ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-780/2022 от 06.07.2022 Моршанского районного суда (Тамбовская область)

Дело №2а-780/2022

68RS0015-01-2022-000889-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Моршанск 06 июля 2022 года

Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Акимушкиной Т.Е.,

при секретаре Гурьевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Моршанска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: , ., запрещённой к распространению на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Моршанска в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указав, что прокуратурой соответствии с абз. 3 п.2.1 Приказа Генпрокуратуры России от 02.11.2018 №723 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса» прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ осуществлен мониторинг страниц сайтов в сети «Интернет» и поиск ресурсов, допускающих размещение информации, доступ к которой ограничен в целях обеспечения безопасности и обороноспособности Российской Федерации, в ходе которого установлено, что на странице Интернет-сайта, расположенной по адресу: ст.

Получение текста документа не требует дополнительной регистрации, а также введения пароля для входа на сайт, ознакомиться с содержанием размещенного материала может любой интернет-пользователь.

Указанный сайт не является официальным сайтом органов государственной власти или подведомственных им учреждений и организаций, ограничения на передачу, копирование и распространение текста документа отсутствуют.

На странице , отсутствует информация о наличии у владельца сайта разрешения от Госстандарта России на размещение указанного выше ГОСТ

Адрес указанной страницы в сети «Интернет», на котором размещена рассматриваемая информация, в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено отсутствует.

Установить владельца сайта с использованием возможностей сервиса для проверки доменов (http)не представилось возможным.

Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан, Российской Федерации и во исполнение действующего законодательства, доступ к странице по адресу: , на которой ., следует ограничить.

Положениями действующего законодательства не предусмотрен досудебный порядок признания информации, размещенной на обозначенном сайте сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, что исключает возможность выбора иного способа защиты нарушенных прав, кроме как обращение в суд с заявлением о признании информации запрещенной к распространению.

Поскольку по делам данной категории юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения запрещенной информации на сайте в сети «Интернет», то установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

На основании изложенного прокурор просит признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: , ., запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор г.Моршанска Тер-Акопов В.А. административные исковые требования поддержал.

Представитель Управления Роскомнадзора по Тамбовской области в суд не явился. От руководителя Управления Роскомнадзора по Тамбовской области поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя Управления.

Выслушав прокурора г. Моршанска, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в суде ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города осуществлен мониторинг страниц сайтов в сети «Интернет» и поиск ресурсов, допускающих размещение информации, доступ к которой ограничен в целях обеспечения безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Проверка и поиск Интернет-ресурсов осуществлялся с использованием программы браузера «GoogleChrome».

В адресной строке браузера при введении в отобразившемся окне поиска ключевых слов ресурсов «ГОСТ » отобразилась, в частности, страница Интернет-сайта, расположенная по адресу: на которой размещен

Получение текста документа не требует дополнительной регистрации, а также введения пароля для входа на сайт, ознакомиться с содержанием размещенного материала может любой интернет-пользователь.

Указанный сайт не является официальным сайтом органов государственной власти или подведомственных им учреждений и организаций, ограничения на передачу, копирование и распространение текста документа отсутствуют.

Сопоставление текста данного документа с текстом государственного военного стандарта ГОСТ «Система разработки и постановки на производство военной техники. Порядок выполнения опытно-конструкторских работ по созданию изделий и их составных частей», имеющегося в распоряжении АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А

При этом из текста ГОСТ следует, что последний не может быть полностью или частично воспроизведён, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России.

На странице отсутствует информация о наличии у владельца сайта разрешения от Госстандарта России на размещение указанного выше ГОСТ

На момент проверки адрес указанной страницы в сети «Интернет», на котором размещена рассматриваемая информация, в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено отсутствует.

Установить владельца сайта с использованием возможностей сервиса для проверки доменов ()не представилось возможным.

Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ, а также полномочия и функции федеральных органов государственной власти в области безопасности определяются Федеральным законом от 28.12.2010 №390-ФЗ «О безопасности».

Согласно ст.2 названного Закона основными принципами обеспечения безопасности в числе прочего являются законность, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, организационных, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности, а также приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная ), включены в п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 №188.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 №1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергией и уполномоченном органе по космической деятельности» (далее – Положение №1233) установлен запрет на разглашение (распространение) служебной информации, содержащейся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других служебных документах.

К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами (п.1.2 Положения №1233).

На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования» (п.1.4 Положения №1233).

На основании ч.1 ст.6 Федерального закона от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Закон №162-ФЗ) порядок стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную , а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, определена одним из основных принципов стандартизации в Российской Федерации (п.10 ст.4Закона №162-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 №1567 «О порядке стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную , а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией» утверждено Положение о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией (далее – Положение), согласно которому Росстандарт определяет головные организации по стандартизации оборонной продукции, уполномоченные на выполнение работ (оказание услуг) по стандартизации оборонной продукции. Официальное издание и распространение документов по стандартизации оборонной продукции, а также изменений данных документов осуществляется в порядке, установленном основополагающими государственными военными стандартами.

Как следует из раздела III Положения о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 №1567 (далее – Положение №1567), на том же принципе основана и стандартизация оборонной продукции, процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией по государственному оборонному заказу.

Государственный военный стандарт является документом по стандартизации, утвержденным (принятым) федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающим требования к военной продукции, а также процессам и иным объектам стандартизации, связанным с такой продукцией, который распространяется путем предоставления в установленном порядке официальных изданий документов по стандартизации оборонной продукции (подп. «ж» и «ч» п. 2 раздела I Положения №1567).

Информационное обеспечение участников деятельности по стандартизации обороной продукции, распространение указанных документов осуществляется Министерством обороны России и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии посредством издания и распространения сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции (отдельных разделов по отраслевой тематике) и изменений указанного сводного перечня (подп. «л» раздела I и п.34 раздела VII Положения №1567).

Порядок информационного обеспечения и распространения документов по стандартизации оборонной продукции установлен ГОСТ

Приказом Федерального агентства техническому регулированию и метрологии от 05.03.2020 №479 «Об определении головных организаций по стандартизации оборонной продукции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии» ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» определено головной организацией по стандартизации оборонной продукции с закреплением за ним следующих объектов стандартизации в соответствии с классификатором стандартов на оборонную продукцию: Общетехнические и организационно-методические системы и комплекс стандартов (группа 00, кроме классов 0001, 0008, 0009, 0015, 0020, 0022, 0024, 0027, 0028, 0029, 0030, 0033, 0034, 0045, 0046),Терминология (стандарты, словари) (группа 01, только класс 0100, 0122, 0131, 0134, 0136, 0140, 0151, 0152), Метод обработки, формообразования, сборки и контроля (группа 02, только классы 0222, 0231, 0234, 0236, 0249, 0251, 0252).

Таким образом, Росстандарт уполномочил ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» в соответствии с Положением на выполнение работ (оказание услуг) по стандартизации оборонной продукции в качестве головной организации Росстандарта.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» осуществляет деятельность, связанную со сведениями, составляющими государственную , на основании соответствующих лицензий: серии ГТ от ДД.ММ.ГГГГ – на право осуществления мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной 4 отделу 23 Военного представительства Минобороны России (срок действия до ДД.ММ.ГГГГ) и серии ГТ от ДД.ММ.ГГГГ – на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную (срок действия до ДД.ММ.ГГГГ).

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» осуществляет распространение документов по стандартизации оборонной продукции в соответствии с ГОСТ

ГОСТ входит в фонд документов по стандартизации оборонной продукции, который является государственным информационным ресурсом. ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» согласно Положения предоставляет в установленном порядке информацию о таком документе, его копии, включая издание и распространение.

При этом проведенная прокуратурой города проверка показала, что ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»разрешение на распространение данного документа интернет-сайту не выдавалось.

Ввиду этого страница интернет-сайта содержит информацию, запрещенную к размещению законодательством Российской Федерации без разрешения Госстандарта России

Статьей 13.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч.1 ст.14.33 КоАП РФ.

Результаты проведенной прокуратурой города проверки свидетельствуют также о том, что информация, содержащаяся в ссылке , распространение которой запрещено в силу требований вышеуказанного законодательства, находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц.

В связи с чем, указанная информация подлежит признанию запрещённой к распространению на территории РФ.

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту – Закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничения при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст.15 Закона №149-ФЗ).

Согласно ст.4 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой Информации» не допускается использование средств массовой информации, в том числе, в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

Перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации об организациях, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.

При таких обстоятельствах имеются все основания для признания информации, размещенной в сети «Интернет» на сайте , запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В силу п.2 ч.5 ст.15.1 Закона №149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п. 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.10.2012№1101, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра.

Исполнение Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций данного полномочия предусмотрено также пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 №228.

В целях восстановления нарушенных прав граждан, Российской Федерации и во исполнение действующего законодательства, доступ к странице по адресу: , на которой размещен следует ограничить.

Положениями действующего законодательства не предусмотрен досудебный порядок признания информации, размещенной на обозначенном сайте сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, что исключает возможность выбора иного способа защиты нарушенных прав, кроме как обращение в суд с заявлением о признании информации запрещенной к распространению.

Поскольку по делам данной категории юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения запрещенной информации на сайте в сети «Интернет», то установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: , содержащую текст ., запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора города Моршанска в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: , содержащую ., запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Копию настоящего решения направить для исполнения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области для включения указателя сайта с URL адресом: , в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Моршанский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме

Решение составлено судом в окончательной форме: ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Т.Е. Акимушкина