ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-777/2021 от 13.09.2021 Борзинского городского суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-777/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2021 года город Борзя

Борзинский городской суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Судовцева А.С. единолично

при ведении протокола помощником судьи Клыгиной Ю.П.,

с участием помощника Борзинского межрайонного прокурора Чулковой В.Д., действующей на основании прав по должности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Читинского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Борзинский район» о признании незаконным бездействия, выразившееся в не установлении правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам,

У С Т А Н О В И Л:

Читинский межрайонный природоохранный прокурор Александрова Е.В., действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующее.

Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзорной деятельности выявлены нарушения администрацией муниципального района «Борзинский район» законодательства об охране водных объектов. В нарушении части 4 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации администрацией муниципального района «Борзинский район» правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального района, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, не установлены. В целях устранения нарушения законодательства Читинским межрайонным природоохранным прокурором 29 апреля 2021 года в администрацию муниципального района внесено представление. Согласно информации муниципального района от 25 и 27 мая 2021 года требования прокурора оставлены без удовлетворения, в связи с отсутствием в собственности муниципального района водных объектов. Указывает, что полномочия органов местного самоуправления муниципального района по установлению Правил использования объектов для личных и бытовых нужд распространяются на все водные объекты общего пользования, расположенные на территории муниципального района, в том числе и не находящиеся в собственности муниципального образования. На территории муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края расположены такие водные объекты общего пользования, как реки Борзя, Ульдза, Ачикан, Олдонда, Шоноктуй, Курунзулай и другие водные объекты. Неисполнение органом местного самоуправления района полномочий в отношении водных объектов общего пользования может привести к причинению вреда водным объектам, а также невозможности использования водных объектов общего пользования согласно установленным требованиям.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края, выразившееся в неустановлении правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам. Обязать администрацию муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края, установить правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

В судебное заседание представитель администрации муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств, заявлений не представил. Ранее от представителя Шкитовой Т.В., действующей на основании доверенности, поступили возражения, в которых просила в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя его тем, что полномочия администрации муниципального района по водоснабжению населения переданы сельским поселениям.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица ФГБУ «Забайкальское УГМС» не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств, заявлений не представил. Ранее от представителя Филиппова М.В. поступило пояснение по делу, в котором вопрос об обоснованности требований прокуратуры оставил на усмотрение суда.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица – администрация сельского поселения «Кондуйское» Борзинского района не явился, от главы сельского поселения Токмаковой Т.В. поступило заявление о рассмотрении административного дела без участия заинтересованного лица, решение суда оставила на усмотрение суда.

В судебное заседание заинтересованные лица – администрации сельских поселений «Акурайское», «Биликтуйское», «Курунзулайское», «Новоборзинское», «Переднебыркинское», «Чиндантское», «Южное», «Шоноктуйское», «Ключевское», «Усть-Озёрское» Борзинского района не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств, заявлений, пояснений не представили.

Суд, в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав помощника Борзинского межрайонного прокурора Чулкову В.Д., которая исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в нем основаниям, исследовав материалы административного дела, письменные возражения представителя административного ответчика, суд приходит к следующему выводу.

Пунктом 28 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального района, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на межселенных территориях в границах муниципального района (часть 4 статьи 27 ВК РФ).

Согласно положениям частей 1-3 статьи 6 ВК РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

Частью 1 статьи 8 ВК РФ установлено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 8 ВК РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзорной деятельности выявлены нарушения администрацией муниципального района «Борзинский район» законодательства об охране водных объектов. В нарушении части 4 статьи 27 ВК РФ администрацией муниципального района «Борзинский район» правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального района, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, не установлены.

29 апреля 2021 года Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии со статьёй 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» главе муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края внесено представление об устранении нарушений законов об охране водных объектов.

Согласно информации администрации муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края от 25 и 27 мая 2021 года требования прокурора оставлены без удовлетворения, в связи с отсутствием в собственности муниципального района водных объектов.

