ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-777/2017 от 03.11.2017 Касимовского районного суда (Рязанская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Касимов 03 ноября 2017 года

Судья Касимовского районного суда Рязанской области Маликова Т.С., рассмотрев в помещении суда в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения судебного заседания административное дело по административному иску Рязанского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Рязанской области, Министерству природопользования Рязанской области о возложении обязанности направить в орган регистрации прав документы для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об охранных зонах особо охраняемых природных территориях, расположенных на территории <адрес> - памятников природы Сынтульское озеро-пруд, Белый лес, Карстовое озеро Индовище, Страшный овраг, Зерново, Клюквенное болото, Лес у <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

Рязанский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного крута лиц, обратился в Касимовский районный суд Рязанской области с административным иском к Правительству Рязанской области, Министерству природопользования Рязанской области о возложении обязанности направить в орган регистрации прав документы для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об охранной зоне особо охраняемой природной территории, расположенной на территории <адрес> - памятников природы Сынтульское озеро-пруд, Белый лес, Карстовое озеро Индовище, Страшный овраг, Зерново, Клюквенное болото, Лес у <данные изъяты> мотивировав свои требования тем, что Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения на территории Рязанской области законодательства об особо охраняемых природных территориях в ДД.ММ.ГГГГ гг. В ходе проверки было установлено, что на территории <адрес> расположены особо охраняемые природные территории регионального значения- памятники природы - Сынтульское озеро-пруд, Белый лес, Карстовое озеро Индовище, Страшный овраг, Зерново, Клюквенное болото, Лес у <данные изъяты>.

В ходе проведения прокурорской проверки установлен факт отсутствия сведений в Едином государственном реестре недвижимости об указанных особо охраняемых природных территориях регионального значения, расположенных на территории <адрес>. При отсутствии соответствующих сведений в Едином государственном реестре недвижимости об охранных зонах памятников природы областного значения, возникает реальная угроза незаконного распоряжения и использования данных территорий, что может привести к нарушению режима их особой охраны, к уничтожению особо охраняемых природных территорий и охраняемых на них природных объектов. Непринятие со стороны Правительства Рязанской области и Министерства природопользования Рязанской области должных мер, направленных на создание охранных зон памятников природы областного значения и внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости сведений об охранных зонах памятников природы областного значения, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Просил суд обязать Правительство Рязанской области, Министерство природопользования Рязанской области направить в орган регистрации прав документы для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об охранных зонах особо охраняемых природных территориях, расположенных на территории <адрес> - памятников природы Сынтульское озеро-пруд, Белый лес, Карстовое озеро Индовище, Страшный овраг, Зерново, Клюквенное болото, Лес у <данные изъяты>, в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В дальнейшем прокурор от заявленных требований к Правительству Рязанской области отказался, требования к Министерству природопользования Рязанской области уточнил и окончательно просил суд признать незаконным бездействие Министерства природопользования Рязанской области по направлению в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об охранной зоне особо охраняемой природной территории, расположенной на территории <адрес> - памятника природы Сынтульское озеро-пруд, а также по направлению предложений Губернатору Рязанской области о создании охранных зон, расположенных на территории <адрес> памятников природы областного значения - Белый лес, Карстовое озеро Индовище, Страшный овраг, Зерново, Клюквенное болото, Лес у <данные изъяты> и об установлении их границ. Обязать Министерство природопользования Рязанской области направить в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости об охранной зоне особо охраняемой природной территории, расположенной на территории <адрес> - памятника природы Сынтульское озеро-пруд, а также по направлению предложений Губернатору Рязанской области о создании охранных зон, расположенных на территории <адрес> памятников природы областного значения - Белый лес, Карстовое озеро Индовище, Страшный овраг, Зерново, Клюквенное болото, Лес у <данные изъяты> и об установлении их границ. Указанные мероприятия выполнить в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

От административного ответчика – Министерства природопользования Рязанской области поступил отзыв, в котором административный ответчик указывает на то, что для определения границ охранных зон памятников природы необходимо, чтобы были установлены границы памятников природы. Нормами действующего законодательства не определен срок установления охранных зон памятников природы. Законодательство РФ не содержит требования об одновременном создании особо охраняемых природных территорий и их охранных зон. Министерством природопользования не оспаривается необходимость установления охранных зон памятников природы. Работы по установлению границ охранных зон памятников природы запланированы после исполнения решений судов общей юрисдикции по постановке границ особо охраняемых природных территорий на кадастровый учет. Просил в удовлетворении административного иска отказать.

В силу ст. 291 КАС РФ административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства на основании ч.2 ст.140 КАС РФ без проведения судебного заседания.

Исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования, изложенные в уточненном административном исковом заявлении, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судом установлено, что на территории Касимовского муниципального района Рязанской области расположены особо охраняемые природные территории регионального значения – памятники природы: Сынтульское озеро-пруд, признанное памятником природы решением исполнительного комитета Рязанского областного Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>»; Белый лес, Карстовое озеро Индовище, Страшный овраг, Зерново, Клюквенное болото, Лес у <данные изъяты>, объявленные памятниками природы постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>».

Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.

В соответствии с п. «д» ч. 2 ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы являются особо охраняемыми природными территориями. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Они же утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Статьей 27 названного Закона установлено, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Как предусмотрено ст. 45 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью.

Согласно ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Положением о Министерстве природопользования Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) закреплены полномочия Министерства в сфере особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с Разделом I Положения министерство является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в сфере лесных отношений, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Рязанской области, государственных учреждений Рязанской области, а также специально уполномоченным государственным органом в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения. Министерство является правопреемником министерства природопользования и экологии Рязанской области.

