ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-781/2021 от 30.09.2021 Баргузинского районного суда (Республика Бурятия)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации
30 сентября 2021 года с.Баргузин


Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Ласкиной М.М.,

при помощнике судьи Лебедевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Баргузинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Баргузинское» о понуждении создать муниципальный маневренный фонд,

УСТАНОВИЛ:


И.о. прокурора Баргузинского района Республики Бурятия обратился в суд с учетом уточнения с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения «Баргузинское» о понуждении создать муниципальный маневренный фонд, а именно, просит суд: - признать бездействие администрации сельского поселения «Баргузинское» (далее администрации СП «Баргузинское»), выразившееся в непринятии мер по созданию маневренного фонда сельского поселения, незаконным. Понудить администрацию СП «Баргузинское» осуществить свои полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, в соответствие с жилищным законодательством, путем создания на территории муниципального образования СП «Баргузинское» муниципального жилищного фонда в количестве, необходимом для обеспечение жильем лиц, проживающих в многоквартирном <адрес> А, расположенном по адресу: <адрес>, исходя из расчета шесть квадратных метров на человека, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Основания административных исковых требований сводятся к следующему. Прокуратурой Баргузинского района проведена проверка исполнения жилищного законодательства и установил, что на территории МО СП «Баргузинское» отсутствует муниципальный маневренный жилищный фонд, между тем, вопрос нуждаемости в муниципальном маневренном жилищном фонде имеет актуальный вопрос. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ-р администрации СП «Баргузинское» признан аварийным многоквартирный <адрес> А, расположенный по адресу: <адрес>, подлежащих расселению граждан составило 12 человек, срок расселения указанных граждан установлен до ДД.ММ.ГГГГ, срок для реконструкции многоквартирного дома до ДД.ММ.ГГГГ. Вышеуказанные обстоятельства также подтверждаются письмом администрации СП «Баргузинское» от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Баргузинского района Республики Бурятия Макшанцев Д.А., действующий на основании доверенности административное исковое заявление с учетом уточнения поддержал в полном объеме.

В судебном заседании и.о. руководителя администрации МО СП «Баргузинское» Огибалов Н.А. действующий на основании приказа МКУ администрации СП «Баргузинское» МО «Баргузинский район» Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление признал, действительно маневренного жилищного фонда в МО СП «Баргузинское» не имеется.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя административного истца и административного ответчика суд установил следующее.

В соответствии с частью 1 статьи1Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищногофондаи использования жилых помещений по назначению.

Исходя из положений пунктов 6, 7, 8, 9 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся вмуниципальнойсобственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищногофонда,созданиеусловий для жилищного строительства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

При этом в соответствии с частью 2 статьи19Жилищного кодекса Российской Федерациимуниципальныйжилищныйфондпредставляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственностимуниципальнымобразованиям.
Согласно пунктов 1, 9 статьи14Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учетмуниципальногожилищногофондаи осуществление контроля над его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещениймуниципальногоспециализированного жилищногофонда.

Вмуниципальной собственности находится маневренный жилищный фонд, предназначенный: для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством (статья93Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из дела видно, что прокуратурой проведена проверка жилищного законодательства в частисозданияманевренногофондана территории сельского поселения «Баргузинское», в ходе которой установлено, чтоманевренныйфонддля переселения граждан несоздан. Отсутствиеманевренногофондана территории сельского поселения «Баргузинское», подтверждается материалами дела.

Так, из письменных объяснений и.о. руководителя администрации МО СП «Баргузинское» следует, чтоманевренныйфонднесоздан. Аналогичная информация суду представлена и административным ответчиком.

Отсутствиеманевренногожилищногофондана территории МО СП «Баргузинское» создаетугрозу нарушения прав граждан, там проживающих, и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения.

Так распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ-р администрации СП «Баргузинское» признан аварийным многоквартирный <адрес> А, расположенный по адресу: <адрес>, подлежащих расселению граждан составило 12 человек, срок расселения указанных граждан установлен до ДД.ММ.ГГГГ, срок для реконструкции многоквартирного дома до ДД.ММ.ГГГГ. Вышеуказанные обстоятельства также подтверждаются письмом администрации СП «Баргузинское» от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая указанные обстоятельства и требования закона суд приходит к выводу о том, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающееся всозданиина территории МО СП «Баргузинское» специализированногоманевренногожилогофонда, состоящего из конкретных жилых помещений (помещения).

Статья 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в совокупности с иными вышеприведенными нормами, обосновывает вывод о необходимости возложения обязанности по созданию маневренногожилищногофондана Администрацию МО СП «Баргузинское».

Выполнение МО СП «Баргузинское» обязанности по созданию маневренного жилищногофонда, прямо предусмотрено законом, и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в то числе нуждаемости и необходимости.

Суд приходит к выводу о бездействии ответчика, выразившегося в отсутствииманевренногофонда, поскольку обязанность по созданию маневренного жилищногофондазаконом не поставлена под условие реальной нуждаемости и необходимостисозданияв каждоммуниципальномобразованииманевренногофонда, а отсутствие надлежащего финансирования не освобождает ответчика от исполнения возложенной на нее Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанности посозданию маневренного жилищногофондаи не может служить основанием для отказа гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

С учетом изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Как закреплено в ст.187 КАС РФрешение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
При решении вопроса об установлении срока исполнения настоящего решения суд учитывает, что проведение указанных мероприятий потребует финансовых затрат, а также соблюдение требований законодательства о бюджетных закупках.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется, поскольку исполнение судебного решения, по смыслу части 1 статьи46 КонституцииРоссийской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты.

Установление срока исполнения решения суда без учета особенностей порядка формирования статей бюджета, особенностей института государственного заказа по существу можно расценивать как вмешательство в деятельность органа местного самоуправления по осуществлению установленных полномочий.

При этом, само по себе, удовлетворение заявленных прокурором требований не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку направлено напонуждениев судебном порядке, исполнить возложенные на него законом обязанности.

С учетом изложенных положений законодательства и установленных судом обстоятельств дела, суд устанавливает срок для исполнения настоящего решения путем создания на территории муниципального образования СП «Баргузинское» муниципального жилищного фонда в количестве, необходимом для обеспечение жильем лиц, проживающих в многоквартирном <адрес> А, расположенном по адресу: <адрес>, исходя из расчета шесть квадратных метров на человека, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Истец, ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд


РЕШИЛ:


Удовлетворить административные исковые требования прокурора <адрес> Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Баргузинское» о понуждении создать муниципальный маневренный фонд.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Баргузинское» выразившееся в непринятии мер по созданию маневренного фонда сельского поселения.

Понудить администрацию СП «Баргузинское» осуществить свои полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, в соответствие с жилищным законодательством, путем создания на территории муниципального образования СП «Баргузинское» муниципального жилищного фонда в количестве, необходимом для обеспечение жильем лиц, проживающих в многоквартирном <адрес> А, расположенном по адресу: <адрес>, исходя из расчета шесть квадратных метров на человека, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Направить исполнительный документ в Баргузинский РОСП УФССП России по <адрес> для принудительного исполнения.

Решение может быть обжаловано (опротестовано) в судебную коллегию по административным делам Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Баргузинский районный суд Республики Бурятия.


Судья: М.М.Ласкина