ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-780/2023 от 27.12.2023 Лямбирского районного суда (Республика Мордовия)

Дело №2а-780/2023

УИД 13RS0017-01-2023-001171-31

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Лямбирь 27 декабря 2023 г.

Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Куманевой О.А.,

с участием в деле:

административного истца – прокурора Лямбирского района Республики Мордовия,

административного ответчика – Администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Лямбирского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» муниципальных правовых актов органа местного самоуправления, возложении обязанности разместить на официальном сайте в сети «Интернет» муниципальные правовые акты администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия,

установил:

Прокурор Лямбирского района Республики Мордовия, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Лямбирского района проведена проверка исполнения администрацией Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия требований к организации доступа к информации о деятельности, в том числе путем размещения на официальном сайте в сети «Интернет» муниципальных правовых актов.

Установлено, что у администрации имеется официальный сайт в сети «Интернет» с адресом https://lyambir-rm.ru/vill/view/225.

Проверкой установлено, что в ноябре текущего года администрацией Атемарского сельского поселения приняты следующие муниципальные правовые акты:

- постановление от 01.11.2023 № 176 «О внесении изменений в постановление Администрации Атемарского сельского поселения от 11 мая 2023г. №43 «Об утверждении муниципальной программы «Повышение безопасности дорожного движения на территории Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района на 2023-2025 годы»»;

- постановление от 10.11.2023 № 269/1 «Об утверждении Перечня и кодов целевых статей расходов бюджета Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия на 2024 годи на плановый период 2025 и 2026 годов»;

- постановление от 10.11.2023 № 269/2 «Об основных направлениях долговой политики Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия на 2024год и на плановый период 2025 и 2026 годов»;

- постановление от 10.11.2023 № 269 «О прогнозе социально-экономического развития Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района на 2024 год и основных параметрах прогноза на период 2025-2026 годов»;

- постановление от 14.11.2023 № 270 «О внесении изменений в постановление администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 28 декабря 2022 года № 147 «Об утверждении Перечня и кодов целевых статей расходов бюджета Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

В нарушение требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления на официальном сайте администрации в сети «Интернет» указанные постановления администрации Атемарского сельского поселения не размещены.

Прокурор указывает, что игнорирование норм указанного законодательства противоречит государственным принципам в сфере систематизации нормативных правовых актов органов местного самоуправления, является нарушением Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и является недопустимым.

По указанным основаниям, прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» постановлений администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, и обязать администрацию Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия разместить на официальном сайте в сети «Интернет» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу вышеуказанные постановления администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (л.д. 1-2).

В судебное заседание административный истец – прокурор Лямбирского района не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в порядке упрощенного производства.

Представитель административного ответчика - администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства указанное лицо извещено своевременно и надлежащим образом, при этом Глава администрации Щулепов С.А. представил суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, указав, что исковые требования прокурора признает в полном объеме.

Согласно части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации), если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.

На основании указанных норм дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола, поскольку в судебное заседание не явились лица, участвующие в деле, и их явка не является обязательной и не признана судом обязательной.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 4 статьи 218 КАС Российской Федерации в случаях, предусмотренных КАС Российской Федерации, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Лямбирского района Республики Мордовия проведена проверка исполнения администрацией Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия требований к организации доступа к информации о деятельности, в том числе путем размещения на официальном сайте в сети «Интернет» муниципальных правовых актов.

По результатам данной проверки установлено, что в нарушение требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления на официальном сайте администрации в сети «Интернет» с адресом https://lyambir-rm.ru/vill/view/225 не размещены следующие муниципальные правовые акты администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия:

- постановление от 01.11.2023 № 176 «О внесении изменений в постановление Администрации Атемарского сельского поселения от 11 мая 2023г. №43 «Об утверждении муниципальной программы «Повышение безопасности дорожного движения на территории Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района на 2023-2025 годы»»;

- постановление от 10.11.2023 № 269/1 «Об утверждении Перечня и кодов целевых статей расходов бюджета Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия на 2024 годи на плановый период 2025 и 2026 годов»;

- постановление от 10.11.2023 № 269/2 «Об основных направлениях долговой политики Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия на 2024год и на плановый период 2025 и 2026 годов»;

- постановление от 10.11.2023 № 269 «О прогнозе социально-экономического развития Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района на 2024 год и основных параметрах прогноза на период 2025-2026 годов»;

- постановление от 14.11.2023 № 270 «О внесении изменений в постановление администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 28 декабря 2022 года № 147 «Об утверждении Перечня и кодов целевых статей расходов бюджета Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (л.д. 3,4).

Согласно статье 9 Федерального закона N 8-ФЗ от 09.02.2009 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих органов местного самоуправления. Организация доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления осуществляется с учетом требований настоящего Федерального закона в порядке, установленном органами местного самоуправления в пределах своих полномочий.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами на официальных сайтах, в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит: 1) общую информацию об органе местного самоуправления, в том числе: а) наименование и структуру органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб органа местного самоуправления; б) сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; в) перечень территориальных органов (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб указанных органов и представительств; г) перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций, информацию об официальных сайтах и официальных страницах подведомственных организаций (при наличии) с электронными адресами официальных сайтов и указателями данных страниц в сети "Интернет"; д) сведения о руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них); е) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления, подведомственных организаций; ж) сведения о средствах массовой информации, органом местного самоуправления (при наличии); з) информацию об официальных страницах органа местного самоуправления (при наличии) с указателями данных страниц в сети "Интернет"; и) информацию о проводимых органом местного самоуправления или подведомственными организациями опросах и иных мероприятиях, связанных с выявлением мнения граждан (физических лиц), материалы по вопросам, которые выносятся государственным органом, органом местного самоуправления на публичное слушание и (или) общественное обсуждение, и результаты публичных слушаний или общественных обсуждений, а также информацию о способах направления гражданами (физическими лицами) своих предложений в электронной форме; к) информацию о проводимых органом местного самоуправления публичных слушаниях и общественных обсуждениях с использованием Единого портала; 2) информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе: а) муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; б) тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; в) информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; г) административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг; д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами; е) порядок обжалования муниципальных правовых актов; 3) информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления; 4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; 5) информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях; 6) тексты и (или) видеозаписи официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления; 7) статистическую информацию о деятельности органа местного самоуправления, в том числе: а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления; б) сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; 8) информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе: а) порядок поступления граждан на муниципальную службу; б) сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы; д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления; 9) информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе: а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

В силу статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления является одним из основных принципов противодействия коррупции.

В соответствии со статьями 1, 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" принятие мер по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), отнесено к одним из основных направлений деятельности органов местного самоуправления по повышению эффективности противодействия коррупции.

Из материалов дела следует, что в нарушение требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления на официальном сайте администрации в сети «Интернет» вышеприведенные постановления администрации Атемарского сельского поселения не размещены.

Между тем, прокурором обоснованно указано, что бездействие администрации Атемарского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» муниципальных правовых актов администрации Атемарского сельского поселения, противоречит государственным принципам в сфере систематизации нормативных правовых актов органов местного самоуправления, является нарушением Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и является недопустимым.

Таким образом, в связи с неисполнением администрацией Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия вышеуказанных требований по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» постановлений администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, на административного ответчика следует возложить обязанность по размещению указанных муниципальных правовых актов на официальном сайте в сети «Интернет» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные административные исковые требования прокурора Лямбирского района Республики Мордовия к Администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности разместить на официальном сайте в сети «Интернет» постановлений администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Поскольку для выполнения указанной обязанности необходимо время, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда – один месяц с момента вступления решения суда в законную силу, полагая, что данный срок является разумным для исполнения.

В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с административным иском в защиту неопределенного круга лиц, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобожден. Освобожден от уплаты государственной пошлины и административный ответчик на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-180, 227, 291-294.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск прокурора Лямбирского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» муниципальных правовых актов органа местного самоуправления, возложении обязанности разместить на официальном сайте в сети «Интернет» муниципальные правовые акты администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» постановлений администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.

Обязать администрацию Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (ОГРН 1021301063607) разместить на официальном сайте в сети «Интернет» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу следующие постановления администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия:

- постановление от 01.11.2023 № 176 «О внесении изменений в постановление Администрации Атемарского сельского поселения от 11 мая 2023г. №43 «Об утверждении муниципальной программы «Повышение безопасности дорожного движения на территории Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района на 2023-2025 годы»;

- постановление от 10.11.2023 № 269/1 «Об утверждении Перечня и кодов целевых статей расходов бюджета Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия на 2024 годи на плановый период 2025 и 2026 годов»;

- постановление от 10.11.2023 № 269/2 «Об основных направлениях долговой политики Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия на 2024год и на плановый период 2025 и 2026 годов»;

- постановление от 10.11.2023 № 269 «О прогнозе социально-экономического развития Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района на 2024 год и основных параметрах прогноза на период 2025-2026 годов»;

- постановление от 14.11.2023 № 270 «О внесении изменений в постановление администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 28 декабря 2022 года № 147 «Об утверждении Перечня и кодов целевых статей расходов бюджета Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный суд Республики Мордовия через Лямбирский районный суд Республики Мордовия в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья О.А. Куманева