ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-780/2021 от 02.09.2021 Пономаревского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-780/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Пономаревка 02 сентября 2021 года

Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Щепиной О.В.

при секретаре Неретиной Т.Д.

с участием:

административного истца – исполняющего обязанности прокурора Пономаревского района Оренбургской области Метлова В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам прокурора Пономаревского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Семеновский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Равнинный сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Романовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Пономаревский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Максимовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Ефремово-Зыковский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Дюсьметьевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Деминский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Воздвиженский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Борисовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Софиевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Фадеевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области,

о признании незаконным бездействия администраций муниципальных образований выразившегося в неисполнении предусмотренной законом обязанности по организации и проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами и возложении обязанностей в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу профилактики нарушений по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и муниципального жилищного контроля

установил:

Прокурор Пономаревского района Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанными административными исками к администрации МО Семеновский сельсовет, администрации МО Равнинный сельсовет, администрации МО Романовский сельсовет, администрации МО Пономаревский сельсовет, администрации МО Максимовский сельсовет, администрации МО Ефремово-Зыковский сельсовет, администрации МО Дюсьметьевский сельсовет, администрации МО Деминский сельсовет, администрации МО Воздвиженский сельсовет, администрации МО Борисовский сельсовет, администрации МО Софиевский сельсовет, администрации МО Фадеевский сельсовет.

В обосновании иска указал, что прокуратурой Пономаревского района Оренбургской области проведены проверки исполнения законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в администрациях сельсоветов.

В ходе проверок установлено, что администрациями сельсоветов не исполняются требования законодательства при осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и муниципальный жилищный контроль.

Просит суд:

- признать незаконным бездействие административных ответчиков выразившееся в неисполнении предусмотренной законом обязанности по организации и проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;

- возложить на административных ответчиков обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу профилактики нарушений по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и муниципального жилищного контроля.

Определением Пономаревского районного суда административные дела объединены в одно производство.

В судебном заседании исполняющий обязанности прокурора Пономаревского района Оренбургской области Метлов В.В. административные иски в отношении администрации МО Семеновский сельсовет, администрации МО Равнинный сельсовет, администрации МО Романовский сельсовет, администрации МО Пономаревский сельсовет, администрации МО Максимовский сельсовет, администрации МО Ефремово-Зыковский сельсовет, администрации МО Дюсьметьевский сельсовет, администрации МО Деминский сельсовет, администрации МО Воздвиженский сельсовет, администрации МО Борисовский сельсовет, администрации МО Софиевский сельсовет, администрации МО Фадеевский сельсовет поддержал, по изложенным в них основаниям, просил удовлетворить.

В судебное заседание представители администрации МО Романовский сельсовет, администрации МО Максимовский сельсовет, администрации МО Воздвиженский сельсовет, администрации МО Софиевский сельсовет, администрации МО Ефремово-Зыковский сельсовет, администрации МО Равнинный сельсовет, не явились, извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, с исковыми требованиями согласны.

В судебное заседание представители администрации МО Деминский сельсовет, администрации МО Фадеевский сельсовет, не явились, извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебное заседание представители администрации МО Семеновский сельсовет, администрации МО Пономаревский сельсовет, администрации МО Дюсьметьевский сельсовет, администрации МО Борисовский сельсовет, не явились, извещены надлежащим образом.

В силу ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) неявка лиц в судебное заседание, не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Суд, выслушав административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 294-ФЗ к основным принципам защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля относится, в том числе принцип открытости и доступности для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории.

Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Пунктами 5, 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст. 4 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» определено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и муниципального жилищного контроля.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений. В целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля:

1) обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

2) осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;

3) обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;

4) выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с частями 5 - 7 настоящей статьи, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2018 года № 1680 утверждены «Общие требования к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами» (далее – Общие требования).

Согласно п.п. 5, 12 Общих требований программа профилактики нарушений на следующий год утверждается ежегодно, до 20 декабря текущего года.

Административными ответчиками при осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и муниципальный жилищный контроль вышеуказанные требования законодательства не исполняются.

В частности, программы профилактики нарушений по каждому виду муниципального контроля на 2021 год не разработаны и не утверждены, отдельный раздел, содержащий информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программ профилактики нарушений, а также перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов, на официальных сайтах администраций сельсоветов не созданы.

Таким образом, бездействие администраций, выразившееся в неисполнении предусмотренной законом обязанности по организации и проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, нарушает права неопределенного круга лиц на открытость и доступность правовых актов, получение информации о ходе осуществления муниципального контроля и является недопустимым.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Пономаревского района Оренбургской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Семеновский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Равнинный сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Романовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Пономаревский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Максимовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Ефремово-Зыковский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Дюсьметьевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Деминский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Воздвиженский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Борисовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Софиевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Фадеевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, выразившегося в неисполнении предусмотренной законом обязанности по организации и проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Обязать администрацию муниципального образования Семеновский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу профилактики нарушений по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и муниципального жилищного контроля.

Обязать администрацию муниципального образования Равнинный сельсовет Пономаревского района Оренбургской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу профилактики нарушений по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и муниципального жилищного контроля.

Обязать администрацию муниципального образования Романовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу профилактики нарушений по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и муниципального жилищного контроля.

Обязать администрацию муниципального образования Пономаревский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу профилактики нарушений по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и муниципального жилищного контроля.

Обязать администрацию муниципального образования Максимовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу профилактики нарушений по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и муниципального жилищного контроля.

Обязать администрацию муниципального образования Ефремово-Зыковский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу профилактики нарушений по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и муниципального жилищного контроля.

Обязать администрацию муниципального образования Дюсьметьевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу профилактики нарушений по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и муниципального жилищного контроля.

Обязать администрацию муниципального образования Деминский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу профилактики нарушений по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и муниципального жилищного контроля.

Обязать администрацию муниципального образования Воздвиженский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу профилактики нарушений по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и муниципального жилищного контроля.

Обязать администрацию муниципального образования Борисовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу профилактики нарушений по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и муниципального жилищного контроля.

Обязать администрацию муниципального образования Софиевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу профилактики нарушений по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и муниципального жилищного контроля.

Обязать администрацию муниципального образования Фадеевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу профилактики нарушений по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и муниципального жилищного контроля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Пономаревский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья О.В. Щепина

В окончательной форме решение изготовлено 03 сентября 2021 года.

Судья О.В. Щепина