Копия
Дело № 2а-791/2024
УИД 66RS0003-01-2023-007189-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 31 января 2024 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Соловьева М.Я., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению
Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к ***5 о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по УрФО, Роскомнадзору о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что административным истцом при анализе страниц сайтов в сети Интернет с URL-адресам: ***/ установлено: вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации. В соотвествии с информацией, размещенной на главной странице сайта данная организация позиционирует себя как «Единая городская служба юридических услуг «Ваш юрист», деятельность осуществляется «При поддержке правительства Екатеринбурга», юридическая консультация оказывается бесплатно в соответствии с ФЗ «Об юридической помощи». Вместе с тем, субъектов состоящих в негосударственной системе бесплатной правовой помощи является закрытым, идентифицировать владельца сайта, как субъект, входящий в систему государственной или негосударственной систем бесплатной юридической помощи, не представляется возможным. Кроме того, информация о сайте о том, что деятельность осуществляется «при поддержке правительства Екатеринбург» вводит потребителей в заблуждение, поскольку структурных подразделений муниципального образования «город Екатеринбург» «Правительство Екатеринбурга» отсутствует; информации о хозяйствующих субъектах на данном сайте отсутствует, в разделе Контакты указана противоречивая информация об исполнителе; на сайте имеется изображение герба муниципального образования «город Екатеринбург» в нарушение п.13 положения «О гербе муниципального образования «город Екатеринбург». В связи с размещением на указанном сайте информации в нарушение требований действующего законодательства, просит признать информацию, размещенную на информационном ресурсе ***/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, по вступлении настоящего решения суда в законную силу направить его копию в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому Федеральному округу для включения интернет-страниц в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В порядке подготовки к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому Федеральному округу, при этом Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому Федеральному округу исключено из числа административных ответчиков.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Административный ответчик ***6 в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок, о причинах неявки суду неизвестно, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Представитель заинтересованного лица - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу, представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Согласно части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
В связи с изложенным, суд рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 28 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.
В силу ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Согласно ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Пунктом 2 статьи 17 Закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" установлено, что лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.
Частью 2 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что под административным истцом понимается: лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов; лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином; прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.
В соответствии с п. 8.40 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 N 688, Управление осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе путем обращения в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Таким образом, Управление Роспотребнадзора по Свердловской области, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, обратившийся в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, является надлежащим административным истцом.
Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту – Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Частью 1 и 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как указано в иске, истцом проведен мониторинг сети Интернет в результате которого установлено, что на интернет – ресурсе ***/ обнаружено отсутствие информации о хозяйствующих субъектах, а именно: в разделе Контакты» указана противоречивая информации об исполнителе: Единая городская службы юридических услуг, Юридическая фирма ***8, ***, тел. <***>, ИНН *** При предоставлении сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде, ИНН *** присвоен индивидуальному предпринимателя Габдрашитову Д.Ю., однако информация, что юридические услуги оказывает ИП ***7. на сайте ***/ отсутствуют.
Кроме того, информация о сайте о том, что деятельность осуществляется «при поддержке правительства Екатеринбург» вводит потребителей в заблуждение, поскольку структурных подразделений муниципального образования «город Екатеринбург» «Правительство Екатеринбурга» отсутствует; информации о хозяйствующих субъектах на данном сайте отсутствует, в разделе Контакты указана противоречивая информация об исполнителе; на сайте имеется изображение герба муниципального образования «город Екатеринбург», договор на использование Герба в коммерческих целях между ИП ***9 и Администрацией города Екатеринбурга не заключался, что влечет нарушение п.13 положения «О гербе муниципального образования «город Екатеринбург».
В силу статьи 8 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (пункт 1).
В силу п. 1.2 ст. 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" владелец агрегатора обязан довести до сведения потребителей информацию о себе и продавце (исполнителе) (фирменное наименование (наименование), место нахождения (адрес), режим работы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, фамилию, имя, отчество (если имеется), государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), а также об имеющихся изменениях в указанной информации. Владелец агрегатора доводит до сведения потребителей информацию о себе и продавце (исполнителе) посредством ее размещения на своих сайте и (или) странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Информацию о продавце (исполнителе) владелец агрегатора вправе довести до сведения потребителей посредством размещения на своих сайте и (или) странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ссылки на сайт продавца (исполнителя) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Использование официальной символики (герба муниципального образования «город Екатеринбург»), указание на якобы принадлежность к органам местного самоуправления (указание на сайте: «деятельность осуществляется при поддержке правительства Екатеринбурга»), а также указание на бесплатный характер услуг со ссылкой на нормативный документ- Федеральный закон от 21.11.2022 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи» свидетельствует о введении потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества юридической услуги при реализации услуг.
Отсутствие сведений о хозяйствующем субъекте осуществляющим оказание юридических услуг через сайт *** нарушает права неопределенного круга лиц на получение полной и достоверной информации об исполнителе, а также исключает возможность для потребителя на предъявление требований, предусмотренных Законом о защите прав потребителей, в том числе, при обнаружении недостатков оказанных услуг, на досудебное и судебное урегулирование спора.
Отсутствие полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), продавце либо изготовителе при продаже товара, выполнении работ либо оказании услуг образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы, влечет применение административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 5.1.7. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228 полномочия по созданию, формированию и введению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.
В силу и. 5.1.7(1). Положения Роскомнадзор осуществляет принятие мер по ограничению доступа к информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в пределах компетенции, установленной Законом № 149 - ФЗ.
В ходе рассмотрения дела установлено, что обозначенная в административном исковом заявлении информация в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» URL – адрес: ***/, находится в открытом доступе. Указанный Интернет-ресурс не включен в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно информации представленной ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ», провайдером (администратором) доменного имени ***/ является ***10
При таких обстоятельствах, суд считает установленным факт распространения на интернет-странице по адресу: https://екатеринбург-право.рф/ информации, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации, нарушает законодательно установленные запреты, а потому на административного ответчика возлагается обязанность ограничить доступ к указанному адресу путем удаления либо блокировки указанной страницы. А также данная информация подлежит включению в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Таким образом, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1,2 и 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". В такой реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п.2 ч.5 ст. 15.1 Закона об информации одним из оснований для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно пункту 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно части 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования удовлетворить частично.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на Интернет-сайте по адресу ***/- информацией распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение является основанием для внесения данного информационного ресурса в реестр единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Копию решения направить в Управление Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу для внесения данных информационных ресурсов в реестр единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Судья подпись М.Я. Соловьева
<***>
<***>