Из информации ФГБУ «Забайкальское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» следует, что река Борзя (длина реки составляет 304 км., площадь бассейна – 7080 км.) Истоки на склонах хребта Кукульбей, протекает в широкой заболоченной долине по степной территории, питание дождевое, летом паводки, иногда пересыхает, перемерзает с ноября по апрель. Река Улдза протекает в Монголии и частично в Забайкальском крае, берёт начало в восточных отрогах хребта Хэнтэй, протекает преимущественно по степным равнинам северо-восточной части Монголии, в низовьях разделяется на рукава и впадает в озеро Барун-Торей близ границы Монголии и России. Длина реки составляет 425 км., из них 409 км. она течёт по территории Монголии. Реки Олонда, Шоноктуй, Курунзулай неизученные. Их длина составляет менее 10 км. Протекают в лесостепной зоне на северо-востоке Борзинского района и являются притоками реки Борзя. Реки малые, частично пересыхающие. В своей основе имеют дождевое питание (местами ключевое).

Как установлено в судебном заседании, на территории муниципального района «Борзинский район» расположены следующие водные объекты общего пользования: в сельском поселении «Акурайское» Борзинского района - не глубокий ручей; в сельском поселении «Биликтуйское» Борзинского района - река «Биликтуй», озеро Кошун; в сельском поселении «Курунзулайское» Борзинского района - в селе Курунзулай река «Курунзулай», в селе Олдонда - река «Олдонда»; в сельском поселении «Переднебыркинское» Борзинского района - река «Быркинка»; в сельском поселении «Шоноктуйское» Борзинского района - река «Борзянка».

Данные водные объекты, согласно положениям статьи 8 ВК РФ находится в федеральной собственности Российской Федерации.

В соответствии с вышеуказанными положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ВК РФ, вопросы установления правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам относятся к полномочиям органов местного самоуправления, в рассматриваемом случае - администрации муниципального района «Борзинский район».

Между тем, необходимо отметить следующее.

Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Решениями Совета муниципального района «Борзинский район» от 25 февраля 2021 года №№223-237 «О передаче части полномочий по решению вопросов местного самоуправления муниципального района «Борзинский район» органам самоуправления сельского поселения» органам местного самоуправления сельских поселений переданы полномочия по созданию условий для массового отдыха жителей поселения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Полномочия администрации муниципального района «Борзинский район» по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, в том числе: подготовка пляжей к купальному сезону в соответствии с требованиями действующего законодательства; организация участков акватории для купания детей; разработка проектов нормативных актов и регламентов, переданы сельским поселениям «Акурайское», «Кондуйское», «Биликтуйское», «Курунзулайское», «Новоборзинское», «Переднебыркинское», «Чиндантское», «Южное», «Шоноктуйское», «Ключевское», «Усть-Озёрское» Борзинского района пунктом 2.10 Соглашений о передачи части полномочий от 25 февраля 2021 года. (Размещены на официальном сайте: http://борзинский-район.рф/решения-2021-года/).

При таких обстоятельствах, учитывая, что полномочия в отношении водных объектов общего пользования администрацией муниципального района «Борзинский район» переданы соответствующим сельским поселениям, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального района «Борзинский район» удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 175-180, 2HYPERLINK "http://sudact.ru/law/kas-rf/razdel-iv/glava-29/statia-273/?marker=fdoctlaw" \t "_blank" \o "КАС РФ > Раздел IV. Особенности производства по отдельным категориям <span class=\"snippet_equal\"> административных </span> дел > Глава 29. Производство по <span class=\"snippet_equal\"> административным </span> делам об <span class=\"snippet_equal\"> администрати"27-228 КАС РФ, суд,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Читинского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Борзинский район» о признании незаконным бездействия, выразившееся в не установлении правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, отказать.

Решение может быть обжаловано (опротестовано) в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Борзинский городской суд Забайкальского края.

Председательствующий судья А.С. Судовцев

Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2021 года.

Дело № 2а-777/2021