ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-773/2016 от 10.03.2016 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело № 2а-773/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 марта 2016 года город Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Макаровой О.В.,

при секретаре Герасимовой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Администрации г. Орла к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Конюхову В.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области о признании постановления судебного пристава-исполнителя незаконным и об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Орла обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области Конюхова В.А.. В обоснование требований административный истец указал, что решением Советского районного суда города Орла от ДД.ММ.ГГ. исковые требования ФИО2 к администрации города Орла удовлетворены частично. На администрацию города Орла возложена обязанность предоставить Казаренко Е.В. на состав семьи из трех из человек: она, Казаренко Д.Н., Казаренко П.В. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м, состоящее не менее, чем из двух жилых комнат. <данные изъяты>. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов по Орловской области возбуждено исполнительное производство №***-ИП. Административным ответчиком - судебным приставом-исполнителем установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда, который впоследствии был продлен до ДД.ММ.ГГ. ДД.ММ.ГГ административный истец - администрация г. Орла обращалась в Советский районный суд г. Орла с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, т.е. в срок, установленный для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Определением Советского районного суда г. Орла от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении заявления было отказано. Однако, в муниципальной жилом фонде нет квартиры, соответствующей площади, указанной в решении суда. Процедура приобретения жилого помещения - объявление торгов, оформление сделки, регистрация прав является длительной, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с соблюдением сроков, установленных Законом. 25.12.2014г. на официальном сайте размещена заявка путем проведения запроса предложений на покупку квартир. Протоколом от 12.01.2015г. Запрос предложений признан несостоявшимся, в связи с отсутствием заявок. ДД.ММ.ГГ. размещен электронный аукцион № ЭА-022/15 на право заключения контракта на приобретение одной однокомнатной благоустроенной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. Протоколом от ДД.ММ.ГГ аукцион признан несостоявшимся, в связи с отсутствием заявок. ДД.ММ.ГГ. повторно размещена заявка путем проведения запроса предложений на покупку квартир. В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГ запрос предложений признан несостоявшимся, в связи с отсутствуем заявок. ДД.ММ.ГГ. повторно размещена заявка путем проведения запроса предложений на покупку квартир. В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГ запрос предложений признан несостоявшимся, в связи с отсутствуем заявок. ДД.ММ.ГГ. размещен электронный аукцион № ЭА-355/15 на право заключения контракта на приобретение одной однокомнатной благоустроенной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. Протоколом от ДД.ММ.ГГ аукцион признан несостоявшимся, в связи с отсутствием заявок. 18.08.2015г. повторно размещена заявка путем проведения запроса предложений на покупку квартир. В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГ запрос предложений признан несостоявшимся, в связи с отсутствуем заявок. Таким образом, административным истцом - администрацией г. Орла предпринимаются активные действия, направленные на исполнение решения суда. Процедура приобретения жилого помещения - объявление торгов, оформление сделки, регистрация прав является длительной, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с соблюдением сроков, установленных Законом. ДД.ММ.ГГ. жилищным отделом администрации г. Орла на имя главы администрации <данные изъяты> было направлено служебное письмо с информацией о предоставлении во внеочередном порядке жилых помещений на основании решения Советского районного суда. Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 24.12.2015г. №***-ГС «О бюджете г. Орла на 2016 год», вступившим в силу 01.01.2016г., утверждены и предусмотрены расходы на приобретения жилья гражданам по решению судов. Таким образом, административный истец предусмотрел и предпринял меры для исполнения решения суда по предоставлению жилых помещений гражданам. Однако, до истечения установленного для исполнения решения суда срока, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Конюховым В.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. Полагали, что действия административного ответчика судебного пристава - исполнителя по вынесению указанного постановления не соответствуют требованиям Федерального закона «Об исполнительном производстве». Просили суд признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 08.02.2016г. по исполнительному производству №***- ИП.

Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечен судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Конюхов В.А.

Административный истец свои исковые требования уточнил, просил суд признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГ. по исполнительному производству №***- ИП, освободить административного истца от уплаты исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей по исполнительному производству №***- ИП.

В судебном заседании представитель заявителя Администрации г. Орла по доверенности Фомушкина Е.Н. уточенные требования поддержала, по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении, просила суд удовлетворить заявленные требования.

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель УФССП по Орловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Конюхов В.А. доводы искового заявления не признал, просил суд в удовлетворении заявления отказать в виду его необоснованности.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает уточненное заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.

Из смысла и содержания указанной нормы следует, что судебный пристав-исполнитель в указанный срок обязан применить все меры принудительного исполнения и получить определенный результат для исполнения требований.

В силу ч. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Согласно ч. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

В силу ч. 3 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Закона, в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Судом установлено, что решением Советского районного суда города Орла от ДД.ММ.ГГ. исковые требования Казаренко Е.В. к администрации города Орла удовлетворены частично.

На администрацию города Орла возложена обязанность предоставить Казаренко Е.В. на состав семьи из трех из человек: она, Казаренко Д.Н., Казаренко П.В. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м, состоящее не менее, чем из двух жилых комнат.

ДД.ММ.ГГ. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов по <...> возбуждено исполнительное производство №***-ИП.

Административным ответчиком - судебным приставом-исполнителем установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда, который впоследствии был продлен до ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГ административный истец - администрация г. Орла обращалась в Советский районный суд г. Орла с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, т.е. в срок, установленный для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Определением Советского районного суда г. Орла от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении заявления было отказано.

ДД.ММ.ГГ. судебным приставом исполнителем Конюховым В.А. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, в соответствии с которым с администрации г. Орла был взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> руб., т.к. должником в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда - не исполнено.

Должник Администрация г. Орла не представил приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение вступившего в законную силу решения суда было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Закона № 229-ФЗ).

По мнению суда, обстоятельства, указанные Администрацией г. Орла, не относятся к числу обстоятельств, предусмотренных ст. 112 указанного выше Федерального закона, с которыми законодатель связывает возможность не наложения на должника исполнительского сбора, а именно наличия доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Поскольку доказательств предоставления в установленном законом порядке указанной отсрочки не имеется, основания для признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконными отсутствуют.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании действий судебного пристава-исполнителя незаконными.

Вместе с тем, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве». При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Судом установлено, что в настоящее время в муниципальном жилом фонде нет квартиры, соответствующей по площади для предоставления взыскателю.

Процедура приобретения жилого помещения - объявление торгов, оформление сделки, регистрация прав является длительной, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с соблюдением сроков, установленных Законом. 25.12.2014г. на официальном сайте размещена заявка путем проведения запроса предложений на покупку квартир. Протоколом от 12.01.2015г. Запрос предложений признан несостоявшимся, в связи с отсутствием заявок. ДД.ММ.ГГ. размещен электронный аукцион №*** на право заключения контракта на приобретение одной однокомнатной благоустроенной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. Протоколом от ДД.ММ.ГГ аукцион признан несостоявшимся, в связи с отсутствием заявок. ДД.ММ.ГГ повторно размещена заявка путем проведения запроса предложений на покупку квартир. В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГ запрос предложений признан несостоявшимся, в связи с отсутствуем заявок. ДД.ММ.ГГ. повторно размещена заявка путем проведения запроса предложений на покупку квартир. В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГ запрос предложений признан несостоявшимся, в связи с отсутствуем заявок. ДД.ММ.ГГ. размещен электронный аукцион №*** на право заключения контракта на приобретение одной однокомнатной благоустроенной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. Протоколом от ДД.ММ.ГГ аукцион признан несостоявшимся, в связи с отсутствием заявок. ДД.ММ.ГГ. повторно размещена заявка путем проведения запроса предложений на покупку квартир. В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГ запрос предложений признан несостоявшимся, в связи с отсутствуем заявок. Таким образом, административным истцом - администрацией г. Орла предпринимаются активные действия, направленные на исполнение решения суда. Процедура приобретения жилого помещения - объявление торгов, оформление сделки, регистрация прав является длительной, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с соблюдением сроков, установленных Законом.

ДД.ММ.ГГ. жилищным отделом администрации г. Орла на имя главы администрации ФИО7 было направлено служебное письмо с информацией о предоставлении во внеочередном порядке жилых помещений на основании решения Советского районного суда.

Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 24.12.2015г. №***-ГС «О бюджете г. Орла на 2016 год», вступившим в силу ДД.ММ.ГГ., утверждены и предусмотрены расходы на приобретения жилья гражданам по решению судов.

Таким образом, административный истец предусмотрел и предпринял меры для исполнения решения суда по предоставлению жилых помещений гражданам.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административный истец не уклонялся от исполнения решения суда, в предоставленный 5-дневный срок реально исполнить решение суда администрация г. Орла не могла вследствие объективных причин, вызванными необходимостью проведения процедур приобретения жилья, носящих длительный, не одномоментный характер.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии вины администрации г. Орла в неисполнении решения суда в установленный 5-дневный срок, в связи с чем, исковые требования администрации г. Орла об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 8 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации г. Орла Администрации г. Орла к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Конюхову В.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области о признании постановления судебного пристава-исполнителя незаконным и об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить частично.

Освободить Администрацию г. Орла от взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по особым производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области от ДД.ММ.ГГ. по исполнительному производству №***- ИП в размере <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение суда в части освобождения от исполнительского сбора обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.

Председательствующий: