ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-780/2022 от 10.06.2022 Семилукского районного суда (Воронежская область)

Дело № 2а-780/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Семилуки 10 июня 2022 г.

Семилукский районный суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Енина М.С.,

при секретаре Щеблыкиной О.Н.,

с участием прокурора Семилукского района Воронежской области Василенко М.М.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску прокурора Семилукского района Воронежской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Нижневедугского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления по непринятию мер к исполнению законодательства в сфере социальной защиты инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Семилукского района Воронежской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Нижневедугского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления по непринятию мер к исполнению законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, в связи с тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Нижневедугского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области законодательства в сфере прав и социальных гарантий инвалидов.

Как установлено проверкой, со стороны органов местного самоуправления на автомобильной стоянке автотранспортных средств, расположенной по адресу: <...>, общая вместимость которой составляет 10 парковочных мест, места для парковки автотранспортных средств инвалидов – не выделены. На момент проверки на поверхности покрытия стоянки специальная разметка с обозначением места парковки инвалида в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 отсутствовала, знаком на вертикальной поверхности (стене, столбе, стойке и т.п.) не продублирована.

На аналогичные нарушения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов указывалось в представлении прокурора, ранее внесенном в адрес руководства администрации муниципального образования.

Однако, результаты повторной проверки показали, что выявленные ранее нарушения продолжают иметь место, что свидетельствует о бездействии администрации муниципального образования в данной сфере правоотношений. Вследствие данных обстоятельств нарушаются гарантированные государством права лиц с ограниченными возможностями (круг которых неопределен), что является недопустимым.

Просит признать незаконным бездействие органов местного самоуправления Нижневедугского сельского поселения (администрации поселения) по непринятию мер к исполнению законодательства в сфере социальной защиты инвалидов; обязать администрацию Нижневедугского сельского поселения выделить не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на автомобильной стоянке автотранспортных средств, расположенной по адресу: <...>, в соответствии с требованиями ГОСТа.

В судебном заседании помощник прокурора Василенко М.М. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика администрации Нижневедугского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области о дате и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, однако в судебное заседание не явился. В своём письменном заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие, административные исковые требования признал в полном объеме.

В соответствии со ст. 46 КАС РФ суд принимает признание иска административным ответчиком, так как это не противоречит закону, и не нарушает прав и охраняемых законом интересов иных лиц.

Прокурор не возражает против принятия признания иска административным ответчиком судом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, явка которого не является обязательной в силу закона, и не признана таковой судом.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований предусмотрено статьей 45 ГПК РФ, вытекает из полномочий прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов и надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленных Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Нижневедугского сельского поселения законодательства в сфере прав и социальных гарантий инвалидов.

Как установлено проверкой, на автомобильной стоянке автотранспортных средств, расположенной по адресу: <...>, общая вместимость которой составляет 10 парковочных мест, места для парковки автотранспортных средств инвалидов не выделены. На момент проверки на поверхности покрытия стоянки специальная разметка с обозначением места парковки инвалида в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 отсутствовала, знаком на вертикальной поверхности (стене, столбе, стойке и т.п.) не продублирована.

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» обеспечивает инвалидам равные с другими гражданами возможности в реализации принадлежащих им прав и свобод. Права каждого человека независимо от его личных качеств, физических данных или социального статуса являются равными. Инвалиды, возможности которых в той или иной степени являются ограниченными, нуждаются в социальной защите больше, нежели иные категории граждан.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 181-ФЗ, социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

Аналогичные нормы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур закреплены статьей 5 Закона Воронежской области от 17.12.2012 № 172-03 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в Воронежской области».

Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», которая предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Согласно части 9 статьи 15 Закона на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки автотранспортных средств бесплатно.

Выделяемые места должны обозначаться знаками, принятыми ГОСТ Р 52289-2019 и ПДД на поверхности покрытия стоянки и продублированы знаком на вертикальной поверхности (стене, столбе, стойке и т.п.) в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019.

Вместе с тем, в нарушение указанных требований, на момент проверки на поверхности покрытия стоянки специальная разметка с обозначением места парковки инвалида в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 отсутствовала, знаком на вертикальной поверхности (стене, столбе, стойке и т.п.) не продублирована.

На аналогичные нарушения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов указывалось в представлении прокурора, ранее внесенном в адрес руководства администрации муниципального образования. Однако, результаты повторной проверки показали, что выявленные ранее нарушения продолжают иметь место, что свидетельствует о бездействии администрации муниципального образования в данной сфере правоотношений.

Вследствие данных обстоятельств нарушаются гарантированные государством права лиц с ограниченными возможностями (круг которых не определен), что является недопустимым.

С учетом изложенного суд находит требования прокурора района обоснованными и подлежащими удовлетворению. Обращение прокурора в суд с данным административным исковым заявлением согласно ст. ст. 39, 218 КАС правомерно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС, суд,

РЕШИЛ:

административный иск прокурора Семилукского района Воронежской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Нижневедугского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления по непринятию мер к исполнению законодательства в сфере социальной защиты инвалидов - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие органов местного самоуправления Нижневедугского сельского поселения (администрации поселения) Семилукского муниципального района Воронежской области по непринятию мер к исполнению законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.

Обязать администрацию Нижневедугского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области выделить не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на автомобильной стоянке автотранспортных средств, расположенной по адресу: <...>, в соответствии с требованиями ГОСТа.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда в апелляционном порядке, через суд, принявший решение, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.С. Енин

Решение в окончательной форме изготовлено 20 июня 2022 г.