ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-780/2021 от 11.11.2021 Агаповского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-780/2021

УИД 74RS0010-01-2021-000969-33

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Агаповка 11 ноября 2021 года

Агаповский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Мокробородовой Н.И.

при секретаре Ануфренчук В.С.

с участием прокурора Агаповского района Бычкова Н.Л.,

представителей административных ответчиков Куркиной Н.В., Тофан В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Агаповского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Агаповского муниципального района Челябинской области, администрации Приморского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Агаповского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц на основании ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным иском к администрации Агаповского муниципального района Челябинской области, ООО «Приморский водоканал» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.

В обосновании иска прокурор ссылается на то, что прокуратурой Агаповского района проведена проверка исполнения администрацией Агаповского муниципального района законодательства Российской Федерации о теплоснабжении в связи с отсутствием действующей котельной в п. Приморский. Жилые дома и социально-значимые объекты в п. Приморский, отапливаемые от объектов теплоснабжения, альтернативным источником теплоснабжения не обеспечены. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления и ООО «Приморский водоканал» не принято действенных, оперативных мер, направленных на обеспечение теплоснабжением домов и социально значимых объектов, в связи с чем возникает угроза возникновения дефицита тепловой энергии, а также срыва отопительного периода 2021-2022 годов в отношении жилых домов и социальных объектов.

В ходе рассмотрения дела прокурор Агаповского района Челябинской области уточнил административные исковые требования, просит признать незаконным бездействие администрации Агаповского муниципального района, выразившееся в отсутствии теплоснабжения всех потребителей тепловой энергии в поселке Приморский Агаповского муниципального района Челябинской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Признать незаконным бездействие администрации Приморского сельского поселения в период с ДД.ММ.ГГГГ и администрации Агаповского муниципального района в период до ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в непроведении проверки готовности потребителей тепловой энергии, расположенных в Приморском сельском поселении, к отопительному периоду, несоставлении акта данной проверки, нерешении вопроса о выдаче паспорта готовности, в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, расположенных по адресам: МДОУ детский сад «Дюймовочка», расположенный по адресу: <адрес>, МОУ «Приморская СОШ», расположенная по адресу: <адрес>, ГБУЗ «Районная больница села Агаповка» здание Приморской врачебной амбулатории, расположенной по адресу: <адрес>, МКУДО «Приморская детская школа искусств», расположенная по адресу: <адрес>, администрация Приморского сельского поселения, отделение почтовой связи <адрес>, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>.

Обязать администрацию Приморского сельского поселения Агаповского муниципального района в течение 3 дней с момента вступления решения суда в законную силу провести проверку готовности потребителей тепловой энергии в Приморском сельском поселении: МДОУ детский сад «Дюймовочка», расположенный по адресу: <адрес>, МОУ «Приморская СОШ», расположенная по адресу: <адрес>, ГБУЗ «Районная больница села Агаповка» здание Приморской врачебной амбулатории, расположенной по адресу: <адрес>, МКУДО «Приморская детская школа искусств», расположенная по адресу: <адрес>, администрация Приморского сельского поселения, отделение почтовой связи <адрес>, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, к отопительному периоду, составить акт данной проверки, решить вопрос о выдаче паспорта готовности указанных потребителей в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду (л.д. 85-89).

В судебном заседании прокурор Агаповского района Бычков Н.Л. административные исковые требования поддержал в полном объёме.


Административный ответчик администрация Агаповского муниципального района Челябинской области, представитель Куркина Н.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 69), в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что администрация Агаповского муниципального района не бездействовала, на основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ была приобретена блочно-модульная газовая котельная, которая запущена ДД.ММ.ГГГГ. Паспорта готовности переданы в Управление Ростехнадзора.

Административный ответчик администрация Приморского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области, представитель Тофан В.В. – и.о.главы на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 99), в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что котельную запустили ДД.ММ.ГГГГ, паспорта готовности объектов к отопительному сезону на все объекты переданы в администрацию Агаповского муниципального района.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд считает, что требования прокурора Агаповского района Челябинской области подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон №131-ФЗ) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского поселения.

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).


В судебном заседании установлено, что на основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ была приобретена блочно-модульная газовая котельная, которая запущена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38-40).

Соглашения -с между администрацией Агаповского муниципального района и администрацией Приморского сельского поселения Агаповского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальный район передал, а сельское поселение приняло полномочия, а именно, организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (л.д. 102).

Распоряжением администрации Агаповского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано главам сельских поселений начать отопительный период 2021-2022 годов с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70).

Распоряжением администрации Приморского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено начать отопительный период с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71).

Частью 4 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с п.4.2 ч.1 ст.17 Федерального закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу части 1.1 статьи 6 Федерального закона 190-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п.2,5 ст.20 Федерального закона 190-ФЗ проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов. Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требований, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдения критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

Таким образом, полномочия по организации теплоснабжения на территории <адрес> принадлежат Агаповскому муниципальному району, а также Приморскому сельскому поселению в части переданных полномочий.

Следовательно, обязанность по организации теплоснабжения, его обеспечению на территории <адрес>, в том числе по принятию соответствующих мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, законодательством возложена на органы местного самоуправления, то есть на администрацию Агаповского муниципального района до ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Приморского сельского поселения.

