РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2018 года город Тула
Привокзальный районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Иваниной Т.Н.,
при секретаре Кузнецовой А.А.,
с участием
административного истца Дербенева С.П.,
представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России №10 по Тульской области по доверенности Моисеевой Л.Н.,
представителя административного ответчика СНТ «ДОМ МОДЕЛЕЙ» по уставу председателя Гаврилова В.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г.Тулы административное дело №2а-778/18 по административному исковому Дербенева Сергея Павловича к межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №10 по Тульской области о признании недействительной государственной регистрации устава, записи, внесенной в единый государственный реестр юридических лиц,
у с т а н о в и л:
Дербенев С.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №10 по Тульской области о признании недействительной государственной регистрации устава, записи, внесенной в единый государственный реестр юридических лиц, мотивируя свои требования тем, что им, как членом товарищества был сделан запрос в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №10 по Тульской области на получение комплекта документов в отношении СНТ «ДОМ МОДЕЛЕЙ». На основании письма он получил копию устава СНТ «ДОМ МОДЕЛЕЙ» и копию протокола от 18 сентября 2011 года. При получении обратил внимание, что протокол общего собрания СНТ «Дом моделей» прошнурованный и скрепленный печатью состоит из 3-х одинаковых по тексту листов, однако вразумительного ответа от работников Межрайонной ИФНС России №10 по Тульской области по данному факту он не получил. Считает, что государственная регистрация Устава садоводческого некоммерческого товарищества «ДОМ МОДЕЛЕЙ» Ленинского района Тульской области 2011 года незаконна, так как отсутствует протокол общего собрания СНТ «ДОМ МОДЕЛЕЙ», оформленный в соответствии нормам (в полном объеме и без подписей председателя и секретаря общего собрания СНТ «ДОМ МОДЕЛЕЙ». В исчерпывающий перечень лиц, имеющих право инициировать проведение общего собрания СНТ прокуратура не входит. Просит суд признать недействительной государственную регистрацию устава садоводческого некоммерческого товарищества «ДОМ МОДЕЛЕЙ» <адрес> 2011 года, утвержденного протоколом общего собрания садоводческого некоммерческого товарищества «ДОМ МОДЕЛЕЙ» 18 сентября 2011 года; признать недействительной запись от 02 апреля 2012 года за ГРН 2127154151001, внесенную в Единый государственный реестр юридических лиц с ОГРН 1087154001197.
Административный истец Дербенев С.П. в судебном заседании требования поддержал, просил их удовлетворить. Дополнительно указал, что сам факт написания МИФНС России № по Тульской области отзыва на его исковое заявление о признании недействительной государственной регистрации Устава СНТ «ДОМ МОДЕЛЕЙ» вместо предусмотренного ст.149 ГПК РФ возражения относительно исковых требований с предоставлением доказательств обосновывающих возражение относительно иска подтверждает вину МИФНС России № по Тульской области. Заявителем Гавриловым В.П. было подано заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, но без самих изменений и протокол общего собрания от 18.08.2011 года не соответствует требованиям ст.181.2 ГК РФ (отсутствовали сами изменения, вносимые в устав СНТ «ДОМ МОДЕЛЕЙ» от 2000 года, подписи председателя собрания и секретаря). МИФНС России № по Тульской области, без проверки документов на соответствие действующего законодательства, формально произвела государственную регистрацию изменений в устав СНТ «ДОМ МОДЕЛЕЙ», нарушила права граждан (ст.13 ГК РФ). В соответствии с п.1 ст.25 Закона №129-ФЗ за предоставление недостоверных или заведомо ложных сведений заявители несут ответственность, установленную законодательством РФ. Полагает, что МИФНС России № по Тульской области намерена сменить статус в этом процессе используя п.2 ст.25 Закона № 129-ФЗ, т. е. стать истцом к СНТ «ДОМ МОДЕЛЕЙ» за допущенные грубые нарушения при подаче документов для включения в государственные реестры сведений, но почему-то этого не делает.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № по Тульской области по доверенности Моисеева Л.Н. в судебном заседании административный иск не признала, указала, что полностью поддерживает отзыв, предоставленный суду, а именно в отношении общества с ограниченной ответственностью СНТ «ДОМ МОДЕЛЕЙ» (ОГРН №) 26 марта 2012 года Гавриловым В.П. в регистрирующий орган представлен пакет документов, а именно заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме №Р13001, Устав СНТ «ДОМ МОДЕЛЕЙ» (в новой редакции), утвержденный протоколом общего собрания от 18 сентября 2012 года, документ об уплате государственной пошлины (квитанция), протокол общего собрания членов СНТ «ДОМ МОДЕЛЕЙ» от 18 сентября 2012 года. В представленном для государственной регистрации заявлении подпись заявителя Гаврилова В.П. засвидетельствована в нотариальном порядке, нотариусом г. Тулы Т., его полномочия действовать без доверенности от имени СНТ «ДОМ МОДЕЛЕЙ» проверены. При этом, согласно Закону № 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Таким образом, на основании представленного комплекта документов, инспекцией 02 апреля 2012 года принято решение о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица СНТ «ДОМ МОДЕЛЕЙ», №4656А с присвоением ГРН № Инспекция полагает, что своими действиями права административного истца Дербенева СП. не нарушала.
Представитель административного ответчика СНТ «ДОМ МОДЕЛЕЙ» по уставу председатель Гаврилов В.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Согласно п.4 ст.5 Федерального закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В соответствии с положениями ст.17 Федерального закона №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины (п.1).
Для внесения в государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в государственный реестр по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны (п.2).
Согласно ст.ст. 9, 23 ФЗ №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация носит заявительный характер, который обеспечивается исчерпывающим перечнем оснований для отказа в государственной регистрации и отсутствием полномочий регистрирующего органа по проведению проверки достоверности и соответствия законодательству Российской Федерации сведений, указанных в документах, представленных при государственной регистрации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 25 Федерального закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом Гавриловым В.П. в отношении СНТ «ДОМ МОДЕЛЕЙ» в инспекцию представлен комплект документов, предусмотренный пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, а именно: заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме №Р13001, Устав СНТ «ДОМ МОДЕЛЕЙ» (в новой редакции), утвержденный протоколом общего собрания от 18 сентября 2012 года, документ об уплате государственной пошлины, протокол общего собрания членов СНТ «ДОМ МОДЕЛЕЙ» от 18 сентября 2012 года.
Таким образом, на основании представленного комплекта документов, инспекцией 02 апреля 2012 года принято решение о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица СНТ «ДОМ МОДЕЛЕЙ», №.
Изучив предоставленные в регистрирующий орган документы, суд приходит к выводу о том, что они соответствуют перечню, определенному ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что поскольку в инспекцию заявителем был представлен полный пакет документов в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 129-ФЗ, и представленные для государственной регистрации документы, соответствовали требованиям Федерального закона №129-ФЗ, то у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные статьей 23 указанного Федерального закона правовые основания для отказа в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ.
Довод административного истца о том, что решение налогового органа принято на основании недостоверных сведений, не может быть принят во внимание, поскольку на момент принятия решения налоговому органу, в соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ, был представлен полный пакет документов.
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 9 Федерального закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц.
Поскольку на момент принятия решения у регистрирующего органа вышеуказанных обстоятельств не существовало, решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тульской области было принято в соответствии с требования федерального законодательства.
Обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тульской области требованиям действующего законодательства, судом не установлено.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 19 Федерального закона №66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право обращаться в суд о признании недействительными нарушающих его права и законные интересы решений общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо собрания уполномоченных, а также решений правления и иных органов такого объединения.
Согласно абзацу двенадцатому пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе обжаловать в суд решение общего собрания его членов (собрания уполномоченных) или решение органа управления таким объединением, которые нарушают права и законные интересы члена такого объединения.
Однако административным истцом не представлено доказательств того, какие именно его права нарушаются принятым решением налогового органа.
Совершенные регистрационные действия касаются прав садоводческого некоммерческого товарищества как юридического лица, которое вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
На основании изложенного, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств суд находит административные исковые требования Дербенева С.П. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Дербенева Сергея Павловича о признании недействительной государственной регистрации устава садоводческого некоммерческого товарищества «ДОМ МОДЕЛЕЙ» <адрес> 2011 года, утвержденного протоколом общего собрания садоводческого некоммерческого товарищества «Дом моделей» 18 сентября 2011 года; признании недействительной записи от 02 апреля 2012 года за ГРН № внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц с ОГРН 1087154001197 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Привокзальный районный суд г.Тулы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 июля 2018 года.
Председательствующий Т.Н.Иванина