В соответствии с пунктом 2 Раздела 11 Положения одной из основных задач Министерства является осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения при осуществлении регионального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды.

В силу п.п. 1 пункта 1 Раздела III Положения министерство осуществляет полномочия по подготовке предложений Правительству Рязанской области по созданию особо охраняемых природных территорий областного значения.

В сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, министерство осуществляет обеспечение подготовки необходимых материалов для создания особо охраняемых природных территорий областного значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий.В соответствии с пунктом 11 статьи 10 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В силу статьи 8 Закона Рязанской области «Об особо охраняемых природных территориях» центральный исполнительный орган государственной власти Рязанской области, уполномоченный в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения, которым является министерство природопользования Рязанской области, направляет Губернатору Рязанской области предложения о создании охранных зон памятников природы областного значения и об установлении их границ.

В силу статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», органы государственной власти обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений. Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, особо охраняемых природных территорий.

В силу статьи 10 указанного Федерального закона в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях:

индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения);

описание местоположения границ таких зон и территорий;

- наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий;

реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений;

содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий).

Таким образом, из норм вышеприведенного законодательства следует, что на Министерство природопользования Рязанской области возложена обязанность по направлению в адрес Губернатора Рязанской области предложений о создании охранных зон памятников природы областного значения и об установлении их границ и по направлению в орган регистрации прав сведений об охранных зонах особо охраняемых природных территориях.

При отсутствии соответствующих сведений в Едином государственном реестре недвижимости об охранных зонах памятников природы областного значения, возникает реальная угроза незаконного распоряжения и использования данных территорий, что может привести к нарушению режима их особой охраны, к уничтожению особо охраняемых природных территорий и охраняемых на них природных объектов.

Согласно статьям 17, 18 Конституции Российской Федерации в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства. Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.

Исходя из преамбулы Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения (статьи 25 Федерального закона).

Таким образом, непринятие со стороны Министерства природопользования Рязанской области мер, направленных на создание охранных зон памятников природы областного значения и внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости сведений об охранных зонах памятников природы областного значения, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

До настоящего времени границы охранных зон особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Касимовского муниципального района Рязанской области, памятников природы областного значения - Белый лес, Карстовое озеро Индовище, Страшный овраг, Зерново, Клюквенное болото, Лес у <данные изъяты>, не установлены, а также не направлены сведения в орган регистрации прав об охранной зоне особо охраняемой природной территории – памятника природы Сынтульское озеро-пруд.

Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой ранее ДД.ММ.ГГГГ в адрес министра природопользования Рязанской области вынесено представление об устранении нарушений закона, в котором указывалось на необходимость решения вопроса по постановке на государственный кадастровый учет охранных зон памятников природы областного значения.

Указанное представление Министерством природопользования Рязанской области рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, однако, меры по внесению сведений об охранной зоне особо охраняемой природной территории, расположенной на территории <адрес> – памятника природы Сынтульское озеро-пруд, в Единый государственный реестр недвижимости не приняты, как в свою очередь не приняты и меры по направлению предложений о создании охранных зон памятников природы областного значения – Белый лес, Карстовое озеро Индовище, Страшный овраг, Зерново, Клюквенное болото, Лес у <данные изъяты> и установлению их границ.

В поступившем отзыве Министерство природопользования Рязанской области не оспаривает факт необходимости установления охранных зон памятников природы.

Выявленное в деятельности Министерства природопользования нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду.

Отсутствие сведений в Едином государственном реестре недвижимости об охранной зоне памятника природы Сынтульское озеро-пруд, расположенного на территории Касимовского муниципального района Рязанской области, а также отсутствие охранных зон и установление их границ памятников природы областного значения- Белый лес, Карстовое озеро Индовище, Страшный овраг, Зерново, Клюквенное болото, Лес у <данные изъяты> может повлечь за собой неправомерное занятие, отчуждение и использование территорий расположения природных объектов в целях, противоречащих установленных для особо охраняемых природных территориях режимам.

Таким образом, бездействие Министерства природопользования Рязанской области нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, уточненные административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Суд полагает возможным установить административному ответчику срок для устранения нарушения - в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Рязанского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Министерству природопользования Рязанской области о внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об охранных зонах особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории <адрес> - памятников природы Сынтульское озеро-пруд, Белый лес, Карстовое озеро Индовище, Страшный овраг, Зерново, Клюквенное болото, Лес у <данные изъяты>, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природопользования Рязанской области по направлению в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об охранной зоне особо охраняемой природной территории, расположенной на территории <адрес> - памятника природы Сынтульское озеро-пруд, а также по направлению предложений Губернатору Рязанской области о создании охранных зон, расположенных на территории Касимовского района Рязанской области памятников природы областного значения – Белый лес, Карстовое озеро Индовище, Страшный овраг, Зерново, Клюквенное болото, Лес у <данные изъяты> и об установлении их границ.

Обязать Министерство природопользования Рязанской области в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления в законную силу решения суда направить в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об охранной зоне особо охраняемой природной территории, расположенной на территории Касимовского района Рязанской области - памятника природы Сынтульское озеро-пруд, а также направить предложение Губернатору Рязанской области о создании охранных зон, расположенных на территории <адрес> памятников природы областного значения – Белый лес, Карстовое озеро Индовище, Страшный овраг, Зерново, Клюквенное болото, Лес у <данные изъяты> и об установлении их границ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Касимовский районный суд Рязанской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья