РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2021 года г. Богородицк Тульской области
Богородицкий районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Финошиной О.А.,
при секретаре Рудаковой М.Н.,
с участием административного истца – помощника Богородицкого межрайонного прокурора Хмелёвой П.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-777/2021 по
административному исковому заявлению Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет - странице, информацией, распространение которой запрещено,
установил:
И.о. Богородицого межрайонного прокурора обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории РФ.
В обоснование требований указал, что Богородицкой межрайонной прокуратурой осуществлен мониторинг телекоммуникационной сети «Интернет» с целью выявления сайтов, допускающих размещение материалов, распространение которых запрещено на территории РФ.
В результате мониторинга сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлена страница сайта https://займы-под-мат-капитал.рус, на которой размещена информация о предоставлении займа под залог материнского капитала.
Ресурсы носят открытый характер, доступ пользователей сети Интернет к ним свободный.
Так, с помощью персонального компьютера, на котором установлена операционная система и пакет прикладных программ, осуществлен выход в телекоммуникационную сеть «Интернет» посредством браузера «Ореrа» и установленной на персональном компьютере операционной системы WindowsXP.
В ходе осмотра в адресную строку браузера вставлена ссылка https://займы-под-мат-капитал.рус. При переходе по отмеченной ссылке открывается страница сайта https://займы-под-мат-капитал.рус «Выдача займов под материнский капитал не дожидаясь 3-х летия ребенка!».
Вход на указанный сайт свободный, не требует дополнительной регистрации. Информация о данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.
На основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.3 этой же статьи лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1,2 и 4 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона; приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов; получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».
Таким образом, материнский капитал - это безналичные средства, иные способы распоряжения которыми, кроме перечисленных, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
Статьей 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат.
На основании изложенного просил суд: признать информационный материал, размещенный на странице сайта информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Включить ресурс, находящийся в сети «Интернет» на страницеhttps://займы-под-мат-капитал.русв «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющихидентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В судебном заседании помощник Богородицкого межрайонного прокурора Хмелёва П.Э. доводы административного искового заявления поддержала, просила его удовлетворить, пояснила, что доступ к информации на вышеуказанном сайте к настоящему времени не ограничен.
Представитель заинтересованного лицаУправления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области в судебное заседание не явился, в представленном ходатайстве руководитель Управления просил рассмотреть дело в их отсутствие, принять решение на усмотрение суда.
Выслушав объяснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Сайт в сети Интернет это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе мониторинга, проведенногоБогородицкой межрайонной прокуратурой установлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте: https://займы-под-мат-капитал.рус, информации о предоставлении займа под залог материнского капитала.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом мониторинга сайтов в сети «Интернет» от 17.05.2021 года, проведенной Богородицкой межрайонной прокуратурой в результате которой установлено, что в сети «Интернет» по адресу: https://займы-под-мат-капитал.русразмещена информация о предоставлении займа под залог материнского капитала. Доступ к вышеуказанному сайту не ограничен, ознакомиться с содержанием данных информационного сайта может любой Интернет - пользователь. На момент проверки указанный Интернет-ресурс в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не внесен, что подтверждается прилагаемыми заверенными копиями общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора(https://eais.rkn.gov.ru). При проверке не удалось установить сведения об администраторе доменного имени указанного сайта через сервис «2ip.ru» (https://2ip.ru/whois) и приложенными фотоматериалами.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в Реестр вышеуказанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространении которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом;
материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.
государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.
На основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 этой же статьи лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:улучшение жилищных условий;получение образования ребенком (детьми);формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1,2 и 4 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».
Согласно ч. 6 указанной статьи заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.
Заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечныекредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов, а также на получение ежемесячной выплаты в порядке и наусловиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», (ч. 6).
Частью 2 ст. 9 Федерального закона № 256-ФЗ установлено, что средства материнского (семейного) капитала, поступившие из федерального бюджета, отражаются в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом в расходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации предусматривается направление соответствующих денежных средств на основании заявлений о распоряжении в соответствии со статьями 10, 11 и 11.1 настоящего Федерального закона.
При этом, указанными статьями предусмотрено только безналичное перечисление средств материнского капитала на счета соответствующих организаций.
Таким образом, материнский капитал - это безналичные средства, иные способы распоряжения которыми, кроме перечисленных, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
Статьей 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат.
В соответствии с Постановлением пленума Верховного суда Российской Федерации от ЗОЛ 1.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» по статье 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации квалифицируется такое хищение денежных средств или иного имущества в форме мошенничества, которое связано с незаконным получением социальных выплат, а именно установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления выплат гражданам, нуждающимся в социальной поддержке.
Для целей статьи 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации к социальным выплатам, в частности, относятся и средства материнского (семейного) капитала.
Страница сайта https://займы-под-мат-капитал.рус предлагает мошенническую схему вывода средств господдержки населения за счет средств федерального бюджета и тем самым нарушает требования ст. 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и принципы бюджетного законодательства Российской Федерации.
Как указывалось ранее, в силу ст. ст. 9, 10 Федерального закона № 149-ФЗ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровью, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Тем самым, фактически в размещенной на «Интернет» странице информации идет речь о выдаче наличных средств под залог материнского капитала, в нарушение установленного законом порядка распоряжения такой мерой государственной поддержки семей, имеющих детей.
Размещение данной информации является незаконным и противоречащим основам правопорядка, нарушающим интересы общества и государства, а действия лица его разместившего - противоправным и уголовно наказуемым, так как его деятельность нарушает требования Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в связи с чем распространяемая ими на «Интернет» странице информация подлежит признанию информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Посредством данного сайта возможна реализация мошеннических схем по обналичиванию средств материнского капитала.
На момент проверки URL-адрес: https://займы-под-мат-капитал.рус, на котором размещена вышеназванная информация, в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствует.
По делам о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.
При таких обстоятельствах суд полагает административные исковые требования Богородицкого межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет - странице, информацией, распространение которой запрещено, удовлетворить.
Признать информационный материал, размещенный на странице сайт https://займы-под-мат-капитал.рус информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Включить ресурс, находящийся в сети «Интернет» на странице https://займы-под-мат-капитал.рус в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя страницы сайта в сети «Интернер» https://займы-под-мат-капитал.рус, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 22 июня 2021 года.