Дело № 2а-776/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2018 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Шнайдер О.А.,
при секретаре Сатлаевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бекеевой Г, Куртина А, Куртиной И, Фоминых Л к административным ответчикам Шипиловой Т, Министерству регионального развития Республики Алтай, администрации МО «Кош-Агачский район» о признании действия незаконным, обязании включить дом в реестр аварийного жилья, как многоквартирный жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Бекеева Г., Куртин А., Куртина И., Фоминых Л обратились в суд с административным иском к Шипиловой Т., Министерству регионального развития Республики Алтай, администрации МО «Кош-Агачский район» о признании действия должностного лица незаконными, обязании включить дом в реестр аварийного жилья, как многоквартирный жилой дом. Требования мотивированы тем, что 24.08.2017 года истцы направили сформированный пакет документов в Минрегион Республики Алтай для включения их многоквартирного дома в реестр аварийного жилья. Согласно письменного ответа Минрегиона РА от 18.09.2017 года было отказано в связи с тем, что дом относится к категории блокированной застройки, республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Алтай» для данной категории не действует с 2010 года. Однако жилой дом находится на земельном участке в общем долевом владении, имеется прямой общий двор между кв. № и кв. №, выходы из квартир идут к друг к другу в 2-3 метрах, в кадастровом учете дом стоит как «многоквартирный», дом 1850 года постройки. В акте обследования администрацией МО «Кош-Агачский район» указано, что объект «трехквартирный», соответственно Минрегионом дано заключение, что он относится к блокированной застройке на основании информации, предоставленной администрацией МО «Кош-Агачский район». Даны не полные разъяснения, после 2012 года в реестр включены около 25-26 домов, даже если данная республиканская программа улучшения жилья не продлена. Также в обоснование своих требований истцы ссылаются на положения постановления Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, нарушение их прав, предусмотренных ст. 56 ГПК РФ.
В связи, с чем истцы просят признать действия должностного лица Шипиловой Т., Министерства регионального развития Республики Алтай о не включении в реестр аварийного жилья после 2012 года незаконным и обязать включить дом в данный реестр.
В уточненном исковом заявлении, поступившем в суд 12.02.2018 года, истцы Бекеева Г., Куртин А., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Куртина А., Куртина И., Фоминым Л. просят о признании действий административных ответчиков незаконными, обязании включить дом, расположенный по адресу: <адрес>, в реестр аварийного жилья после 2012 года, как многоквартирный жилой дом.
В уточненном исковом заявлении, поступившему в суд 22.03.2018 года, истцы Бекеева Г., Куртин А., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Куртина А., Куртина И., Фоминых Л просят о признании дома, расположенного по адресу <адрес>, многоквартирным, обязании изменить в реестре аварийного жилья после 2012 года тип жилья, из дома блокированной застройки на многоквартирный дом, на основании выписки из ЕГРН многоквартирного дома от 27.01.2017 года и элементов общего имущества земельного участка в общем владении, крыши, чердака, стен.
Определением суда от 27.02.2018 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Серикпаева А., Серикпаева Ж., Куртина К., Куртин Д.
Определением суда от 27.02.2018 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена межведомственная комиссия МО «Кош-Агачский район»
Определением суда от 22.03.2018 года прекращено производство по делу в части административных исковых требований Бекеевой Г., предъявленных к административному ответчику Шипиловой Т.
В судебном заседании административный истец Бекеева Г. поддержала заявленные требования, с учетом уточненных исковых требований.
Административный ответчик Шипилова Т., представитель Министерства регионального развития Республики Алтай Старикова Е. в судебном заседании возражали по поводу удовлетворения исковых требований, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (п. 11 ч. 1 ст. 14, ст. 16 Федерального закона N 185-ФЗ).
Постановлением Правительства Республики Алтай от 20.05.2013 N 129 утверждена республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Алтай в 2013 - 2017 годах"
Основной целью Программы является обеспечение жильем граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1743-р, в целях организации учета сведений о многоквартирных домах и жилых домах, признанных аварийными, утверждены Методические рекомендации по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными.
В реестр включаются данные о многоквартирных домах, жилых домах блокированной застройки, жилых домах и о специализированном жилищном фонде.
Формирование реестров аварийных домов осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ путем внесения данных в экранные формы автоматизированной информационной системы "Реформа ЖКХ" государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ по рекомендуемым формам.
Министерство регионального развития Республики Алтай является уполномоченным органом по ведению учета жилищного фонда Республики Алтай.
В целях реализации мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70%) Правительством Республики Алтай утвержден Порядок финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70%).
