ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-77/2021 от 08.10.2021 Ставропольского гарнизонного военного суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 октября 2021 г. г. Ставрополь

Ставропольский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего – судьи Мамонтова Д.В.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика – командира войсковой части ФИО2,

при секретаре судебного заседания Ломиноге А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-77/2021 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <иные данные> ФИО1 об оспаривании действий командира войсковой части , связанных с непредоставлением дополнительного времени отдыха за привлечение к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что, проходя военную службу по контракту в войсковой части , он 18 августа 2021 г. обратился к командиру войсковой части с рапортом о предоставлении дополнительного времени отдыха за привлечение в период с мая 2020 года по август 2021 года к исполнению обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, однако получил отказ. Полагая, что указанными действиями нарушены его права, ФИО1 просит суд:

- обязать командира войсковой части предоставить ему выходные дни (дни отдыха) за привлечение его к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в период с 18 мая 2020 г. по 8 августа 2021 г.;

- взыскать с войсковой части судебные издержки в размере 300 руб.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель командира войсковой части ФИО2 в судебном заседании заявленные требования не признала и просила в их удовлетворении отказать за необоснованностью.

Начальник Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ставропольскому краю», уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, а его представитель ФИО3 ходатайствовала о проведении судебного заседания в её отсутствие.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, и, исследовав представленные доказательства, военный суд приходит к следующему.

Из пояснений административного истца, справки, выданной войсковой частью от 30 сентября 2021 г. , следует, что ФИО1 с ноября 2017 года проходит военную службу по контракту в <иные данные> войсковой части .

Как установлено в судебном заседании, общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих войсковой части в 2020 и 2021 годах составляет 40 часов.

Указанные обстоятельства подтверждаются копиями приказов командира войсковой части от 22 мая 2020 г. , от 25 ноября 2020 г. и регламентом служебного времени, утверждённым в мае 2021 года.

В соответствии с п. 1 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих», общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в п. 3 названной статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учёта служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237.

Из пунктов 1 и 3 приложения № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы следует, что учёт времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и учёт привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учёт (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха в соответствии с пунктом 1 названного выше Федерального закона и предоставленного им времени отдыха ведётся командиром подразделения в журнале. Когда суммарное сверхурочное время достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску.

Согласно правовой позиции изложенной в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», реализация военнослужащим права на дополнительные сутки отдыха возможна только в течение текущего года или в следующем году, в случае присоединения к основному отпуску за текущий год, предоставленному в следующем году.

В соответствии с пунктом 25 Порядка деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 октября 2015 г. № 660 «О мерах по реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации», учёт времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения этих военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и предоставленного им дополнительного времени отдыха ведётся в журнале по форме и в порядке в соответствии с приложением № 7 к названному Порядку.

Из пояснений административного истца, журналов учёта времени привлечения военнослужащих отдела ракетных войск и артиллерии войсковой части , проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения этих военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и предоставления им дополнительного времени отдыха за 2020 и 2021 годы следует, что ФИО1 в период с 18 мая 2020 г. по декабрь 2020 года и с января 2021 года по 8 августа 2021 г. привлекался как к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, так и к исполнению указанных обязанностей в выходные и праздничные дни, в связи с чем за указанные периоды 2020 года и 2021 года административному истцу полагаются дополнительные сутки отдыха.

Из выписок из приказов командира войсковой части от 10 апреля 2020 г. , от 30 июля 2020 г. , от 30 октября 2020 г. , от 24 декабря 2020 г. , от 28 мая 2021 г. , от 9 сентября 2021 г. следует, что ФИО1 были предоставлены основной и дополнительный, как ветерану боевых действий, отпуска в периоды с 11 по 30 апреля 2020 г., с 27 июля по 16 августа 2020 г., с 26 октября по 15 ноября 2020 г., и с 28 декабря 2020 г. по 3 января 2021 г., за 2020 год и в период с 28 мая по 11 июля 2021 г. и с 13 по 27 сентября 2021 г. за 2021 год.

При этом, как следует из пояснений административного истца, рапортов последнего о предоставлении основного и дополнительных отпусков от 10 апреля 2020 г. от 27 июля 2020 г., от 28 октября 2020 г., от 23 декабря 2020 г., от 27 мая 2021 г. и от 7 августа 2021 г., ФИО1 по вопросу предоставления дополнительных суток отдыха за привлечение к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в периоды с 18 мая 2020 г. по декабрь 2020 года в 2020 году и в период с января 2021 года по 8 августа 2021 г. соответственно по указанную дату 2021 года, в том числе присоединения к основным и дополнительным отпускам за указанные годы не обращался.

Согласно рапорту ФИО1 от 18 августа 2021 г., административный истец обращался к командиру войсковой части о предоставлении ему дополнительных суток за привлечение к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в период с 18 мая 2020 г. по 8 августа 2021 г.

Из пояснений представителя административного ответчика ФИО2, представленных последней письменных возражений от 24 сентября 2021 г. № 1139, сообщения Врио командира войсковой части от 1 сентября 2021 г. № 31/381/905, усматривается, что указанный выше рапорт ФИО1 от 18 августа 2021 г. не мог быть реализован, поскольку начальник <данные изъяты> войсковой части Д., являвшийся непосредственным начальником для административного истца, не мог вести учёт привлечения последнего к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в соответствующем журнале в периоды с 25 по 29 мая 2020 г., с 23 по 25 июля 2020 г., с 27 по 30 июля 2020 г., с 1 по 5 августа 2020 г., с 6 по 7 августа 2020 г., с 21 по 29 августа 2020 г., с 9 ноября 2020 г. по 25 мая 2021 г., с 4 по 12 июля 2021 г., с 31 июля по 6 августа 2021 г., а также в периоды с 16 июня по 11 июля 2020 г., с 8 по 27 октября 2020 г., с 9 июня по 8 июля 2021 г. в связи с нахождением соответственно в служебных командировках и в отпусках. При этом ФИО1 было предложено подать новый рапорт с указанием периода предоставления дней отдыха и количества суток.

Свидетель Д. – начальник <данные изъяты> войсковой части в судебном заседании показал, что административный истец, будучи его подчинённым, в оспариваемый период периодически в связи со служебной необходимостью привлекался к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени. При этом период и время такого его привлечения отражено в соответствующем журнале. Кроме этого Д. показал, что указанное в журнале время привлечения подчинённых к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени он подтверждал при нахождении в пункте постоянной дислокации воинской части после проведения соответствующей проверки.

Анализируя вышеизложенное и принимая во внимание, что поскольку ФИО1, привлекавшийся в период с 18 мая 2020 г. по декабрь 2020 года к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, по вопросу предоставления дополнительного времени отдыха в 2020 году, в том числе при использовании основного и дополнительного отпусков не обращался, военный суд приходит к убеждению, что, подавая 18 августа 2021 г. рапорт командованию части о предоставления дней отдыха за указанный период, административный истец правом на предоставление таких дней за 2020 год не обладал.

Что же касается требования административного истца о предоставлении ему дополнительных дней отдыха за привлечение в период с января по 8 августа 2021 г. к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, то военный суд приходит к следующему.

Как было указано выше, учёт времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, в том числе в выходные и праздничные дни, а также учёт предоставленных им дополнительных суток отдыха в соответствии приложением № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы и пунктом 25 Порядка деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации ведется командиром подразделения в журнале.

Из журнала учёта времени привлечения военнослужащих отдела <данные изъяты> войсковой части , проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения эти военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и предоставления им дополнительного времени отдыха за 2021 год следует, что ФИО1 в период с 1 января 2021 г. по 8 августа 2021 г. привлекался к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени: в январе в количестве 60 часов, в феврале – 24 часа, в марте – 44 часа, в апреле – 16 часов, в мае – 12 часов, в июле – 49 часов, в августе – 40 часов и за указанное привлечение ему полагались дополнительные сутки отдыха: за январь 7 суток 4 часа, за февраль 3 суток, за март 5 суток 4 часа, за апрель 2 суток, за май 1 сутки 4 часа, за июль 6 суток 1 час, за август 5 суток, а всего 30 дополнительных суток отдыха.

Указанное в названном журнале время привлечения ФИО1 к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в указанный период и отдыха за такое привлечение административным истцом не оспаривалось, а кроме того подтверждено в судебном заседании свидетелем Д., являвшимся начальником ФИО1.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что по смыслу действующего законодательства учёт служебного времени и привлечения военнослужащего к исполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также предоставления последнему дополнительного времени отдыха осуществляется командиром подразделения в соответствующем журнале, представленный ФИО1 журнал учёта времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения этих военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и предоставления им дополнительного времени отдыха за 2021 год соответствует требованиям, изложенным в Приложении № 7 к Порядку деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённому приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 октября 2015 г. № 660, военный суд приходит к убеждению о наличии у административного истца права на предоставление дополнительного времени отдыха за период с 1 января по 8 августа 2021 г. в количестве 30 суток.

По приведенным выше основаниям военный суд находит несостоятельными доводы представителя административного ответчика о том, что поданный ФИО1 рапорт от 18 августа 2021 г. о предоставлении дополнительного времени отдыха за 2021 год не мог быть реализован, поскольку начальник <данные изъяты> войсковой части Д., являвшийся непосредственным начальником для административного истца, не мог вести учёт привлечения последнего к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в соответствующем журнале в периоды с 9 ноября 2020 г. по 25 мая 2021 г., с 4 по 12 июля 2021 г., с 31 июля по 6 августа 2021 г., а также в периоды с 9 июня по 8 июля 2021 г. в связи с нахождением соответственно в служебных командировках и в отпуске.

При этом, давая оценку тому обстоятельству, что, как установлено судебном заседании, ФИО1 на дату обращения к командованию войсковой части по вопросу предоставления дополнительных суток отдыха за привлечение к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени использовал основной отпуск за 2021 год, военный суд исходит из того, что указанное обстоятельство не является препятствием для предоставления указанных суток отдыха за 2021 год и исходит из того в силу приведённых выше правовых норм реализация военнослужащим права на дополнительные сутки отдыха возможна в течение текущего года.

Что же касается доводов представителя административного ответчика о том, что на рапорт ФИО1 от 18 августа 2021 г. о предоставлении дополнительного времени отдыха административному истце никто не отказывал, военный суд находит эти доводы несостоятельными и исходит из того, что в силу положений статей 106, 107, 115, 116 Дисциплинарного устава Вооружённых Сил Российской Федерации должностные лица воинской части обязаны в течение 30 дней рассмотреть все поставленные в обращении вопросы, дать по ним исчерпывающие ответы и, в случае если оно будет признано обоснованным, немедленно принять меры для удовлетворения просьбы военнослужащего, подавшего обращение, а, как установлено в судебном заседании, дополнительные сутки отдыха за привлечение к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени за 2021 год ФИО1 по его обращению вовсе не предоставлены.

Таким образом, военный суд приходит убеждению, что действиями командира войсковой части связанными с непредоставлением ФИО1 дополнительных суток отдыха за привлечение к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в период с 1 января по 8 августа 2021 г, права последнего были нарушены, в связи с чем, в целях восстановления нарушенного права на командира названной воинской части следует возложить обязанность по предоставлению административному истцу за указанный период дополнительное время отдыха в количестве 30 суток, удовлетворив тем самым заявленные ФИО1 требования частично.

Поскольку административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению и, принимая во внимание, что войсковая часть , в которой административный истец проходит военную службу, находится на финансовом обеспечении в Федеральном казённом учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ставропольскому краю» военный суд приходит к выводу о необходимости в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ взыскания с указанного учреждения в пользу ФИО1 денежных средств в размере 300 (триста) рублей в счёт возмещения понесённых последним судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.

Руководствуясь ст. 175 - 180 и 227 КАС РФ военный суд,

р е ш и л :

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать командира войсковой части в течение месяца со дня получения для исполнения копии вступившего в законную силу решения суда предоставить ФИО1 за привлечение к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в период с 1 января по 8 августа 2021 г. дополнительные сутки отдыха в количестве 30 (тридцать) суток.

В удовлетворении требований административного искового заявления о возложении на командира войсковой части обязанности по предоставлению ему дополнительных суток отдыха за привлечение к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в период с 18 мая по 31 декабря 2020 г. отказать за необоснованностью.

Взыскать с Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю» в пользу ФИО1 судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным и гражданским делам Южного кружного военного суда через Ставропольский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий по делу

Д.В. Мамонтов

Мотивированное решение составлено 12 октября 2021 г.