного налога за 2015 год в размере 14,38 руб. за период с ** по **, пени за неуплату транспортного налога за 2016 год в размере 12,15 руб. за период с ** по **, пени за неуплату транспортного налога за 2017 год в размере 11,41 руб. за период с ** по **, пени за неуплату транспортного налога за 2018 год в размере 10,48 руб. за период с ** по **, в адрес ответчика направлены требования об уплате транспортного налога и пени. В добровольном порядке транспортный налог и пени за 2015-2018 годы ответчиком не уплачены. Мировым судьей №27 судебного участка города Ангарска и Ангарского района Иркутской области по заявлению налогового органа вынесен судебный приказ № от ** о взыскании задолженности по обязательным платежам, который отменен определением суда от **. Административный истец просит взыскать с ответчика транспортный налог за 2015 год в размере 644,00 руб., транспортный налог за 2016 год в размере 644,00 руб., транспортный налог за 2017 год в размере 644,00 руб., транспортный налог за 2018 год в размере 644,00 руб., пени за неуплату транспортного налога за 2015 год в размере 14,38 руб. за период с ** по **, пени за неуплату транспортного налога за 2016 год в размере 12,15 руб. за период с ** по **, пени за неуплату транспортного налога за 2017 год в размере 11,41 руб. за период с ** по **, пени за неуплату транспортного налога за 2018 год в размере 10,48 руб. за период с ** по **.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России№21 по Иркутской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, заявлений и ходатайств суду не представлено.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, заявлений и ходатайств суду не представила.
Изучив материалы дела, материалы приказного производства, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч.1 ст.3 Налогового Кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно ч.2 ст.44, ст.45 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога и сбора возлагается на налогоплательщика сбора с момента обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Частью 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах отдельно по каждому транспортному средству (п.п.1 п.1 ст.359 НК РФ).
В соответствии со ст. 363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 указанной статьи налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии со статьей 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
За уплату налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки ст.75 НК РФ предусмотрена уплата пени.
Судом установлено, что за ФИО1 в установленном законом порядке зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты> регистрационный знак № мощность двигателя 99 л.с.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из сведений о регистрации прав на транспортные средства, представленные РЭО ГИБДД УМВД по г.Ангарску.
В соответствии с действующим законодательством Инспекция правомерно произвела начисление ответчику транспортного налога за 2015 год в размере 644,00 руб., транспортного налога за 2016 год в размере 644,00 руб., транспортного налога за 2017 год в размере 644,00 руб., транспортного налога за 2018 год в размере 644,00 руб., в адрес административного ответчика по почте направлены налоговое уведомление № от ** о необходимости уплаты налога за 2015 год не позднее **; налоговое уведомление № от ** о необходимости уплаты налога за 2016 год не позднее **; налоговое уведомление № от ** о необходимости уплаты налога за 2017 год не позднее **; налоговое уведомление № от ** о необходимости уплатить налог за 2018 год не позднее **. Факт направления указанных налоговых уведомлений в адрес налогоплательщика подтверждается списками почтовых отправлений.
В связи с неуплатой ответчиком транспортного налога в установленный законом срок, налоговый орган произвел начисление пени за неуплату транспортного налога за 2015 год в размере 14,38 руб. за период с ** по **, пени за неуплату транспортного налога за 2016 год в размере 12,15 руб. за период с ** по **, пени за неуплату транспортного налога за 2017 год в размере 11,41 руб. за период с ** по **, пени за неуплату транспортного налога за 2018 год в размере 10,48 руб. за период с ** по **, в адрес налогоплательщика направлено требование № от ** об уплате транспортного налога и пени за 2015 годы со сроком исполнения до **; требование № от ** об уплате транспортного налога и пени за 2016 годы со сроком исполнения до **; требование № от ** об уплате транспортного налога и пени за 2018 годы со сроком исполнения до **. Факт направления указанных требований в адрес налогоплательщика подтверждается списками почтовых отправлений. Кроме того, налоговым органом было сформировано требование № от ** об уплате транспортного налога и пени за 2017 год со сроком исполнения до **, вместе с тем, доказательства направления в адрес ответчика данного требования административным истцом не представлены.
В добровольном порядке задолженность по транспортному налогу и пени за 2015-2018 годы ответчиком не уплачена.
В соответствии с абзацем 3, 4 пункта 1 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения в заявлением), заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Поскольку в добровольном порядке ответчиком задолженность по налогам и пени не уплачена, налоговым органом приняты меры к принудительному взысканию указанных сумм задолженности.
