Дело № 2а-774/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 июля 2018 года Железнодорожный районный суд г. Симферополя в составе: председательствующего - судьи Уржумовой Н.В. при секретаре – Макарчук В.Д. с участием представителя административного истца – ФИО1, представителя административного ответчика, заинтересованного лица по делу – ФИО2 председателя Религиозной организации «Караимская религиозная община», Централизованной религиозной организации «Духовное управление караимов Республики Крым» - ФИО3 председателя Местной религиозной организации «Караимская религиозная община города Симферополя – ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Симферополе административное дело по административному иску Местной религиозной организации «Симферопольская караимская религиозная община Караимского вероисповедания «Чолпан» к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым о признании решения государственной регистрации юридического лица недействительным и его отмене, заинтересованные лица: Управление ФНС России по Республике Крым, Межрайонная ИФНС №9 по Республике Крым, Религиозная организация «Караимская религиозная община», Местная религиозная организация «Феодосийская караимская религиозная община», Местная религиозная организация «Караимская религиозная община города Симферополя», Централизованная религиозная организация «Духовное управление караимов Республики Крым», ФИО2,- У С Т А Н О В И Л: Местная религиозная организация «Симферопольская караимская религиозная община Караимского вероисповедания «Чолпан» обратилась в суд с вышеуказанным административным иском. Исковые требования мотивированы тем, что на основании решения №1328-Р от 09.07.2016 года начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю была произведена государственная регистрация некоммерческой организации Централизованная религиозная организация «Духовное управление караимов Республики Крым». Указанное решение истец полагает постановленным с нарушением действующего законодательства и подлежащим, отмене, по следующим основаниям. Положениями пунктов 1, 4, 5, 6 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" регламентирован порядок осуществления деятельности и юридических лиц на территории Республики Крым в переходный период. Так, в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота, обладающие гражданской правоспособностью юридических лиц, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года, если иной срок не установлен Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Указанные в абзаце первом настоящего пункта юридические лица, которые являются религиозными организациями, могут привести свои учредительные государственный реестр юридических лиц в срок до 1 января 2016 года. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений об указанных в пункте 1 настоящей статьи юридических лицах осуществляется по правилам регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, которые установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п. 4 ст. 19 Закона №52-ФЗ). Решение о государственной регистрации, являющееся основанием для внесения соответствующих сведений, принимается в случае соответствия содержащихся в заявлении сведений сведениям об указанном в пункте 1 настоящей статьи юридическом лице, имеющимся у органа, уполномоченного на принятие решения о государственной регистрации юридического лица (абз. 3 п.4 ст. 19 Закона №52-ФЗ). Таким образом, по мнению административного истца, для принятия решения о внесении сведений юридического лица, в соответствии с положениями вышеуказанного Закона, юридически значимой является совокупность следующих обстоятельств: наличие у юридических лиц гражданской правоспособности, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, на территории Республики Крым, а так же, осуществление деятельности такого юридического лица на территории Республики Крым. При таких обстоятельствах, как полагает истец, внесение сведений о Духовном управлении религиозных организаций караимов Украины, не могло быть осуществлено в соответствии с положениями Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. от 30.03.2016) "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в силу отсутствия необходимой, юридически значимой совокупности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 данного закона, поскольку, сферой распространения деятельности данного юридического лица являлась не Республика Крым, а Украина. При этом, регистрация данного юридического лица на территории Республики Крым по состоянию на юридически значимую дату 18.03.2014 года, сама по себе не является достаточным основанием для трансформации органа, сфера распространения деятельности которого не была ограничена территорией Республики Крым, в централизованный религиозный орган на территории Республики Крым. При принятии обжалуемого решения Главным управлением Министерства юстиции России по Республики Крым и Севастополю, вышеуказанные требования закона учтены не были. В подтверждение вышеуказанного довода, так же свидетельствует то обстоятельство, что учредителями Духовного управления религиозных организаций караимов Украины выступало 10 религиозных организаций, которые были зарегистрированы, в том числе, в городе Днепропетровске, Киеве и Харькове и других регионах Украины. Входила в число учредителей Духовного управления и Симферопольская караимская религиозная община «Чолпан», являющаяся административным истцом по настоящему делу. Между тем, в нарушение действующего законодательства, регламентирующего порядок принятия решений о внесении изменений в уставные документы юридического лица, вышеупомянутые учредители и участники Духовного управления религиозных организаций караимов Украины для участия в общем собрании, при принятии решения о приведении учредительных документов Духовного управления в соответствие с нормами Российского законодательства, не приглашались, участия в общем собрании не принимали. Указанное, по мнению административного истца, свидетельствует, о нарушении требований, установленных Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и являлось самостоятельным основанием, для принятия решения административным ответчиком об отказе в государственной регистрации Духовного управление караимов Республики Крым, чего сделано не было. Как следует из содержания ч. 1 ст. 11 ГК РФ, суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя. Как полагает истец, при принятии решения о государственной регистрации Централизованного религиозного органа «Духовное управление караимов Республики Крым» Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации в Республике Крым, требования законов, регулирующих деятельность религиозных организаций, а так же определяющих особенность внесения о них сведений на территории Республики Крым, соблюдены не были, что привело к нарушению прав членов местных религиозных организаций караимского вероисповедания, в том числе истца, на возможность избрания в установленном законом порядке, централизованного религиозного органа, в связи с чем, принятое решение является незаконным и должно быть отменено. Согласно положениям абзаца 2 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О свободе совести и о религиозных объединениях", решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. Решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации, (п. 2 ст. 11 Закона N 125-ФЗ). Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные (п.2 ст.8 Закона N 125-ФЗ). При этом, местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций, (п.3,4 ст.8 Закона N 125-ФЗ). Федеральный орган государственной регистрации принимает решение о государственной регистрации централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 11 Закона N 125-ФЗ). Из содержания пункта 7 статьи 11 вышеуказанного Закона так же усматривается, что государственная регистрация централизованных религиозных организаций, осуществляется, среди прочего, при наличии списка учредителей религиозной организации, устава создаваемой религиозной организации, утвержденного ее учредителем (учредителями), нотариально удостоверенных копий устава и документов о государственной регистрации учредителя (учредителей). При создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях. Уставы и иные учредительные документы религиозных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом. Уставы и иные учредительные документы религиозных организаций до их приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом действуют лишь в той части, которая не противоречит настоящему Федеральному закону (ч. 3 ст.27 Закона № 125-ФЗ). Кроме того, централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону (ч.2 ст.9 Закона 125-ФЗ). Между тем, устав и иные учредительные документы Централизованной религиозной организации «Духовное управление караимов Республики Крым» требованиям действующего законодательства не соответствуют, что препятствовало для регистрации, указанного в настоящем административном иске заинтересованного лица, в качестве централизованного религиозного органа, В соответствии с выводами религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации от 12.05.2015 года №15/2015, караимская религия, является самостоятельным видом вероисповедания. Указание в названии вышеуказанного юридического лица на караимов Республики Крым, само по себе, не устраняет данного нарушения, поскольку, не конкретизирует, и не позволяет бесспорно определить, создано ли данное юридическое лицо для обеспечения защиты интересов караимов, как этноса, либо лиц караимского вероисповедания. По мнению, административного истца, неполнота в наименовании вышеуказанного юридического лица, указывает на несоответствие наименования религиозной организации требованиям действующего законодательства Российской Федерации о необходимости указания на вероисповедание. Во-вторых, учредители Централизованной религиозной организации «Духовное управление караимов Республики Крым» в выписке о юридическом лице, содержащейся в ЕГРЮЛ, не указаны. Согласно сообщения Главного Управления МЮ РФ в РК от 16.03.2018 года, членами Централизованной религиозной организации «Духовное управление караимов Республики Крым» указаны: религиозная организация «Караимская религиозная община», которая, в соответствии с записями в ЕГРЮЛ создана 20.08.1991 года, религиозная караимская организация города Феодосия, в соответствии с записями в ЕГРЮЛ, созданная 23.08.2000 года, и, которые статус местных религиозных организаций, на момент принятия обжалуемого решения от 09.07.2016 года о регистрации Централизованной религиозной организации «Духовное управление караимов Республики Крым», не имели, а так же, караимская община «Карайлар» города Симферополя, ОГРН <***>, являющаяся, согласно сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, вновь зарегистрированным юридическим лицом, сведения о котором были внесены 21.05.2015 года, то есть менее 10 лет, до юридически значимой даты 09.07.2016 года. Отсутствие трех местных религиозных организаций, имеющих право на учреждение централизованного религиозного органа, по мнению административного истца, являлось дополнительным, самостоятельным препятствием для установления юридическому лицу «Духовное управление караимов Республики Крым» статуса Централизованная религиозная организация. Истец является местной религиозной организацией караимского вероисповедания города Симферополя «Чолпан», которая зарегистрирована и действует на территории города Симферополя Республики Крым в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством, о чем, в том числе, свидетельствуют ссылки на организационно-правовую форму и вероисповедание в названии юридического лица. Регистрация Централизованной религиозной организации «Духовное управление караимов Республики Крым», как централизованного религиозного органа, нарушает права и интересы истца, поскольку, как указано в иске, обязывает признавать централизованным религиозный орган, который в установленном законом порядке таковым не избирался, лицами караимского вероисповедания не признавался. На основании изложенного, ссылаясь на ст.ст. 4, 28, 219, 227 КАС РФ, 11 ГК РФ, истец просил суд: признать не соответствующим требованиям действующего законодательства и отменить решение от 09.07.2016 года Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю о регистрации некоммерческой организации Централизованная религиозная организация «Духовное управление караимов Республики Крым». Определением Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 25 апреля 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Религиозная организация «Караимская религиозная община», Местная религиозная организация «Феодосийская караимская религиозная община», Местная религиозная организация «Караимская религиозная община города Симферополя», Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Симферополю. Определением Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 20 июня 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ФИО2 - заместитель начальника Главного Управления Министерства юстиции РФ по Республике Крым, которая как регистратор, осуществляла оспариваемую административным истцом 09.07.2016 года регистрацию некоммерческой организации Централизованная религиозная организация «Духовное управление караимов Республики Крым». Определением Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 27 июня 2018 года произведена замена Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю на Межрайонную ИФНС №9 по Республике Крым – в связи с образованием с 09.06.2018 года Межрайонной ИФНС №9 по Республике Крым, с возложением на вновь созданное юридическое лицо, в том числе полномочий, по государственной регистрации юридических лиц. Определением Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 09 июля 2018 года произведена замена Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю на Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым, в связи с реорганизацией в форме разделения на Управление Министерства юстиции по Республике Крым и Управление Министерства юстиции России по г. Севастополю; уточнено, что ФИО2 принимает участие в настоящем административном процессе как исполняющий обязанности начальника вновь созданного юридического лица: Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым ( выписка из Реестра ЕГРЮЛ) и заинтересованное лицо, которое, будучи заместителем начальника Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю как регистратор, осуществляла оспариваемую административным истцом 09.07.2016 года регистрацию некоммерческой организации Централизованная религиозная организация «Духовное управление караимов Республики Крым». Определением Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 16 июля 2018 года был принят отказ Местной религиозной организации «Симферопольская караимская религиозная община Караимского вероисповедания «Чолпан» от исковых требований к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым в части исключения сведений из Единого Реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о некоммерческой организации: Централизованная религиозная организация «Духовное управление караимов Республики Крым» и производство по административному делу в этой части прекращено по основаниям п.3 ч.1 ст. 194, ч. 1 ст.195 КАС РФ. В судебное заседание председатель Местной религиозной организации «Симферопольская караимская религиозная община Караимского вероисповедания «Чолпан» - ФИО5 не явился. Извещен надлежаще, подал суду заявление о рассмотрении административного иска организации в его отсутствие, с участием представителя ФИО1 В судебном заседании представитель Местной религиозной организации «Симферопольская караимская религиозная община Караимского вероисповедания «Чолпан» - ФИО1, действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования и по основаниям, изложенным в исковом заявлении просила суд административный иск удовлетворить и признать не соответствующим требованиям действующего законодательства и отменить решение от 09.07.2016 года Главного управления Министерства юстиции России по Республике Крым и Севастополю о регистрации некоммерческой организации Централизованная религиозная организация «Духовное управление караимов Республики Крым» по основаниям. изложенным в исковом заявлении от 05 апреля 2018 года. Дополнительно представитель пояснил, что достоверно Местной религиозной организации «Симферопольская караимская религиозная община Караимского вероисповедания «Чолпан», в лице ее председателя - ФИО5, стало известно об оспариваемом решении – в марте 2018 года из официального ответа Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по РК и г. Симферополю, а до этого, указанная информация достоверно не была известна. В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым ФИО2, действующая как исполняющий обязанности начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и заинтересованное лицо по делу, полагала заявленные административным истцом исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поддержала ранее данные Главным Управлением Министерства юстиции РФ по Республике Крым и г. Севастополю возражения, дополнительно пояснив, что административным истцом не оспорен в установленном законом порядке протокол № 1 конференции Централизованной религиозной организации «Духовное управление караимов Республики Крым» от 29.11.2015 года. Председатель Религиозной организации «Караимская религиозная община», Централизованной религиозной организации «Духовное управление караимов Республики Крым» - ФИО3 в судебном заседании возражал против административного иска по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, поданном Централизованной религиозной организации «Духовное управление караимов Республики Крым» 04 июня 2018 года; просил суд отказать в удовлетворении административного иска; полагал, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд с административным иском. В судебном заседании председатель Местной религиозной организации «Караимская религиозная община города Симферополя ФИО4 также полагал доводы административного иска необоснованными и не подлежащими удовлетворении; поддержал позицию председателя Религиозной организации «Караимская религиозная община», Централизованной религиозной организации «Духовное управление караимов Республики Крым» - ФИО3, изложенную в отзыве на исковое заявление, поданном Централизованной религиозной организации «Духовное управление караимов Республики Крым» 04 июня 2018 года. Представитель Местной религиозной организации «Феодосийская караимская религиозная община» в судебное заседание не явился; извещен надлежаще. Руководитель Местной религиозной организации «Феодосийская караимская религиозная община» - ФИО6, в письменном ходатайстве от 20.06.2018 года, адресованном суду, просил судебные заседания проводить без участия организации; требования истца полагает необоснованными и в удовлетворении иска просил отказать. Представитель Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Республике Крым – ФИО7, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще; в связи с большой загруженностью в работе в письменном ходатайстве от 09.06.2018 года, адресованному суду, просил суд судебные заседания по настоящему административному делу проводить в отсутствие представителя Инспекции, поддержал ранее данные пояснения. Представитель Управления ФНС России по Республике Крым – ФИО8 в судебное заседание не явилась. Извещена надлежаще. Причины неявки суду не сообщила. В письменных пояснениях на иск, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя Управления ФНС России по Республике Крым (л.д.49-50). С учетом сведений о надлежащем извещении участников процесса, письменных заявлений о рассмотрении дел в отсутствие представителей Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Республике Крым, Местной религиозной организации «Феодосийская караимская религиозная община», мнения лиц, присутствующих в судебном заседании, суд определил о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса. Изучив доводы иска, возражения на иск Главного Управления Министерства юстиции РФ по Республике Крым и г. Севастополю, поддержанные в судебном заседании ФИО2, как представителем административного ответчика и заинтересованным лицом, отзыв на иск Централизованной религиозной организации «Духовное управление караимов Республики Крым», письменные пояснения Управления ФНС по Республике Крым, определив нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, установив права и обязанности лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, обозрев оригинал представленного представителем административного ответчика регистрационного дела юридического лица: Централизованная религиозная организация «Духовное управление караимов Республики Крым» и представленные представителем Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Республике Крым ФИО7 регистрационные дела, оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска, исходя из нижеследующего. В соответствии с частью 1 статьи218КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В соответствии со ст.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Республика Крым вошла в состав Российской Федерации. Статьей 6 указанного Закона предусмотрено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходное период, в порядке которого урегулируются вопросы интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации. Положениями пунктов 1, 4, 5, 6 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" регламентирован порядок осуществления деятельности и юридических лиц на территории Республики Крым в переходный период. В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 52-ФЗ, введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 124-ФЗ) в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 января 2015 года. Указанные в абзаце первом настоящего пункта юридические лица, которые являются религиозными организациями, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 января 2016 года. В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений об указанных в пункте 1 настоящей статьи юридических лицах осуществляется по правилам регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, которые установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Заявление о внесении сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц (далее - заявление) представляется по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Решение о государственной регистрации, являющееся основанием для внесения соответствующих сведений, принимается в случае соответствия содержащихся в заявлении сведений сведениям об указанном в пункте 1 настоящей статьи юридическом лице, имеющимся у органа, уполномоченного на принятие решения о государственной регистрации юридического лица. В свою очередь, по смыслу пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для внесения сведений о ранее зарегистрированных юридических лицах Республики Крым и города Севастополя в Единый государственный реестр юридических лиц, является наличие правоспособности юридического лица и местонахождение постоянно действующего руководящего органа на территории Республики Крым либо города федерального значения Севастополя на день принятия в состав Российской Федерации на правах субъектов, а так же осуществление деятельности такого юридического лица на территории Республики Крым. Вместе с тем, как следует из регистрационного дела юридического лица: Централизованная религиозная организация Духовное Управление караимов Республики Крым», (государственная регистрация которого 09.07.2016 года оспаривается административным истцом), оригинал которого был исследован судом, а его надлежаще заверенная копия приобщена к материалам дела, с заявлением о внесении сведений о юридическом лице – Централизованной религиозной организации «Духовное Управление караимов Республики Крым», 09.12.2015 года обратился ФИО3 - как председатель Управления Централизованной религиозной организации «Духовное Управление караимов Республики Крым. При этом, заявляя о проведении перерегистрации организации, ранее существующей организации: Духовного Управления религиозных организаций караимов Украины на Централизованную религиозную организацию «Духовное Управление караимов Республики Крым» (т.е., организации с территориальной сферой своей деятельности «централизованная»), ФИО3 предоставил государственному регистратору протокол №1 конференции Централизованной религиозной организации «Духовное Управление караимов Республики Крым» от 29.11.2015 года., согласно которому в конференции, проходящей в <...> принимали участие 8 делегатов от 3 религиозных организаций: Религиозная организация караимская религиозная община (г. Евпатория); религиозная караимская религиозная организация г. Феодосии, Караимская религиозная община «Карайлар» г. Симферополя. Централизованной религиозной организацией, в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении (пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 г.). Вместе с тем, как было установлено судом выше, на момент проведения конференции - 29.11.2015 года и на момент принятия решения о государственной регистрации юридического лица: Централизованной религиозной организации «Духовное Управление караимов Республики Крым», именно как централизованной религиозной организации, Караимская религиозная община «Карайлар» г. Симферополя (в дальнейшем, после приведения учредительных документов этой организации в соответствие с действующим законодательством РФ - Местная религиозная организация «Караимская религиозная община города Симферополя»), не привела свои учредительные документы в соответствие с законодательством РФ, что не оспаривалось в ходе рассмотрения настоящего административного дела и представителем этой организации ФИО4, а также следует из распоряжения №1328-р от 09.07.2016 года «О государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и внесении сведений о централизованной организации в егрюл», согласно которому: п.1 и п.2 осуществлена государственная регистрация изменений, вносимых в Устав Централизованной религиозной организации «Духовное Управление караимов Республики Крым», в новой редакции и внесены сведения о Централизованной религиозной организации «Духовное Управление караимов Республики Крым» в Единый государственный реестр юридических лиц, а пунктами 3 и 4 вышеназванного распоряжения осуществлена государственная регистрация изменений вносимых в Устав Местной религиозной организации «Караимская религиозная община г. Симферополя» и внесены сведения о Местной религиозной организации «Караимская религиозная община г. Симферополя» в Единый государственный реестр юридических лиц». Т.е., на момент принятия решения о регистрации юридического лица Централизованная религиозная организация «Духовное Управление караимов Республики Крым» - 09.07.2016 года, одна из трех местных организаций, входящих в ее состав – Местная религиозная организация «Караимская религиозная община г. Симферополя», не обладала правоспособностью юридического лица Российской Федерации, т.е. способностью иметь гражданские права, которые отвечают целям деятельности, определенным уставом юридического лица, а также нести соответствующие обязанности. В материалах регистрационного дела Централизованной религиозной организации «Духовное Управление караимов Республики Крым», отсутствует Устав Местной религиозной организации «Караимская религиозная община г. Симферополя», что не позволяло государственному регистратору сделать однозначный вывод о том, что Караимская религиозная община «Карайлар» г. Симферополя ( изменения в Устав которой, в т.ч. и в наименование как Местная религиозная организация «Караимская религиозная община г. Симферополя»), еще не обладающая правоспособностью юридического лица Российской Федерации, обладает, в понимании пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 г., признаками местной религиозной организации (включает в себя участников, проживающих на определенной территории). Из копии Устава Местной религиозной организации «Караимская религиозная община г. Симферополя», имеющейся в материалах регистрационного дела этого юридического лица, приобщенного к материалам административного дела представителем ИФНС г. Симферополя (в настоящее время Межрайонной ИФНС №9 по Республике Крым), следует, что указанное юридическое лицо было создано на основании ФЗ от 26.09.1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях» 09.07.2016 года; сведения об указанном юридическом лице, как о вновь созданном были внесены: лист записи ЕГРЮЛ 15.08.2016 года, свидетельство о постановке на налоговый учет 15.08.2016 года. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что на момент принятия оспариваемого административным истцом решения – 09.07.2016 года, в нарушение пункта 4 статьи 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в состав Централизованной религиозной организации «Духовное Управление караимов Республики Крым», входило всего две местных религиозных организации: Религиозная организация «Караимская религиозная община», Местная религиозная организация «Феодосийская караимская религиозная община», что исключало регистрацию Централизованная религиозная организация «Духовное Управление караимов Республики Крым», как централизованной религиозной организации. Решение от 09.07.2016 года Главного Управления Министерства юстиции России по Республике Крым и г. Севастополя о регистрации некоммерческой организации «Централизованная религиозная организация «Духовное управление караимов Республики Крым» постановлено с нарушением требований действующего законодательства: статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в связи с чем, подлежит отмене. Придя к указанному выводу, суд полагает обоснованными и доводы административного истца о том, что изначально, в период создания и регистрации на территории Республики Крым, ранее существующей организации Духовного Управления религиозных организаций караимов Украины (в настоящее время «Централизованная религиозная организация «Духовное управление караимов Республики Крым») Караимская религиозная община «Карайлар» г. Симферополя не входила в состав (не была участником) Духовного Управления религиозных организаций караимов Украины, что подтверждается соответствующей выпиской, т.е. не имела права на принятие решения о переименовании Духовного Управления религиозных организаций караимов Украины, утверждение его Устава в новой редакции. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения ( часть 1 статьи 3 ФЗ «О свободе совести и вероисповедания». В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящимКодексоми другими федеральнымизаконами. Как указано в иске, регистрация «Централизованной религиозной организации «Духовное управление караимов Республики Крым», как централизованного религиозной организации, нарушает права и законные интересы Местной религиозной организации «Симферопольская караимская религиозная община Караимского вероисповедания «Чолпан», поскольку обязывает административного истца признавать централизованным религиозным органом религиозный орган, зарегистрированный с нарушением требований действующего законодательства, что противоречит принципу добровольности и свободы совести и вероисповедания. Судебным рассмотрением установлен факт нарушения прав и свободных интересов Местной религиозной организации «Симферопольская караимская религиозная община Караимского вероисповедания «Чолпан», оспариваемым решением от 09.07.2016 года, в связи с чем, права и законные интересы подлежат судебной защите. Суд полагает, что административным истцом не пропущен срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Местная религиозная организация «Симферопольская караимская религиозная община Караимского вероисповедания «Чолпан» получила отказ 16.03.2018 года на свое обращение о предоставлении копии решения о государственной регистрации «Централизованная религиозная организация «Духовное управление караимов Республики Крым» (л.д.5,6) и 05.04.2018 года ( т.е. в пределах трехмесячного срока, установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ) обратилась в суд. Представленные председателем Религиозной организации «Караимская религиозная община», Централизованной религиозной организации «Духовное управление караимов Республики Крым» - ФИО3 суду документы, которые, на его взгляд подтверждают, иной срок, когда Местной религиозной организации «Симферопольская караимская религиозная община Караимского вероисповедания «Чолпан» стало известно о нарушении своих прав и законных интересов, по мнению суда, с достоверностью указанного обстоятельства не подтверждают. А, кроме того, как следует из содержания самого письма председателя Симферопольской караимской религиозной общины караимского вероисповедания «Чолпан» на л.д. 6, обращаясь к Начальнику Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Крым с указанным обращением, председатель общины, в т.ч., просил сообщить сведения о том, какие организации выступили учредителями Централизованной религиозной организации «Духовное управление караимов Республики Крым», что свидетельствует о неосведомленности заявителя не только о дате и содержании принятого решения о регистрации, но и составе участников этого юридического лица. Учитывая все изложенное в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Местной религиозной организации «Симферопольская караимская религиозная община Караимского вероисповедания «Чолпан», признании не соответствующим требованиям действующего законодательства и отмене решения от 09.07.2016 года Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополя о регистрации некоммерческой организации «Централизованная религиозная организация «Духовное управление караимов Республики Крым». На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, - р е ш и л: Административный иск Местной религиозной организации «Симферопольская караимская религиозная община Караимского вероисповедания «Чолпан» - удовлетворить. Признать не соответствующим требованиям действующего законодательства и отменить решение от 09.07.2016 года Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации и по Республике Крым и г. Севастополя о регистрации некоммерческой организации «Централизованная религиозная организация «Духовное управление караимов Республики Крым». Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Железнодорожный районный суд города Симферополя в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда. Мотивированное решение составлено 20 июля 2018 года Судья Н.В.Уржумова |