ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-776/16 от 20.09.2016 Московского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 2а-776/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары

Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кулагиной З.Г., при секретаре Сымовой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Фёдорова С.Я. к Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики о признании незаконным и отмене представления № от ДД.ММ.ГГГГ,

у с т а н о в и л:

Фёдоров С.Я. обратился в суд с административным иском к Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики о признании незаконным и отмене представления от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>», в лице <данные изъяты> Федорова С.Я., по договору купли-продажи было приобретено нежилое помещение, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в адрес <данные изъяты> пришло уведомление от Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики, о том, что в связи с рассмотрением обращения по вопросу перепланировки нежилого помещения по <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ в 10 час., назначена внеплановая проверка доводов, изложенных в вышеуказанном обращении. По результатам проверки проведенной, ДД.ММ.ГГГГ консультантом отдела государственного жилищного надзора государственным жилищным инспектором Чувашской Республики был составлен акт проверки органом государственного контроля от ДД.ММ.ГГГГ, в котором было установлено, что на момент проверки помещение используется под магазин продовольственных товаров. Проложены сети водо-.тепло- и электро- снабжения. Видимых трещин, течи с инженерного оборудования не обнаружено. Приборы учета воды и электроэнергии установлены. Из техпаспорта от 1973 года усматривается, что планировка указанного нежилого помещения не соответствует техпаспорту от ДД.ММ.ГГГГ. Произведены сносы существующих перегородок с возведением новых и устройство приемов во внутренних стенах. Из объяснительной Федорова С.Я. следует, что на момент покупки (ДД.ММ.ГГГГ) планировка указанного помещения соответствовала существующей на ДД.ММ.ГГГГ и переустройства не производилось.

В нарушение требований п. 1.7 постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (п. 1.7., 1.7.1. (Условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) (далее переоборудования) жилых и нежилых помещений и повышение благоустройства жилых домов и жилых помещений.; п. 1.7.1. Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установлением порядке) разрешительных документов на перепланировку или переоборудования данного помещения не представлено. Дело об административном правонарушении не возбуждать, учитывая давность произведенного переустройства помещения. Тогда же, ДД.ММ.ГГГГ, ему, как <данные изъяты><данные изъяты> было выдано предписание , в котором предписывается устранить требования п. 1.7 и п. 1.7.1 постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» Считает, что предписание Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики является незаконным и необоснованным. Согласно письму из МУП «Бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ по данным технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ оформлен технический паспорт на нежилые комнаты <адрес> В результате проведения технической инвентаризации выявлено, что в вышеуказанных нежилых комнатах проведена внутренняя перепланировка. На момент выдачи технического паспорта, на данный объект разрешительная документация о согласовании перепланировки не требовалась, поскольку административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения в жилых многоквартирных домах» утвержден постановлением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 ноября 2013 года № 3822 и введен в действие 23 ноября 2013 года.

Данное письмо подтверждает факт того, что на момент перепланировки ДД.ММ.ГГГГ принадлежащего <данные изъяты> нежилого помещения, какая-либо разрешительная документация не требовалась, поскольку административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения в жилых многоквартирных домах» утвержден постановлением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 ноября 2013 года № 3822 и введен в действие ДД.ММ.ГГГГ. Нежилое помещение приобретено <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ, в том техническом состоянии, в котором оно представлено в настоящий момент. При получении документации, ему, как директору ООО «Авилон», был передан действующий технический паспорт на помещение от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание административный истец Фёдоров С.Я. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

Представитель административного истца - Шатохин Г.А исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики Казамбаева Н.Н. в удовлетворении административного иска просила отказать, пояснив суду, что полномочия Госжилинспекции Чувашии закреплены в Положении о Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики, утвержденном постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 октября 2010 года № 327. Согласно пункту 1.1 Положения Госжилинспекция Чувашии является органом исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора за соблюдением требований, установленных жилищным законодательством в пределах своей компетенции. Региональный государственный жилищный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок. В соответствии с ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются обращения и заявления граждан и юридических лиц о фактах нарушения обязательных требований действующего законодательства. Должностным лицом Госжилинспекции Чувашии на основании коллективного обращения граждан от ДД.ММ.ГГГГ были проведены надзорные мероприятия, оформленные актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проведения которых, было выявлено, что в нарушение п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года №170 в нежилом помещении, расположенном на цокольном этаже общей площадью 173,6 кв.м. (номера на поэтажном плане 12-14, 16-23 по техпаспорту от 25.02.2011 г.) и принадлежащее на праве собственности <данные изъяты> произведена перепланировка в отсутствие разрешительных документов в установленном порядке. В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого (нежилого) помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Перечень документов, необходимых для представления собственником данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения установлен ч. 2 ст. 26 ЖК РФ. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения подтверждается актом приемочной комиссии (ч.1 ст.28 ЖК РФ). Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. В соответствии с ч. 3 ст. 29 ЖК РФ собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) переоборудовано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, который установлен органом, осуществляющим согласование. Аналогичные требования содержатся в административном регламенте администрации города Чебоксары по предоставлению муниципальной услуги «Согласование переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения в жилых многоквартирных домах», утвержденного постановлением администрации города Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку вопросы переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения регламентируется главой 4 ст. 25-29 ЖК РФ, при этом Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» Жилищный кодекс РФ вводится в действие с ДД.ММ.ГГГГ и имеет большую юридическую силу. Поэтому доводы заявителя о том, что разрешительная документация о согласовании перепланировки не требовалась на момент приобретения нежилого помещения, поскольку административный регламент введен в действие ДД.ММ.ГГГГ, являются несостоятельными.

Представитель заинтересованного лица МУП «БТИ и ПЖФ» г. Чебоксары Захарова Е.А. решение оставила на усмотрение суда, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ по заявлению <данные изъяты> была проведена техническая инвентаризация нежилого помещения общей площадью 173,60 кв.м. по <адрес>. По результатам технической инвентаризации было выявлено, что в нежилом помещении была произведена внутренняя перепланировка.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст. 62 КАС РФ).

В соответствии с п. 1.11 Положения о Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики, утвержденном постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 октября 2010 года № 327 Государственная жилищная инспекция Чувашии является органом исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора за соблюдением требований, установленных жилищным законодательством в пределах своей компетенции. Региональный государственный жилищный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок.

Согласно ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются обращения и заявления граждан и юридических лиц о фактах нарушения обязательных требований действующего законодательства.

В силу п. 2 ч. 1.1 ст. 20 ФЗ № 294-ФЗ нарушение требований в части оснований проведения внеплановой проверки прямо относит к грубым нарушениям закона, совершение которых влечет к недействительности результатов проверки.

Как следует из материалов дела, <данные изъяты> является собственником нежилого помещения, общей площадью 173,6 кв.м., находящегося по <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых помещений дома <адрес> обратились о проведении проверки нежилых помещений на предмет соблюдения собственниками этих помещений соблюдения ст. 25-29 ЖК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации № 1521 от 26 декабря 2014 года, Распоряжения Правительства Российской Федерации № 1-47-р от 21 июня 2010 года при перепланировке и реконструкции (л.д. ).

ДД.ММ.ГГГГ на основании обращений собственников жилых помещений дома <адрес> Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики была проведена проверка в отношении нежилого помещения в указанном доме, принадлежащей на праве собственности ООО «Авилон».

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт , из которого следует, что планировка нежилого помещения в техническом паспорте от 1973 года в не соответствует техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ: произведены снос существующих перегородок с возведением новых и устройство проёмов во внутренних стенах. В нарушение требований п. 1.7 постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (п. 1.7., 1.7.1. (Условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) (далее переоборудования) жилых и нежилых помещений и повышение благоустройства жилых домов и жилых помещений.; п. 1.7.1. Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установлением порядке) разрешительных документов на перепланировку или переоборудования данного помещения не представлено.

Дело об административном правонарушении не возбуждалось, учитывая давность произведенного переустройства помещения.

В связи с выявленными нарушениями, <данные изъяты><данные изъяты> Фёдорову С.Я. ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание получить соответствующее разрешение на перепланировку или переоборудования нежилого помещения в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) перепланировка жилого (нежилого) помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение пли укрупнение многоквартирных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры ли жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Согласно с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Решение о согласовании перепланировки является снованием для осуществления перепланировки жилого помещения с учётом проекта перепланировки (ч. 6 ст. 26 ЖК РФ).

В силу ч. 1 ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.

Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества (ч. 2 ст. 28 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройстве и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. ст. 26 ЖК РФ или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки.

Согласно ч. 3 ст. 29 ЖК РФ собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) переоборудовано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, который установлен органом, осуществляющим согласование.

Условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и непосредст­венно нежилых помещений и повышение благоустройства жилых домов и жилых помещений опре­делены Разделом 1.7. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170.

Согласно п. 1.7.1. указанных Правил переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Из анализа приведенных норм права и Правил следует, что перепланировка нежилого помещения в многоквартирном жилом доме должна проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Аналогичные требования содержатся в административном регламенте администрации города Чебоксары по предоставлению муниципальной услуги «Согласование переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения в жилых многоквартирных домах», утвержденного постановлением администрации города Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что работы по перепланировке в нежилом помещении по <адрес>, принадлежащей на праве собственности ООО «Авилон», проведены в нарушение требований ст. 26-29 ЖК РФ и п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, оснований для признания незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГ и его отмене не имеется.

Доводы представителя административного истца о том, что на момент приобретения нежилого помещенияразрешительная документация о согласовании перепланировки не требовалась, поскольку административный регламент введен в действие ДД.ММ.ГГГГ, являются несостоятельными, поскольку вопросы переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения регламентируется главой 4 ст. 25-29 ЖК РФ, и имеет большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска Фёдорова С.Я. к Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики о признании незаконным и отмене представления от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий З.Г. Кулагина

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.