ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-775/20 от 01.06.2020 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

№2а-775/2020

УИД: 27RS0007-01-2020-000056-16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 июня 2020 года г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Фадеевой Е.А.,

при секретаре Баркуновой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края к ФИО1 о взыскании транспортного налога и налога на имущество физических лиц, пени,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края обратилось с административным иском к ФИО1 о взыскании транспортного налога и налога на имущество физических лиц, пени, ссылаясь на то, что ответчик, являясь плательщиком налогов и сборов обязана уплачивать законно установленные налоги, в установленные сроки. Являясь собственником недвижимого имущества – квартир, расположенных по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре, (адрес) обязана была оплатить в местный бюджет налог на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 1944 руб.. Кроме того, ответчик являясь в 2017 году владельцем транспортных средств: (иные данные); (иные данные); (иные данные); (иные данные); (иные данные), (иные данные) транспортный налог за 2017 год в сумме 6628 руб. не оплатила. Поскольку в установленные законом сроки ответчик налоги не уплатила, на сумму недоимки были начислены пени: по налогу на имущество физических лиц в период с (дата) по (дата) на недоимку за 2017 год в сумме 31,43 руб.; пени по транспортному налогу за 2017 год с физических лиц за период с (дата) по (дата) в сумме 107,15 руб.. Требование от (дата)(№) об уплате налога, пени в установленный срок не исполнено. Судебный приказ (№)а-2765/2019 от (дата) о взыскании с ФИО1 суммы недоимок и пени отменен. Просят взыскать с ответчика: задолженность по транспортному налогу за 2017 год в сумме 6628 руб., пени на задолженность по транспортному налогу за 2017 год в сумме 107,15 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 1944 руб., пени на задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 31,43 руб.

Определением от 12 марта 2020 года принято встречное административное исковое заявление ФИО1 к ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре о признании недействительным требования налогового органа об уплате налога (№) и признании отсутствующим обязанности по его оплате, признании действий по взысканию задолженности неправомерными, которое определением от 1 июня 2020 года оставлено без рассмотрения на основании п.1ч.1 ст.196 КАС Ф.

Представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении, подтвердив доводы искового заявления.

Представитель административного ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, подтвердив доводы письменного отзыва, из которого следует, что досудебный порядок обжалования требования об уплате налога не предусмотрен. О наличии требования об уплате налога ответчик узнала при ознакомлении с материалами настоящего дела. В требовании об уплате налога отсутствует обязательная для указания информация о дате начала периода и подробные данные об основаниях взимания пени. Полагал, что истцом пропущен срок обращения с административным иском в суд, предусмотренный ст.70, 48, ч.2 ст.286 НК РФ. Кроме того, не известно откуда ИФНС по г.Комсомольску-на-Амуре получены данные о кадастровой стоимости имущества, учтенные при расчете налога.

Ответчик ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте его рассмотрения не явилась, ее явка не признана судом обязательной, административное дело рассмотрено в отсутствие ответчика на основании ч.2 ст.289 КАС РФ.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

ФИО1, являясь собственником жилых помещений - квартир, расположенных по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре, (адрес) обязана была оплатить в местный бюджет налог на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 1944 руб.. По квартире, расположенной по адресу (адрес) предоставлена льгота.

Кроме того, ФИО1, являясь в 2017 году владельцем транспортных средств: (иные данные) должна была уплатить транспортный налог за 2017 год в сумме 6628 руб.

В связи с нарушением срока уплаты налога начислены пени: на недоимку транспортного налога за 2017 год исходя из суммы 6628 руб. за период с 4 декабря 2018 года по 4 февраля 2019 года в сумме 107,15 руб., на недоимку налога на имущество физических лиц за 2017 года в сумме 1944 руб. за период с 4 декабря 2018 года по 4 февраля 2019 года в сумме 31,43 руб.

5 февраля 2019 года ФИО1 выставлено и наравлено требование (№) об уплате в срок до 2 апреля 2019 года транспортного налога в сумме 6628 руб., пени за просрочку уплаты транспортного налога в сумме 107,15 руб., налога на имущество физических лиц в сумме 1944 руб., пени за просрочку уплаты налога на имущество физических лиц в сумме 31,43 руб., которое в установленный им срок не исполнено, незаконным в установленном законом порядке не признано.

Определением от 9 сентября 2019 года судебный приказ (№)а-2765/2019 от 30 августа 2019 года о взыскании с ФИО1 недоимки налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 1944 руб., транспортного налога за 2017 год в смме 6628 руб., пени на недоимку транспортного налога за 2017 год в сумме 107,15 руб., пени на недоимку налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 31,43 руб.. Сумма налога до настоящего времени не уплачена.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами: светокопиями заявления о вынесении судебного приказа, судебного приказа (№) от (дата), определения об отмене судебного приказа от (дата), налогового уведомления (№) от (дата), требования (№) от (дата), расчетов пени, выписками из КРСБ, сведениями об имуществе налогоплательщика.

В соответствии с положениями ст.23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу ст.44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно ч.1 ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Положениями п.4 ст.57, п.п.1,3 ст.363, п.п.1,4 ст.397, п.п.1,2 ст.409 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Указанные налоги подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря (по налогам за 2014, 2015 год - не позднее 1 октября (2016- 1 декабря)) года, следующего за истекшим налоговым периодом. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

По смыслу положений п.1 ст.45, п.п.1 и 2 ст.69 Налогового кодекса РФ РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Пунктом 1 ст.70 Налогового кодекса РФ регламентировано, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено названной статьей.

Согласно п.1 ст.48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

По смыслу пунктов 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем 3 п.2 ст.48 НК РФ.

Абзацем 2 п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

В силу ст.ст.400, 401 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования, в частности жилое помещение (квартира, комната).

В соответствии со ст.ст.405, 406, 408, 409 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи. Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу ст.404 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

В соответствии с п.1 ст.402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Ставки коэффициента-дефлятора налога на имущество утверждены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 3 ноября 2016 года №698 « Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2017 год».

В соответствии с п.1 ст.399 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Ставки налога на имущество за 2017 год утверждены Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 20 июля 2016 года №57 «Об установлении и введении на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

Положениями п.4 ст.57, п.п.1,3 ст.363 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Указанные налоги подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

На основании ст.357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (п.2 ст.52, п.1 ст.362 НК РФ).

В силу ст.8 Закона Хабаровского края от 10 ноября 2005 года №308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае» уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств исходя из соответствующей налоговой базы и ставки, в порядке и сроки, установленные настоящей статьей.

Согласно ст.358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расчет налогов осуществляется на основании данных, поступающих в налоговый орган по месту учета налогоплательщика от полномочных государственных органов регистрации. Так, в силу ч.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

В случае уплаты налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки подлежит начислению пеня, размер и порядок исчисления которой определен ст.75 Налогового кодекса РФ.

При этом, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Судом установлено, что ФИО1, являясь плательщиком налога на имущество физических лиц и транспортного налога за 2017 год в установленный законом срок уплату налога не произвела, требование (№) от 5 февраля 2019 года в установленный им срок не исполнила, указанное требование выставлено налогоплательщику в установленные налоговым законодательством сроки, процедура уведомления о заявленных требованиях соблюдена. Расчет налога и пени является правильным. Сроки, установленные ст.48 Налогового кодекса РФ административным истцом соблюдены, в связи с чем суд отвергает доводы ответчика о нарушении истцом срока обращения с административным иском в суд. Доводы ФИО1 о том, что требование об уплате налога она не получала, суд отвергает, поскольку как следует из положения ч.4 ст.31 НК РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю по почте заказным письмом. В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Как следует из материалов дела, требование (№) от (дата) направлено ФИО1(дата) по адресу (адрес) (л.д.12), где ею сохранена регистрация по месту пребывания до настоящего времени (л.д.35).

Довод ответчика об отсутствии в требовании (№) от (дата) необходимой информации, суд также отвергает, поскольку последнее в установленном законом порядке незаконным не признано.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца о взыскании о взыскании задолженности налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 1944 руб., транспортного налога в сумме 6628 руб., а также пени на недоимку по транспортному налогу за 2017 год за период с 4 декабря 2018 года по 4 февраля 2019 года в сумме 107,15 руб. и налогу на имущество физических лиц на недоимку за 2017 год за период с 4 декабря 2018 года по 4 февраля 2019 года в сумме 31,43 руб. обоснованно и подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.111, ч.1 ст.114 КАС РФ, п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика в местный бюджет пропорционально удовлетворенным требованиям, что составляет 400 руб.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края к ФИО1 о взыскании транспортного налога и налога на имущество физических лиц, пени удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, родившейся (дата) в (адрес), зарегистрированной по месту пребывания по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес), проживающей по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес), задолженность по уплате:

транспортного налога за 2017 год в сумме 6628 руб.,

пени за просрочку уплаты транспортного налога за 2017 год за период с 4 декабря 2018 года по 4 февраля 2019 года в сумме 107,15 руб.,

налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 1944 руб.,

пени за просрочку уплаты налога на имущество физических лиц за 2017 год за период с 4 декабря 2018 года по 4 февраля 2019 года в сумме 31,43 руб.

всего в сумме 8710,58 руб.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в сумме 400 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Фадеева