В соответствии с п. 2.1. названного Порядка в целях реализации мероприятий по переселению Министерством регионального развития Республики Алтай совместно с муниципальными образованиями Республики Алтай составляется Реестр жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70%), уточняется объем жилищного фонда и численность проживающего в нем населения. Признание жилищного фонда непригодным для проживания осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Для составления Реестра муниципальные образования Республики Алтай представляют подтверждающие документы в Министерство регионального развития Республики Алтай.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Бекеева Г., Серикпаева А., Серикпаева Ж. являются собственниками по 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру № №, расположенную по адресу: <адрес><адрес>; Куртин А., Куртина И., Куртин А., Куртин К., Куртин Д. являются собственниками по 1/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру № №, расположенную по адресу: <адрес>А, <адрес>; Фоминых Л. является собственником квартиры № №, расположенной по адресу: <адрес><адрес>.
Бекеева Г., Серикпаева Ж., Серикпаева А., Куртина И., Куртин А., Куртин А., Куртина Д., Куртин К., Фоминых Л. являются собственниками по 1/9 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21.03.2018 года №2680.
Заключением межведомственной комиссии МО «Кош-Агачский район» № 115 от 17.08.2017 года указанный трехквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, постройки, ориентировочно 1850 года, признан аварийным и подлежащим сносу.
На основании предоставленных МО «Кош-Агачский район» в Министерство регионального развития Республики Алтай акта обследования межведомственной комиссии обследования помещения; заключения межведомственной комиссии МО «Кош-Агачский район»; заключения эксперта Торгово-промышленной палаты Республики Алтай №302-1Э-17 от 15.02.2017 года по проведению обследования жилого дома с целью определения его физического износа, жилой дом по адресу: <адрес>, включен в реестр аварийного жилищного фонда.
В электронном паспорте жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, в данных: тип дома указано – жилой дом блокированной застройки.
Поскольку жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, включен в реестр аварийного жилья, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконными действия ответчиков по не включению жилого дома в реестр аварийного жилья, обязании включить жилой дом в реестр аварийного жилья.
Истцы, полагая, что названный жилой дом относится к категории многоквартирный жилой дом, обратились в суд с настоящим исковым заявлением. В обоснование исковых требований истец Бекеева Г. при рассмотрении дела пояснила, что блокированный жилой дом блокированной постройки, не может быть включен в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Алтай в 2013 - 2017 годах", целью которой является обеспечение жильем граждан, проживающих в многоквартирных домах.
Согласно п. 2 Методических рекомендаций по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными,
- жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
- многоквартирные дома - совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Перечень общего имущества многоквартирного дома содержится в пункте 1 статьи 36 ЖК РФ.
Согласно п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Следовательно, многоквартирным домом является объект недвижимости, в состав которого входят квартиры, обеспечивающие возможность прямого доступа к названному в пункте 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации имуществу общего пользования.
Согласно материалам дела, жилой дом по адресу: <адрес>, состоит из трех квартир, разделенных межквартирными перегородками. В каждой квартире имеется свое автономное отопление – печь, каждая квартира имеет отдельные входные узлы в виде холодного пристроя, в доме имеется холодное водоснабжение, колонка забитая в подвале дома, которой пользуются жильцы квартир № и №, электроснабжение, иные инженерные коммуникации отсутствуют.
Таким образом, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не является многоквартирным. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Указанные обстоятельства подтверждаются техническим паспортом жилого дома, заключением эксперта Торгово-промышленной палаты Республики Алтай №302-1Э-17 от 15.02.2017 года, проведенного в целях определения износа спорного жилого дома, пояснениями истца Бекеевой Г при рассмотрении дела.
Поскольку в суде не установлен факт того, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является многоквартирным, иные требования истцов, являющиеся производными от требования о признании жилого дома многоквартирным, не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Куртина А, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Куртина А, Куртиной И, Фоминых Л к Шипиловой Т, Министерству регионального развития Республики Алтай, администрации МО «Кош-Агачский район», межведомственной комиссии МО «Кош-Агачский район»; административного искового заявления Бекеевой Г к Министерству регионального развития Республики Алтай, администрации МО «Кош-Агачский район», межведомственной комиссии МО «Кош-Агачский район»; о признании незаконным действий по не включению в реестр аварийного жилья после 2012 года; обязании включить дом, расположенный по адресу: <адрес>, в реестр аварийного жилья; обязании включить в реестр аварийного жилья после 2012 года на портале Министерства регионального развития как многоквартирный дом, в котором дом обозначен «дом блокированной застройки»; признании дома, расположенного по адресу: <адрес>, многоквартирным, обязании изменить в реестре аварийного жилья после 2012 года тип жилья, из дома блокированной застройки на многоквартирный дом, на основании выписки из ЕГРН многоквартирного дома от 27.01.2017 года и элементов общего имущества земельного участка в общем владении, крыши, чердака, стен, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья О.А. Шнайдер
Решение суда в окончательной форме изготовлено 23 марта 2018 года.