ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7743/2022 от 14.04.2022 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:

Председательствующего Бубновой Ю.А.,

секретаря Тихонова Д.Е.,

помощника судьи Смолярова В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Доттуевой Е.С, к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Доттуева е.С, обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Краснодар, в котором просит, с учетом уточненных требований, признать незаконными решения, действия (бездействия) администрации муниципального образования г. Краснодар, изложенные в письме от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Доттуевой Е.С,, выразившиеся в перекладывании ответственности по устранению препятствий на административного истца и нежелании выполнять обязанности, предусмотренные ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ по оформлению земельного участка под жилым многоквартирным домом с кадастровым номером и прилегающей к нему территории по <адрес>; обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар устранить препятствия и образовать земельный участок, находящийся под жилым многоквартирным домом с кадастровым номером и прилегающей к нему территории по <адрес> и произвести все необходимые работы по формированию и межеванию указанного участка с учетом фактического землепользования с последующей постановкой на кадастровый учет.

Свои требования административный истец основывает на том, что ранее, в мае 2013 года административный истец обращался в Департамент архитектуры и градостроительства муниципального образования <адрес> с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом по <адрес>.

Обращение было рассмотрено и дан ответ (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), в котором сообщается, что на основании постановления главы МО г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании земельных участков под Многоквартирными домами за счет средств местного бюджета (бюджета МО г. Краснодара) необходимо предоставить пакет документов со сведениями о земельном участке. Документы были предоставлены.

В июле 2013 года получена информация от Департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Краснодар (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) «О формировании земельного участка по <адрес> за счет средств местного бюджета», в котором сообщается, что срок выполнения работ по формированию земельного участка составляет 6-8 месяцев. Постановлением администрации МО г. Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории по <адрес>», схема утверждена на кадастровом плане соответствующей территории площадью 1103 кв. м для эксплуатации одноэтажного многоквартирного дома и иных, входящих в состав такого дома объектов недвижимого имущества по <адрес>.

Участок сформирован не был, на кадастровый учет не поставлен.

На очередное обращение в 2015 году Департамент архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Краснодар письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что согласно имеющейся информации, государственный кадастр недвижимости содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. м, с видом разрешенного использования «одноэтажный жилой дом», необходимости снятия указанного земельного участка с государственного кадастрового учёта в связи с тем, что он препятствует формированию земельного участка, необходимого для полноценной эксплуатации многоквартирного дома по <адрес> и направлении комплекта материалов в правовое управление администрации МО г. Краснодара с просьбой подать исковое заявление в Суд о снятии с государственного кадастрового учёта земельный участок, после чего, работы будут завершены.

ДД.ММ.ГГГГ по иску администрации вынесено решение Прикубанского районного суда г. Краснодара о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером которое с заявлением было направлено в ФГБУ ФКП Росреестра по Краснодарскому краю.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец получил письмо от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю «О рассмотрении обращения» в котором сообщалось об изменении статуса земельного участка «ранее учтенный» на «архивный».

После устранения препятствий, в мае 2018 года направлено очередное заявление в Департамент архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Краснодар о формировании земельного участка под многоквартирным домом по <адрес>.

Однако, письмом Департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении обращения» было сообщено, что наличие сведений теперь уже о четырёх земельных участках по <адрес> с кадастровыми номерами в ЕГРН могут явиться препятствием для проведения работ по формированию земельного участка по у. Фестивальная, 32 для эксплуатации многоквартирного дома.

С целью устранения препятствия в формировании земельного участка под многоквартирным домом по <адрес> через МФЦ ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление о снятии с кадастрового учета выше указанных земельных участков. ДД.ММ.ГГГГ. получен отказ от ДД.ММ.ГГГГ в снятии с кадастрового учета выше указанных земельный участков, так как эти земельные участки не являются преобразуемыми, т.е. «временными», в связи с чем, снять с государственного кадастра недвижимости указанные земельные участки возможно только по заявлению представителя полномоченного на распоряжение земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления, на основании вступившего в законную силу решения суда.

На просьбу устранить препятствие и включить в план образование земельного участка в соответствии с законом, администрация МО г. Краснодара ответом от ДД.ММ.ГГГГ опять отказала, сославшись на расходование средств на межевание квартала в границах улиц Фестивальной, имени Тургенева, имени Космонавта Гагарина, имени Воровского. Данным проектом Межевания территории было предусмотрено образование земельного участка под каким-то Многоквартирным домом, хотя постановлением от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории под домом административного ответчика.

Указано на необходимость в устранение препятствий - снятии административным истцом с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами: несмотря на то, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"" устранение препятствий при образовании земельных участков является обязанностью органов местного самоуправления.

В судебном заседании административный истец на исковых требованиях настаивал по доводам и основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Шитова В.Г. против удовлетворения исковых требований возражала.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ранее, в мае 2013 года административный истец обращался в Департамент архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Краснодар с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом по <адрес>.

Обращение было рассмотрено и дан ответ (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), в котором сообщается, что на основании постановления главы МО г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании земельных участков под Многоквартирными домами за счет средств местного бюджета (бюджета МО г. Краснодара) необходимо предоставить пакет документов со сведениями о земельном участке. Документы были предоставлены.

В июле 2013 года получена информация от Департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Краснодар (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) «О формировании земельного участка по <адрес> за счет средств местного бюджета», в котором сообщается, что срок выполнения работ по формированию земельного участка составляет 6-8 месяцев. Постановлением администрации МО г. Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории по <адрес>», схема утверждена на кадастровом плане соответствующей территории площадью 1103 кв. м для эксплуатации одноэтажного многоквартирного дома и иных, входящих в состав такого дома объектов недвижимого имущества по <адрес>.

Участок сформирован не был, на кадастровый учет не поставлен.

На очередное обращение в 2015 году Департамент архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Краснодар письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что согласно имеющейся информации, государственный кадастр недвижимости содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. м, с видом разрешенного использования «одноэтажный жилой дом», необходимости снятия указанного земельного участка с государственного кадастрового учёта в связи с тем, что он препятствует формированию земельного участка, необходимого для полноценной эксплуатации многоквартирного дома по <адрес> и направлении комплекта материалов в правовое управление администрации МО г. Краснодара с просьбой подать исковое заявление в Суд о снятии с государственного кадастрового учёта земельный участок, после чего, работы будут завершены.

ДД.ММ.ГГГГ по иску администрации вынесено решение Прикубанского районного суда г. Краснодара о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером которое с заявлением было направлено в ФГБУ ФКП Росреестра по Краснодарскому краю.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец получил письмо от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю «О рассмотрении обращения» в котором сообщалось об изменении статуса земельного участка «ранее учтенный» на «архивный».

После устранения препятствий, в мае 2018 года направлено очередное заявление в Департамент архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Краснодар о формировании земельного участка под многоквартирным домом по <адрес>.

Однако, письмом Департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении обращения» было сообщено, что наличие сведений теперь уже о четырёх земельных участках по <адрес> с кадастровыми номерами в ЕГРН могут явиться препятствием для проведения работ по формированию земельного участка по у. Фестивальная, 32 для эксплуатации многоквартирного дома.

С целью устранения препятствия в формировании земельного участка под многоквартирным домом по <адрес> через МФЦ ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление о снятии с кадастрового учета выше указанных земельных участков. ДД.ММ.ГГГГ. получен отказ от ДД.ММ.ГГГГ в снятии с кадастрового учета выше указанных земельный участков, так как эти земельные участки не являются преобразуемыми, т.е. «временными», в связи с чем, снять с государственного кадастра недвижимости указанные земельные участки возможно только по заявлению представителя полномоченного на распоряжение земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления, на основании вступившего в законную силу решения суда.

На просьбу устранить препятствие и включить в план образование земельного участка в соответствии с законом, администрация МО г. Краснодара ответом от ДД.ММ.ГГГГ опять отказала, сославшись на расходование средств на межевание квартала в границах улиц Фестивальной, имени Тургенева, имени Космонавта Гагарина, имени Воровского. Данным проектом Межевания территории было предусмотрено образование земельного участка под каким-то Многоквартирным домом, хотя постановлением от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории под домом административного ответчика.

Указано на необходимость в устранение препятствий - снятии административным истцом с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами: несмотря на то, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"" устранение препятствий при образовании земельных участков является обязанностью органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ч. 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 16 Вводного закона формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Как разъяснено в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36ЖК РФ.

В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

Таким образом, в силу названных положений Жилищного кодекса РФ, Вводного закона, разъяснений совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ то обстоятельство, что земельный участок под многоквартирным домом не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, не лишает истцов права на защиту своих прав на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Доттуевой Е.С, к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании решения незаконным - удовлетворить.

Признать незаконными решения, действия (бездействия) администрации муниципального образования г. Краснодар, изложенные в письме от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Доттуевой Е.С,, выразившиеся в перекладывании ответственности по устранению препятствий на административного истца и нежелании выполнять обязанности, предусмотренные ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ по оформлению земельного участка под жилым многоквартирным домом с кадастровым номером и прилегающей к нему территории по <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар устранить препятствия и образовать земельный участок, находящийся под жилым многоквартирным домом с кадастровым номером и прилегающей к нему территории по <адрес> и произвести все необходимые работы по формированию и межеванию указанного участка с учетом фактического землепользования с последующей постановкой на кадастровый учет.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд города Краснодара в течение месяца.

Председательствующий: