ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-781/2018 от 18.06.2018 Красногорского районного суда г. Каменск-Уральского (Свердловская область)

Дело № 2а-781/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Каменск – Уральский 18 июня 2018 года

Красногорский районный суд г. Каменска - Уральского Свердловской области в составе судьи Мартынюк С.Л.,

при секретаре Горбачевой В.С.,

с участием старшего помощника прокурора Пермяковой Т.И.,

административных истцов ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании бездействия незаконным, признании квалификационных аттестатов кадастрового инженера действующими,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в суд с административным иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании бездействия незаконным, признании квалификационных аттестатов кадастрового инженера действующими.

* года административными истцами сданы квалификационные экзамены на соответствие требований, предъявляемых к кадастровым инженерам, * года административным ответчиком выданы квалификационные аттестаты кадастровых инженеров *, *.

В соответствии с ч. 1 ст.29 ФЗ РФ от 24.07.2007 № 221-фз «О государственном кадастре недвижимости» (по состоянию на * года) административный ответчик должен был направить в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии уведомление о выдаче истцам названных аттестатов.

Согласно ч.3 ст.29 названного закона (в редакции, действовавшей до 01.07.2016) квалификационный аттестат признается действующим со дня внесения сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых инженеров.

В нарушение данных норм уведомление о выдаче квалификационного аттестата инженеров и копии аттестатов направлены Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области только * года и получены Росреестром только * года. Таким образом, сведения об административных истцах, как о кадастровых инженерах, не внесены в государственный реестр до настоящего времени, квалификационные аттестаты являются недействующими.

Бездействие административного ответчика повлекло нарушение прав истцов на профессиональную деятельность кадастровых инженеров.

Просят суд признать незаконным бездействие Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, выразившееся в не направлении в установленные законом сроки в орган кадастрового учета уведомлений о выдаче квалификационных аттестатов и признать действующими по состоянию на * года квалификационные аттестаты, выданные * года Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области.

В судебном заседании административные истцы поддержали заявленные требования.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Старший помощник прокурора Пермякова Т.И. в судебном заседании просила иск удовлетворить.

Заслушав объяснения сторон, прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.

С 01.07.2016 вступил в силу ФЗ РФ от 30.12.2015 № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», которым ст.29 и ст.30 Закона утратили силу.

С * года кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

С * года государственный реестр кадастровых инженеров стал носить информационный характер.

С * года у Росреестра отсутствуют правовые основания для внесения в ГРКИ сведений о выдаче квалификационного аттестата.

* года административными истцами сданы квалификационные экзамены на соответствие требований, предъявляемых к кадастровым инженерам, * года административным ответчиком выданы квалификационные аттестаты кадастровых инженеров *, * (л.д. 8,9).

Уведомление о выдаче квалификационного аттестата инженеров и копии аттестатов направлены Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области только * года и получены Росреестром только * года, что исключало внесение соответствующих сведений в ГРКИ.

В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.

В силу ч.1 ст.1 КАС РФ в порядке административного судопроизводства рассматриваются дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Как разъяснено в п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В силу п.3 ч.1 ст.124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие (ч.5 ст.38 КАС РФ).

Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как разъяснено в п.61 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

По состоянию на * года на территории РФ действовала редакция Федерального Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», содержащая следующие нормы, посвященные профессиональной деятельности кадастрового инженера.

Кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (далее - квалификационный аттестат) (ч.1 ст.29).

Квалификационные аттестаты выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицам, прошедшим аттестацию на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам. Квалификационный аттестат выдается без ограничения срока, территории его действия и является документом единого федерального образца. При этом квалификационный аттестат признается действующим со дня внесения сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых инженеров в соответствии с установленными статьей 30 настоящего Федерального закона правилами (ч.3 ст.29).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший квалификационный аттестат, направляет в орган кадастрового учета уведомление о выдаче данного квалификационного аттестата, содержащее указанные в пунктах 1 - 5 части 2 статьи 30 настоящего Федерального закона сведения, и копию данного квалификационного аттестата в срок не более чем один рабочий день со дня выдачи данного квалификационного аттестата (ч.4 ст.29).

В силу ч.1 ст.30 закона государственный реестр кадастровых инженеров ведется органом кадастрового учета.

Орган кадастрового учета в срок не более чем два рабочих дня со дня получения уведомления, предусмотренного частью 4 статьи 29 настоящего Федерального закона, вносит в государственный реестр кадастровых инженеров сведения об указанном в таком уведомлении кадастровом инженере (ч.3 ст.30).

Согласно п.2 Приказа Минэкономразвития от 20.09.2010 № 444 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра кадастровых инженеров и порядка предоставления сведений о кадастровом инженере, содержащихся в государственном реестре кадастровых инженеров» реестр ведется центральным аппаратом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на электронных носителях.

В силу п.16 Приказа уведомление о выдаче квалификационного аттестата может представляться в орган кадастрового учета на бумажном носителе при личном обращении или посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении либо с использованием сетей связи общего пользования в форме электронных документов, подписанных ЭЦП с использованием средств ЭЦП, сертифицированных в соответствии с законодательством Российской Федерации и совместимых со средствами ЭЦП, применяемыми органом кадастрового учета.

Федеральным законом от 30.12.2015 № 452-ФЗ внесены изменения в ст.29 и ст.30 ФЗ РФ 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»; данные изменения вступили в силу с 01.07.2016.

Согласно актуальной редакции закона кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Обязательным условием принятия физического лица в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров является сдача теоретического экзамена, подтверждающего наличие профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности (далее - экзамен); проведение экзамена в целях подтверждения наличия у претендента профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности, организуется национальным объединением.

При этом требование о сдаче теоретического экзамена не применяется к лицам, имевшим на день вступления в силу указанного Федерального закона действующие квалификационные аттестаты кадастрового инженера (ч.6 ст.4 ФЗ РФ от 30.12.2015 № 452-ФЗ

Согласно ч.4 ст.4 ФЗ РФ от 30.12.2015 № 452-ФЗ кадастровые инженеры осуществляют кадастровую деятельность в установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона) порядке с 1 июля 2016 года. При этом до 1 декабря 2016 года кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, имевшие на день вступления в силу настоящего Федерального закона действующие квалификационные аттестаты кадастрового инженера.

Согласно приведенных норм, административный ответчик в силу закона был обязан направить в Росреестр РФ уведомление о выдаче истцам квалификационных аттестатов в срок не более, чем один рабочий день, а Росреестр соответственно в срок не более чем два рабочих дня со дня получения данного уведомления - внести сведения в государственный реестр кадастровых инженеров.

При надлежащем выполнении уполномоченными органами исполнительной власти требований закона правовой статус истцов позволил бы ему осуществлять до 1 декабря 2016 года кадастровую деятельность на основании действующего квалификационного аттестата кадастрового инженера, а также освобождал бы его от сдачи теоретического экзамена, подтверждающего наличие профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности.

Изложенное бесспорно свидетельствует о том, что права истцов нарушены по вине административного ответчика.

В силу п.2 ст.3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Анализируя исследованные доказательства в совокупности, с целью восстановления нарушенного права истцов на осуществление профессиональной деятельности суд находит настоящий административный иск подлежащим удовлетворению.

Также, суд учитывает, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1 ст.219 КАС РФ).

Судом установлено, что о нарушении своего права истцам стало известно из ответа Прокуратуры Свердловской области * года (л.д.10).

С учетом изложенного, суд находит, что настоящее административное исковое заявление было подано в суд в пределах установленного законом срока (* года).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании бездействия незаконным, признании квалификационных аттестатов кадастрового инженера действующими удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, выразившееся в не направлении в установленные законом сроки в орган кадастрового учета уведомлений о выдаче квалификационных аттестатов: *, выданного * года Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области на имя ФИО2, его копию, *, выданного * года Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области на имя ФИО1, его копию.

Признать действующим по состоянию на * года квалификационный аттестат *, выданный * года Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области на имя ФИО2

Признать действующим по состоянию на * года квалификационный аттестат *, выданный * года Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области на имя ФИО1

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Красногорский районный суд г. Каменска – Уральского Свердловской области.

Мотивированное решение вынесено 20 июня 2018 года.

Судья: С.Л.Мартынюк