Согласно пункта 3 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О теплоснабжении" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021), проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.

В соответствии с п. 2 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утв. приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103 (далее –Правил), проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - уполномоченные органы).

Согласно пункта 10 Правил сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.

Вместе с тем, потребители тепловой энергии (школы, детские сады, больницы и т.п.) не получили паспорт готовности к отопительному сезону по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением Правил.

Бездействие администрации Агаповского муниципального района, администрации Приморского сельского поселения заключается в том, что они не провели проверки готовности потребителей тепловой энергии, расположенных в Приморском сельском поселении, к отопительному периоду, не составили акт данной проверки, не решили вопроса о выдаче паспорта готовности, в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Установлено, что социально-значимые объекты в <адрес>, отапливаемые от объектов теплоснабжения: МДОУ детский сад «Дюймовочка», расположенный по адресу: <адрес>, МОУ «Приморская СОШ», расположенная по адресу: <адрес>, ГБУЗ «Районная больница села Агаповка» здание Приморской врачебной амбулатории, расположенной по адресу: <адрес>, МКУДО «Приморская детская школа искусств», расположенная по адресу: <адрес>, администрация Приморского сельского поселения, отделение почтовой связи <адрес>, расположенные по адресу: <адрес><адрес>, своевременно до ДД.ММ.ГГГГ не получили паспорта готовности к отопительному периоду.

Из паспорта готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов МОУ «Приморская СОШ» следует, что акт проверки готовности к отопительному периоду составлен ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного законодательством срока.

Согласно ответа Уральского управления Ростехнадзора на запрос суда администрацией Агаповского муниципального района Челябинской области акты проверки и паспорта готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов потребителей тепловой энергии п. Приморский Агаповского района Челябинской области представлены, кроме ГБУЗ «Районная больница <адрес>». В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов Муниципального образования Агаповский муниципальный район Челябинской области. По результатам проверки комиссией Уральского управления Ростехнадзора принято решение о неготовности Приморского сельского поселения к отопительному периоду 2021-2022.

Учитывая данные обстоятельства, возникает угроза возникновения дефицита тепловой энергии, а также срыва отопительного периода 2021-2022 годов в отношении жилых домов и социальных объектов, отапливаемых объектами теплоснабжения – котельной <адрес>.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доводы стороны административного ответчика о том, что они не бездействовали, не могут быть учтены судом, поскольку опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами.

На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц, если нарушаются законные интересы и права граждан.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования прокурора Агаповского района Челябинской области подлежат удовлетворению частично, следует признать незаконным бездействие администрации Агаповского муниципального района Челябинской области, выразившееся в отсутствии теплоснабжения всех потребителей тепловой энергии в поселке Приморский Агаповского муниципального района Челябинской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Признать незаконным бездействие администрации Приморского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области в период с ДД.ММ.ГГГГ и администрации Агаповского муниципального района Челябинской области в период до ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в непроведении проверки готовности потребителей тепловой энергии, расположенных в Приморском сельском поселении, к отопительному периоду, несоставлении акта данной проверки, нерешении вопроса о выдаче паспорта готовности, в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду социально-значимых объектов <адрес>.

В удовлетворении административных исковых требований о возложении на администрацию Приморского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области обязанность в течение 3 дней с момента вступления решения суда в законную силу провести проверку готовности потребителей тепловой энергии: МДОУ детский сад «Дюймовочка», расположенный по адресу: <адрес>, МОУ «Приморская СОШ», расположенная по адресу: <адрес>, ГБУЗ «Районная больница села Агаповка» здание Приморской врачебной амбулатории, расположенной по адресу: <адрес>, МКУДО «Приморская детская школа искусств», расположенная по адресу: <адрес>, администрацию Приморского сельского поселения, отделение почтовой связи <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес>, к отопительному периоду, составить акт данной проверки, решить вопрос о выдаче паспорта готовности потребителей, следует отказать, поскольку проверка проведена, акты составлены, паспорта готовности получены.

Руководствуясь ст.ст. 175, 178-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:


Административное исковое заявление прокурора Агаповского района Челябинской области удовлетворить частично.


Признать незаконным бездействие администрации Агаповского муниципального района Челябинской области, выразившееся в отсутствии теплоснабжения всех потребителей тепловой энергии в поселке Приморский Агаповского муниципального района Челябинской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Признать незаконным бездействие администрации Приморского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области в период с ДД.ММ.ГГГГ и администрации Агаповского муниципального района Челябинской области в период до ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в непроведении проверки готовности потребителей тепловой энергии, расположенных в Приморском сельском поселении, к отопительному периоду, несоставлении акта данной проверки, нерешении вопроса о выдаче паспорта готовности, в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду: МДОУ детский сад «Дюймовочка», расположенный по адресу: <адрес>, МОУ «Приморская СОШ», расположенная по адресу: <адрес>, ГБУЗ «Районная больница села Агаповка» здание Приморской врачебной амбулатории, расположенной по адресу: <адрес>, МКУДО «Приморская детская школа искусств», расположенная по адресу: <адрес>, администрацию Приморского сельского поселения, отделение почтовой связи <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Агаповский районный суд Челябинской области.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено 16.11.2021.