ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-773/2016 от 15.05.2016 Арсеньевского городского суда (Приморский край)

Мотивированное решение

изготовлено 15.05.2016г.

Гражданское дело № 2а-773/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Арсеньев 10 мая 2016 года

Арсеньевский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Чубченко И.В., при секретаре Медведевой В.А., с участием административного истца Бурмакиной О.Г. и ее представителя Китаевой Н.В., представителя административного ответчика администрации Арсеньевского городского округа Сербинова И.И., рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление Бурмакина О.Г. к администрации Арсеньевского городского округа, и.о. главе администрации Арсеньевского городского округа Бронцу А.А. об оспаривании действий администрации Арсеньевского городского округа,

установил:

Бурмакина О.Г. обратилась в суд с иском об оспаривании действий администрации Арсеньевского городского округа, в обоснование указав, что она с 1986г. на основании ордера от 29.10.1986г. проживает в <адрес>, в г. Арсеньеве, с 07.02.2013г. проживает по договору социального найма. 11.03.2015г. администрацией Арсеньевского городского округа ей было выдано разрешение № 27 о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, которым дано согласие на переустройство (устройство альтернативного отопления при помощи электронагревательных конвекторов заводского изготовления) в ее квартире. Данным разрешением был установлен срок производства ремонтно-строительных работ с 10.03.2015г. по 10.03.2016г. и возложена обязанность на заявителя осуществлять переустройство жилого помещения в соответствии с проектом и с соблюдением требований ЖК РФ. После получения разрешения она в соответствии с проектом, стандартами и строительными нормами, произвела в квартире переустройство (устройство альтернативного отопления при помощи электронагревательных конвекторов заводского изготовления). Работы по переустройству жилого помещения были завершены в мае 2015г. 18.05.2015г. был подписан акт освидетельствования скрытых работ и акт технической готовности электромонтажных работ, которые были предоставлены в администрацию Арсеньевского городского округа, после чего ей было выдано три экземпляра акта приемки выполненных работ для подписания их соответствующими службами и должностными лицами, данные акты были подписаны и возвращены в администрацию городского округа 16.06.2015г. для их подписания должностными лицами администрации городского округа и утверждения главой Арсеньевского городского округа. 24.09.2015г. она получила письмо администрации Арсеньевского городского округа, из которого следует, что в подписании акта приемки выполненных работ по переустройству жилого помещения ей отказано в связи с тем, что не имеется согласия всех собственников помещений в данном доме, а также не представлен гидравлический расчет системы отопления жилого дома по <адрес> в г. Арсеньеве с учетом переустройства жилого помещения. Решение об отказе в подписании акта приемки выполненных работ ей предоставлено не было, а поэтому считает, что ответ администрации не может считаться отказом в подписании акта, а свидетельствует о длительном бездействии, администрации Арсеньевского городского округа по приемке выполненных работ переустройства жилого помещения путем подписания акта приемки завершенных работ. 28.01.2016г. она (Бурмакина О.Г.) получила решение и.о. главы городского округа № 64 от 30.12.2015г. об отмене решения № 27 от 11.03.2015г. о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором, по ее мнению, мотивированных оснований, послуживших отмене решения о согласовании переустройства, не содержится. Данные действия администрации городского округа считает незаконными, поскольку переустройство жилого помещения <адрес>, в г. Арсеньеве произведено на законных основаниях в соответствии с решением администрации городского округа о согласовании такого переустройства от 11.03.2015г., каких-либо предписаний Приемочной комиссией или администрации городского округа об устранении нарушений, допущенных при переустройстве жилого помещения, она (Бурмакина О.Г.) не получала. Считает не законным требование администрации о предоставлении согласия всех собственников жилых помещений дома и гидравлического расчета системы отопления жилого дома, так как требования закона не содержат необходимость предоставления таких документов, и предоставление дополнительных документов на стадии приемки выполненных работ законодательством не предусмотрено. На момент производства переустройства жилого помещения в ее квартире отсутствовали приборы отопления и стояк отопления, которые были демонтированы в 2004г. филиалом «Арсеньевский» ГКУП «Примтеплоэнерго», о чем был составлен акт, но в связи с истечение срока хранения был уничтожен. Переустройство ее квартиры не привело к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, а также не нарушает права и законные интересы граждан и не создает угрозу их жизни или здоровью. Установление в жилом помещении с согласия администрации городского округа альтернативного отопления должно освободить ее (Бурмакину О.Г.) от оплаты за коммунальную услугу по отоплению с мая 2015г., так как такая услуга ей не предоставляется из-за отсутствия в квартире приборов отопления и стояка отопления. Не подписание акта приемочных работ и отмена решения № 27 от 11.03.2015г., по ее мнению, влечет за собой признание переустройства в данном жилом помещении самовольно установленным, что влечет за собой соответствующие последствия. Считает, что бездействием администрации городского округа, выразившегося в не утверждении акта приемки выполненных работ, а также отмена решения № 27 от 11.03.2015г. о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, ей создаются препятствия в пользовании альтернативным отоплением на законном основании и оплачивать только полученную услугу за электроснабжение, а также создают ей препятствия на комфортные условия для проживания в жилом помещении, так как существующая система отопления не обеспечивала нормативный температурный режим в жилом помещении. Кроме того, она (Бурмакина О.Г.) понесла расходы, связанные с установкой электронагревательных конвекторов, и в случае признания действий (бездействий) администрации Арсеньевского городского округа законными приведет к необходимости демонтажа оборудования, что повлечет за собой причинение убытков. Просит признать незаконным бездействие главы администрации Арсеньевского городского округа, выразившееся в не утверждении акта выполненных работ по завершению переустройства жилого помещения <адрес>, в г. Арсеньеве, признать решение и.о. главы Арсеньевского городского округа № 64 от 30.12.2015г. об отмене решения № 27 от 11.03.2015г. не законным и обязать отменить данное решение, обязать главу Арсеньевского городского округа утвердить и выдать акт выполненных работ по переустройству жилого помещения в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу, обязать сообщить суду и ей об исполнении решения суда по данному делу в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, взыскать судебные расходы: уплаченную госпошлина – 300 рублей, за юридическую консультацию – 500 рублей, составление искового заявления – 3000 рублей, всего 3800 рублей.

В судебном заседании Бурмакина О.Г. и ее представитель Китаева Н.В. требования иска поддержали по изложенным основаниям, однако увеличили судебные расходы до 5800 рублей, включив в них оплату за участие представителя в судебном заседании – 2000 рублей.

Представитель ответчика - администрации Арсеньевского городского округа Сербинов И.И. в судебном заседании иск не признал, представил письменный отзыв на исковое заявление, а также суду пояснил, что по делам об оспаривании отказа органа местного самоуправления в даче согласования на переустройство квартиры следует иметь ввиду, что отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой электрического обогрева предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, в связи с эти переоборудование жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств не допускается. Новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго от 13.01.2003г. № 6, согласно которых до начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо получить технические условия в энергоснабжающей организации; выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и органом государственного энергетического надзора. Проект переустройства должен соответствовать Строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовые инженерные системы отопления. Из представленного истцом проекта не следует, что он был согласован с теплоснабжающей организацией – ООО «ТВС Арсеньев», а также с Ростехнадзором. Исходя из Правил предоставления коммунальных услуг, предоставление коммунальной услуги «отопление» обусловлено возможностью ее подачи в жилые помещения посредством централизованной сети. Отключение квартиры в многоквартирном жилом доме от центральной системы отопления с установкой альтернативного вида системы отопления предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, при этом разрешение всех собственников жилого дома истицей не получено. Система центрального отопления входит в состав общего имущества многоквартирного дома и безопасная перепланировка и переустройство квартиры возможно только на основании данных о состоянии всего дома. Переоборудование внутриквартирной системы отопления может привести к нарушению гидравлического и температурного режимов работы стояков и всего дома в целом, снижению циркуляции теплоносителя. В связи с чем, в квартирах жилого дома может снижаться нормативный температурный режим воздуха. Внутридомовая система отопления включается в состав общего имущества, и как следствие при его уменьшении требуется согласие всех собственников, в отсутствии указанного согласия уменьшение состава общего имущества является незаконным. Из представленного истицей проекта следует, что подключение конвектора-обогревателя планируется к системе энергоснабжения многоквартирного жилого дома, являющейся общим имуществом собственников помещений, при этом доказательств того, что указанное подключение согласовано с собственниками многоквартирного жилого дома, истицей не представлено. Доказательств того, что увеличение объема подаваемой на жилой дом электроэнергии в связи с подключением к системе электроснабжения жилого дома индивидуальной системы отопления не окажет негативного влияния на состояние общего имущества многоквартирного дома, не представлено. Представленный истицей проект не содержит сведений о влиянии индивидуальной системы отопления на работу инженерных систем многоквартирного дома и установленного в нем оборудования. При этом ухудшение либо нарушение работы таких систем и оборудования не исключается. Учитывая планируемое истицей подключение индивидуального отопления спорного жилого помещения, ответчик пришел к выводу о необходимости получения согласия всех собственников помещений многоквартирного дома на переустройство данного жилого помещения. Основанием для принятия, оспариваемого истицей решения, послужило не предоставление ею, определенных пунктом 3 ст. 36, пунктом 2 ст. 40 ЖК РФ документов подтверждающих согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Представленный истицей проект не соответствует пункту 3.2. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго № 6 от 13.01.2003г., в проекте отсутствует расчет гидравлического и температурного режима системы отопления многоквартирного дома, отсутствует согласование с Ростехнадзором. Считают указанные нарушения существенными, поскольку они могут повлечь ухудшение либо нарушение работы систем и оборудования многоквартирного жилого дома.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Согласно ч. 1 ст.28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является соответствие установленным требованиям и готовность технического состояния внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования для предоставления коммунальных услуг.

Согласно подпункту "е" пункта 4 Правил, отоплением является подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

Судом установлено, что Бурмакина О.Г. на основании ордера от 29.10.1986г. проживает в <адрес>, в г. Арсеньеве, с 07.02.2013г. проживает в вышеуказанной квартире по договору социального найма. Указанная квартира располагается на 9-м этаже девятиэтажного многоквартирного жилого дома с централизованной системой отопления.

Из материалов дела следует, что по заказу Бурмакиной О.Г. в 2015г. ООО Архитектурно-строительной компанией «Градиент» была выполнена проектная документация переустройства системы отопления вышеуказанной квартиры и расчет потерь тепла через ограждающие конструкции, в соответствии с требованиями ГОСТ 21.602-2003 «Правила выполнения рабочей документации отопления, вентиляции и кондиционирования»; ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»; ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях»; СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003, СП 13.13330.2012 «Строительная климатология» СНиП 23-01-89, Свод правил 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования», а также ИП Теклюк М.В. - проект подключения в данном жилом помещении электрообогревателей на основании технических условий на электроснабжение № 9 от 26.02.2015г., выданных ООО УК «Управдом» и согласованных с ОАО «Арсеньевэлектросервис».

Решением и.о. Главы Арсеньевского городского округа № 27 от 11.03.2015г. Бурмакина О.Г. дано согласие на переустройство (устройство альтернативного отопления при помощи электронагревательных конвекторов заводского изготовления модели «NOBO») в <адрес>, в г. Арсеньеве в соответствии с представленной проектной документацией.

В судебном заседании установлено, что работы по переустройству системы отопления в данном жилом помещении были завершены в мае 2015г., о чем 18.05.2015г. составлен акт технической готовности электромонтажных работ и акт освидетельствования скрытых работ.

Из представленного в материалы дела акта освидетельствования скрытых работ ООО «Центр строительных технологий» от 18.05.2015г. следует, что работы по прокладке электрической проводки в <адрес>, в г. Арсеньеве выполнены в соответствии с проектом, стандартами, строительными нормами и отвечают требованиям их приемки. Электропроводка смонтирована открытым способом в соответствии с проектной документацией, требованиями ПУЭ и ГОСТ Р 50571.15-97. Скрытые работы на объекте не выполнялись.

Согласно акту ООО УК «Управдом» от 18.05.2015г., в <адрес> в г.Арсеньеве Приморского в результате обследования системы отопления выявлено, что приборы отопления, стояки отопления демонтированы, стояки отопления закольцованы на седьмом этаже. Электромонтажные работы выполнены согласно проекта и технических условий.

Из письма заместителя главы администрации А.А. Бронца от 24.09.2015г. установлено, что в подписании акта приемки выполненных работ по переустройству жилого помещения отказано, в связи с отсутствием согласия всех собственников помещений в данном доме, и гидравлического расчета системы отопления жилого дома по <адрес> в г. Арсеньеве с учетом переустройства в жилых помещениях № , .

Решением и.о. главы городского округа № 64 от 30.12.2015г. отменено решения № 27 от 11.03.2015г. о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по адресу: <адрес>.

В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Правительством Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно п. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники многоквартирного дома владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно п.1 ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

В силу ч. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются так же по соглашению всех ее участников.

Согласно части 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Согласно п.3 ст.36 и п.2 ст.40 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе при реконструкции дома либо реконструкции, переустройстве, перепланировке помещений.

Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо должен представить в орган, осуществляющий согласование, документы, перечень которых указан в ч.2 ст.26 ЖК РФ.

К числу таких документов относятся: заявление о переустройстве по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; правоустанавливающие документы на переустраиваемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения.

Из материалов дела следует, что с заявлением в администрацию Арсеньевского городского округа о переустройстве спорного жилого помещения (системы отопления) обращалась Бурмакина О.Г., которая является нанимателем <адрес>. 7 по <адрес> в г.Арсеньеве, но не является уполномоченным лицом собственников помещений всего многоквартирного дома.

Пунктом 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищному комплексу от 27.09.2003г. № 170, предусмотрено, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования не допускаются.

В соответствии п. 5.2.1 указанных Привил эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления; равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; герметичность; немедленное устранение всех видимых утечек воды; ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах; коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного; наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.

Согласно п. 1.3.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики от 13.01.2003г. № 6, новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в настоящих Правилах и других нормативных документах.

До начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо: получить технические условия в энергоснабжающей организации; выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора (пункт 3.2).

Проект переустройства должен соответствовать Строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с энергоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовые инженерные системы отопления, чего истицей сделано не было.

В представленном Бурмакиной О.Г. расчете теплопотерь через ограждающие конструкции <адрес>. 7 по <адрес> в г.Арсеньеве для переустройства системы отопления в указанной квартире, выполненному ООО Архитектурно-строительной компанией «Градиент», нет обоснований и выводов о том, будет или нет при реконструкции системы отопления нарушен тепловой баланс всего здания.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что переоборудование системы отопления в отдельной квартире многоквартирного дома затрагивает общедомовые инженерные сети, что препятствует возможности замены одного вида отопления на другой.

Доказательств, подтверждающих, что данным переустройством системы отопления не нарушаются права и законные интересы других граждан – жителей данного дома Бурмакиной О.Г. не представлено.

Таким образом, судом установлено, что Решение №27 от 11.03.2015г. о согласовании переустройства или перепланировки жилого помещения по адресу: <адрес> края было выдано без законных на то оснований.

В силу абз. г.1 п. 2 ч. 2 ст. 51 Муниципального правового акта Думы Арсеньевского городского округа от 04.08.2009 N 187-МПА (ред. от 05.10.2015) "Устав Арсеньевского городского округа" администрация городского округа осуществляет муниципальный жилищный контроль, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 62 Муниципального правового акта Думы Арсеньевского городского округа от 04.08.2009 N 187-МПА (ред. от 05.10.2015) "Устав Арсеньевского городского округа" муниципальный правовой акт органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления городского округа может быть отменен либо его действие может быть приостановлено органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления городского округа, принявшим соответствующий муниципальный правовой акт.

Таким образом, органы местного самоуправления в порядке самоконтроля могут отменить муниципальный правовой акт, если установят, что он был принят с нарушением законодательства и без законных на то оснований.

При указанных обстоятельствах, отменяя свое Решение №27 от 11.03.2015г. о согласовании Решением №64 от 30.12.2015г. об отмене решения №27 от 11.03.2015г. администрация Арсеньевского городского округа в лице и.о. главы городского округа Бронца А.А. действовала в соответствии с Уставом и своими полномочиями в рамках самоконтроля.

С учетом изложенного суд считает, что заявленные требования Бурмакиной О.Г. об оспаривании действий администрации Арсеньевского городского округа удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Бурмакина О.Г. к администрации Арсеньевского городского округа, и.о. главе администрации Арсеньевского городского округа Бронцу А.А. об оспаривании действий администрации Арсеньевского городского округа отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд путем подачи жалобы через Арсеньевский городской суд Приморского края в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Судья Чубченко И.В.