ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-774/2022 от 16.09.2022 Верещагинского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-774/2022

УИД 59RS0014-01-2022-001146-69

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 сентября 2022 года с. Сива

Верещагинский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Сива) в составе председательствующего судьи Веселковой Ю.А., при секретаре Капустиной Н.Н.,

С участием представителя административного истца помощника прокурора Сивинского района Панова Ю.В.,

представителя административных ответчиков Полушкина В.М..

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску исполняющего обязанности прокурора Сивинского района Пермского края в защиту неопределенного круга лиц к администрации Сивинского муниципального округа о возложении обязанностей,

установил:

И.о. прокурора Сивинского района Пермского края, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением.

Требования мотивировал тем, что на основании обращения граждан органами прокуратуры проведена проверка в области обеспечения безопасности дорожного движения. Так, ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района из прокуратуры Пермского края поступило обращение Агунович П.Н. по вопросу ненадлежащего состояния автомобильной дороги, расположенной в границах Сивинского муниципального округа, в д. Даси. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района, совместно с государственным инспектором дорожного надзора отделения ГИБДД МО МВД России «Верещагинский» (дислокация с. Сива) установлены факты неудовлетворительного эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в вышеуказанном населенном пункте. Так, в ходе проверки установлено, что в нарушение п.п. 5.1.1, 5.2.4. ГОСТ 50597-2017, покрытие проезжей части автомобильной дороги в д. Даси имеет дефекты в виде выбоин, колей. В нарушении п.5.2 ГОСТ Р 52399-2005 поперечный профиль дороги не соответствует профилю дороги 5 категории. В нарушении 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017 на обочинах автомобильной дороги имеется древесно-кустарниковая растительность. Помимо прочего, в ходе проверки установлено, что на указанном участке автомобильной дороги отсутствуют водосточные канавы, что не обеспечивает водоотвод и способствует переувлажнению земляного полотна. Кроме того, в нарушение п.6 раздела IV Приказа № 402, органом местного самоуправления надлежащее содержание автомобильной дороги в д. Даси Сивинского муниципального округа, не осуществляется. При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления требований в области безопасности дорожного движения может создавать угрозу нарушения прав граждан. По результатам проверки, ДД.ММ.ГГГГ главе Сивинского муниципального округа - главе администрации Сивинского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения. Из ответа на представление поступившее в прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ следует, что в рамках распределения финансирования на 2022 год будет рассмотрена возможность выполнения данного мероприятия. В связи с тем, что требования изложенные в представлении не исполнены, предоставление прокурора района было оставлено на контроле. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района, из администрации Сивинского муниципального округа, поступил ответ из которого следует, что реализация данного мероприятия за счет привлечения финансовых средств из программ со финансирования невозможна. В связи с ограниченными возможностями бюджета муниципального округа реализация данного мероприятия в полном объем не возможна.

Просит возложить обязанность администрацию Сивинского муниципального округа, в лице Управления развития инфраструктуры администрации Сивинского муниципального округа, произвести ремонт автомобильной дороги в д.Даси, Сивинского муниципального округа Пермского края приведя её в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Сивинского района Пермского края Панов Ю.В. на иске настоял, просил удовлетворить.

Представитель административных ответчиков администрации Сивинского муниципального района, Управления развития инфраструктуры администрации Сивинского муниципального округа Полушкин В.М. в судебном заседании пояснил, что с заявленными требованиями согласен.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, считает, что административный иск подлежит удовлетворению.

Одним из основных принципов обеспечения дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, что закреплено в Федеральном законе от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о безопасности дорожного движения).

Частью 4 ст. 6 Закона о безопасности дорожного движения установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 12 Закона о безопасности дорожного движения, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Закон об организации местного самоуправления), к вопросам местного значения муниципального округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 21 Закона о безопасности дорожного движения, мероприятия по организации дорожного движения,

осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона о безопасности дорожного движения, деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации, в частности распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 № 2438-р «Об утверждении Перечня документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации».

В этом отношении следует отметить, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о дорожной деятельности) планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о дорожной деятельности, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу п. 6 ч.1 ст. 13 Закона о дорожной деятельности, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования дорог и осуществления автомобильной деятельности относиться осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

На основании п. 12 ст. 3 Закона о дорожной деятельности, содержание автомобильных дорог - это комплекс мер по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценки ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения установлены ГОСТ Р 50597-2017, утвержденным приказом Госстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации» (далее - ГОСТ 50597-2017).

В соответствии с п. 5.1.1 ГОСТ 50597-2017, проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (массивные предметы по 4.4 и т.п.), за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов.

Посторонние предметы должны быть удалены: с проезжей части дорог и улиц, краевых полос у обочины и полос безопасности у разделительной полосы, тротуаров, с пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов в течение трех часов с момента обнаружения; с разделительных полос и обочин в течение трех суток с момента обнаружения.

Предметы, не относящиеся к элементам обустройства, должны быть удалены в течение двух часов с момента обнаружения.

Согласно п. 5.1.3 ГОСТ 50597-2017, покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземные тактильные указатели по ГОСТ Р 52875 не должны иметь загрязнений (мусор, грязь) и отдельных разрушений площадью более 0,2 м2, покрытие велосипедных дорожек - площадью более 0,06 м2.

Пунктом 5.2.4 ГОСТ 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А).

Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2005 № 297-ст утвержден «ГОСТ Р 52399-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Геометрические элементы автомобильных дорог», согласно п. 5.2 которого поперечные профили автомобильных дорог должны соответствовать профилям, приведенным на рисунках 1-12.

Во исполнение п. 19 ст. 11 Закона о дорожной деятельности утвержден Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (далее — Приказ № 402).

Разделом IV Приказа № 402 определена классификация работ по содержанию автомобильных дорог.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района из прокуратуры Пермского края поступило обращение ФИО8 по вопросу ненадлежащего состояния автомобильной дороги, расположенной в границах Сивинского муниципального округа, в д. Даси.

Прокуратурой Сивинского района на основании обращения ФИО9 проведена проверка исполнения администрацией Сивинского муниципального округа законодательства о безопасности дорожного движения.

В ходе проверки установлено, что в нарушение п.п. 5.1.1, 5.2.4. ГОСТ 50597-2017, покрытие проезжей части автомобильной дороги в д. Даси имеет дефекты в виде выбоин, колей.

В нарушении п.5.2 ГОСТ Р 52399-2005 поперечный профиль дороги не соответствует профилю дороги 5 категории.

В нарушении 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017 на обочинах автомобильной дороги имеется древесно-кустарниковая растительность.

Помимо прочего, в ходе проверки установлено, что на указанном участке автомобильной дороги отсутствуют водосточные канавы, что не обеспечивает водоотвод и способствует переувлажнению земляного полотна.

Кроме того, в нарушение п.6 раздела IV Приказа № 402, органом местного самоуправления надлежащее содержание автомобильной дороги в д. Даси Сивинского муниципального округа, не осуществляется.

По результатам проверки, ДД.ММ.ГГГГ главе Сивинского муниципального округа - главе администрации Сивинского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения.

Согласно ответа на представление прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ администрация сообщает, что в рамках распределения финансирования на 2022 год будет рассмотрена возможность выполнения данного мероприятия. В связи с тем, что требования изложенные в представлении не исполнены, предоставление прокурора района было оставлено на контроле.

Из ответа администрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что реализация данного мероприятия за счет привлечения финансовых средств из программ софинансирования невозможна. В связи с ограниченными возможностями бюджета муниципального округа реализация данного мероприятия в полном объем не возможна.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ремонт и развитие данного объекта не осуществляется, не обеспечивается безопасность дорожного движения, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также препятствует надлежащему содержанию автодороги и обеспечению ее безопасности.

В соответствии со ст. 17 Закона об автомобильных дорогах, содержание автомобильных дорог - это комплекс мер по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценки ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу ч.4 ст. 17 Закона об автомобильных дорогах, в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно¬эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов

В силу ч. 1 ст. 6 Закона об автомобильных дорогах, автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

Пунктами 8, 10 ст. 6 Закона об автомобильных дорогах установлено, что к собственности поселения отнесены автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

Решением Думы Сивинского муниципального округа Пермского края от 30.11.2020 № 76, учреждено управление развития инфраструктуры администрации Сивинского муниципального округа Пермского края и утверждено Положение об управлении развития инфраструктуры администрации Сивинского муниципального округа Пермского края. Управление развития инфраструктуры администрации Сивинского муниципального округа является функциональным органом администрации Сивинского муниципального округа. Учредителем управления является администрация Сивинского муниципального округа (п.1.1. Положения).

Одной из задач управления является реализация полномочий администрации Сивинского муниципального округа в области дорожной деятельности (п.2.2 Положения).

Пунктом 3.6 Положения, предусмотрено, что Управление в установленном порядке выполняет функции в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Сивинского муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них в соответствии с законодательством РФ.

Указанные нарушения являются недопустимыми, которые прямо влияют на безопасность дорожного движения, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц - водителей, пассажиров, пешеходов и других лиц, которые передвигаются по автомобильным дорогам в границах населенных пунктов поселения, нарушают права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска прокурора Сивинского района.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 272-273 Кодекса административного судопроизводства РФ,

суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Сивинского района Пермского края к администрации Сивинского муниципального округа Пермского края удовлетворить.

Возложить на администрацию Сивинского муниципального округа, в лице Управления развития инфраструктуры администрации Сивинского муниципального округа, обязанность произвести ремонт автомобильной дороги в д.Даси Сивинского муниципального округа Пермского края приведя её в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Сива).

Судья/подпись/ Ю.А.Веселова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна.

Судья Ю.А. Веселкова

Подлинный документ подшит в административном деле № 2а-774/2022, которое находится в производстве Верещагинского районного суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в с.Сива).