Мировым судьей 27 судебного участка г.Ангарска и Ангарского района Иркутской области по заявлению налогового органа ** выдан судебный приказ № о взыскании задолженности по обязательным платежам.
Поскольку по истечении трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования № от ** сумма недоимки не превысила 3000 руб., шестимесячный срок, предусмотренный ст.48 НК РФ, надлежит исчислять с момента истечения указанного трехлетнего срока, то есть с ** (05.04.2017+ 3 года + 6 месяцев= **).
При обращении к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа срок для взыскания пропущен не был, поскольку с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился **.
С размером подлежащих уплате налогов и пени ответчик ознакомлен, ** указанный судебный приказ отменен в связи с подачей должником возражений относительно его исполнения. Однако мер по урегулирования спора о суммах начисленных налогов и пени ответчиком не предпринято. Доказательства своевременной оплаты налогов и пени в полном объеме ответчиком не предоставлены, как и не представлено возражений по порядку расчета налогов и пени.
Проверяя срок обращения налоговой инспекции в суд общей юрисдикции, суд приходит к следующему.
По общему правилу, в силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В то же время, согласно пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа (**), следовательно, на день подачи настоящего административного иска ** установленный срок обращения в суд с административным иском не пропущен.
Таким образом, судом установлено, что срок для обращения за взысканием в судебном порядке задолженности по налогу и пени административным иском истцом не пропущен, задолженность по транспортному налогу и пени за неуплату транспортного налога за 2015-2018 год на момент рассмотрения дела ответчиком не уплачена.
Вместе с тем, разрешая по существу требования административного истца о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу и пени за 2017 год, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п.1). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.2). Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п.4).
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.6).
В соответствии с п.1 ст.70 НК РФ ( в редакции Федерального закона №102-ФЗ от **) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Из содержания вышеприведенных норм закона следует, что обращению налогового органа в суд с заявлением о взыскании с физического лица налога и пени предшествует обязательное направление в установленном законом порядке и сроки в адрес налогоплательщика требования об уплате налога.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Как следует из материалов дела, в связи с неуплатой ответчиком транспортного налога за 2017 год в установленный законом срок, налоговый орган произвел начисление пени за неуплату транспортного налога за 2017 в размере 11,41 руб. за период с ** по **, сформировал требование № от ** о необходимости уплаты транспортного налога и пени за 2017 год не позднее **. Вместе с тем, доказательства, подтверждающие направление в адрес налогоплательщика указанного требования, административным истцом не представлены. Доказательства, подтверждающие направление в адрес налогоплательщика данного требования, не были представлены Инспекцией и при обращении к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании указанной задолженности по транспортному налогу.
Поскольку требование об уплате транспортного налога за 2017 год и пени за неуплату транспортного налога за 2017 год налогоплательщику не направлялось, налоговым органом было допущено нарушение порядка взыскания с налогоплательщика задолженности по указанному налогу, следовательно, налоговый орган не имел права перейти к процедуре принудительного взыскания указанного налога и пени, в связи с чем требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №21 по Иркутской области о взыскании с ответчика транспортного налога за 2017 год в размере 644,00 руб., пени за неуплату транспортного налога за 2017 год в размере 11,41 руб. удовлетворению не подлежат.
Учитывая, что срок для обращения с административным иском о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015, 2016, 2018 годы, пени по транспортному налогу за 2015, 2016, 2018 годы истцом не пропущен, судом установлена обоснованность заявленных исковых требований в указанной части, доказательства уплаты транспортного налога и пени за указанный период ответчиком не представлено, административный иск в указанной части подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в сумме 400 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 - 294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №21 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, ** года рождения, зарегистрированной по адресу: ..., проживающей по адресу: ...... в доход государства:
транспортный налог за 2015 год в размере 644,00 руб.,
транспортный налог за 2016 год в размере 644,00 руб.,
транспортный налог за 2018 год в размере 644,00 руб.,
пени за неуплату транспортного налога за 2015 год в размере 14,38 руб. за период с ** по **,
пени за неуплату транспортного налога за 2016 год в размере 12,15 руб. за период с ** по **,
пени за неуплату транспортного налога за 2018 год в размере 10,48 руб. за период с ** по **.
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №21 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании транспортного налога за 2017 год в размере 644,00 руб., пени за неуплату транспортного налога за 2017 год в размере 11,41 руб. отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.В.Черных
Мотивированное решение изготовлено 30.05.2022.