ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-773/2023 от 26.07.2023 Богучанского районного суда (Красноярский край)

Дело

()

копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2023 года Богучанский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Максимовой О.В.,

при секретаре Булатовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю к Местной общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией в Богучанском районе» о признании прекратившей деятельность и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц некоммерческой организации,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю обратилось в суд с административным исковым заявлением к Местной общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией в Богучанском районе»» о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц некоммерческой организации. Требования мотивированы тем, что указанной некоммерческой организацией Местной общественной организацией «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией в Богучанском районе», зарегистрированной в Едином государственном реестре юридических лиц 27.07.2009 года за номером , не представлены в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю в нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» отчетные сведения о своей деятельности за 2022 год. Просит признать Местную общественную организацию «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией в Богучанском районе» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, исключить сведения об указанной организации из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю своего представителя не направило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, о чем представило ходатайство.

Административный ответчик Местная общественная организация «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией в Богучанском районе» в зал суда своего представителя не направила, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом заказным письмом с уведомлением, о причинах неявки своего представителя суду не сообщила, возражения относительно заявленных требований не представила.

Административный соответчик Новоселов В.С. в зал суда не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом заказным письмом с уведомлением, о причинах неявки суду не сообщил, возражения относительно заявленных требований не представил.

Суд, на основании ст. 150 КАС РФ, рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" установлено, что общественные объединения могут создаваться, в том числе, в форме общественной организации. В соответствии со статьей 8 указанного закона общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

При этом, согласно статье 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Конституции Российской Федерации гарантирует, что каждый имеет право на объединение; свобода деятельности общественных объединений гарантируется (статья 30, часть 1).

Право на объединение и свобода деятельности общественных объединений относятся к правам коллективным. Государство во исполнение положений статей 18, 71 (пункты "в", "о") и 76 Конституции Российской Федерации обязано определить в федеральном законе правовое положение общественных объединений, в том числе установить условия их признания в качестве юридических лиц, порядок их учреждения, государственной регистрации и прекращения деятельности, содержание правоспособности, исходя из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации возможные ограничения, затрагивающие названные конституционные права, должны быть оправданными и соразмерными конституционно-значимым целям.

Обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том что в силу части первой статьи 41 Федерального закона "Об общественных объединениях" их неисполнение может влечь ответственность именно самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также с применением к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.

Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов как в судебном, так и во внесудебном порядке и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.

Согласно абз. 4HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=<данные изъяты>" ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.

В силу части 5 статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, то есть неисполнение обязанности информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В силу пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно приказу Министерства юстиции РФ от 30 сентября 2021 г. N 185 "О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций" общественное объединение представляет в Минюст России (территориальный орган Минюста России) отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных им от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, и (или) от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", являются иностранные граждане или лица без гражданства, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании или использовании, ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В пункте 3.1 Определения Конституционного Суда РФ от 28.06.2012 N 1246-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы региональной общественной организации "Молодежный центр поэзии, музыки и кулинарного искусства" и гражданки Н на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей, четвертой и пятой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" разъяснено, что при рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая общественную организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого общественная организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу общественной организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности.

Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении общественной организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации, которая имеет значение запрета на деятельность общественных объединений независимо от факта их государственной регистрации в качестве юридического лица (части четвертая и пятая статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях").

В силу подпункта 5 пункта 6 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации", утвержденного Приказом Минюста России от 30.12.2021 N 274, в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение (предписание) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца, в отношении политических партий, а также в случаях, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", - не менее двух месяцев, а также принимать меры, предусмотренные пунктом 85 Административного регламента осуществления Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 85 Административного регламента по результатам государственного контроля (надзора) Минюстом России (территориальным органом) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации принимаются следующие меры, в частности направление в суд заявления о признании общественного объединения, религиозной организации прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении их из Единого государственного реестра юридических лиц.

Из материалов дела следует, что 04.05.2009 года на учредительном собрании было принято решение о создании Местной общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией в Богучанском районе» и утверждении Устава данной организации, согласно п.п. 1.3 раздела 1 которого указанная общественная организация является юридическим лицом с момента ее государственной регистрации, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности заключать договоры и контракты, быть истцом и ответчиком в суде, в арбитражном и третейских судах, открывать расчетные и иные счета в рублях и в валюте в банковских учреждениях, иметь печать, штамп и бланки со своим наименованием, и иные реквизиты, утвержденные и зарегистрированные в установленном законом порядке.

27.07.2009 года создана Местная общественная организация «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией в Богучанском районе», запись о которой Межрайонной ИФНС России № 23 по Красноярскому краю 27.07.2009 года внесена в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1092400001484.

Местная общественная организация «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией в Богучанском районе» находится в стадии ликвидации. Решением общего собрания членов Организации от 31.05.2021 года принято решение о добровольной ликвидации Организации и формировании ликвидационной комиссии.

24.06.2021 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии, вместе с тем, процедура ликвидации в добровольном порядке Общественным объединением не завершена.

Как видно из выписки из базы данных Минюста России, административным ответчиком не представлен отчет за 2022 год об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях их расходования и использования и об их фактическом расходовании и использовании, а также сведения о продолжении своей деятельности по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, судом установлено, что Местная общественная организация «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией в Богучанском районе» нарушила названные требования законодательства, включая нормы статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", указанные нарушения являются грубыми, поскольку препятствуют, в том числе, установлению в деятельности административного ответчика признаков иностранного агента.

На момент рассмотрения дела доказательств надлежащего исполнения Местной общественной организацией «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией в Богучанском районе» обязанности по представлению в регистрирующий орган указанного отчета за 2022 год и сведений о продолжении деятельности не представлено, судом не добыто. Между тем, из содержания приведенных выше правовых норм следует, что непредставление общественным объединением соответствующей информации в установленный срок порождает право регистрирующего органа на обращение в суд с иском о признании его прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица. При этом непредставление в установленный срок документов, отчетности свидетельствует не только о нарушении законодательства Местной общественной организацией «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией в Богучанском районе», но и о фактическом прекращении ею своей деятельности.

Вместе с тем, судом установлено соблюдение Министерством юстиции Российской Федерации упомянутого выше Административного регламента, а, следовательно, и прав Местной общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией в Богучанском районе» при соблюдении порядка обращения в суд с настоящим административным иском.

При таких обстоятельствах, поскольку установлен факт нарушения административным ответчиком законодательства Российской Федерации, заявленные требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю подлежат удовлетворению, Местную общественную организацию «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией в Богучанском районе» надлежит признать прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Разъяснить административному ответчику, что признание общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом. Не препятствует оно и ее последующей регистрации в качестве юридического лица, поскольку Федеральный закон "Об общественных объединениях" не связывает с таким признанием запрет на ее деятельность (в отличие от ликвидации общественного объединения по решению суда) и не лишает ее возможности приобрести статус юридического лица заново.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю к Местной общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией в Богучанском районе» о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц некоммерческой организации удовлетворить.

Признать Местную общественную организацию «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией в Богучанском районе» (ОГРН 1092400001484) прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись О.В. Максимова

Решение в окончательной форме изготовлено 09 августа 2023 года.

Копия верна

Судья О.В. Максимова