Дело № 2а-781/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Никулина М.О.,
при секретаре Филипповой У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте
16 февраля 2022 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 на незаконные действия должностных лиц администрации ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми с выплатой денежной компенсации,
установил:
ФИО4 обратился с иском к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми о признании действий (бездействия) незаконными и взыскании компенсации в размере 300000руб. за незаконные действия (бездействие).
Мотивируя иск, указал, что <...> г., находясь в отряде .... исправительного учреждения, обратился с заявлением к начальнику ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми об отправке корреспонденции в адрес УФСИН России по .... за счет средств исправительного учреждения в связи с отсутствием денежных средств на своём лицевом счете. <...> г. корреспонденция возвращена ФИО4 с указанием о необходимости отправки за счёт денежных средств осуждённого. Истец полагает, что данными действиями (бездействием) затруднен доступ к реализации прав на своевременное и беспрепятственное обращение за защитой своих прав, нарушены положения статей 13, 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Определением суда от <...> г. участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, начальник ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике ФИО2 А.Е., начальник ОВРсО исправительного учреждения ФИО3, ФСИН России.
Административный истец извещен о судебном заседании, отбывает уголовное наказание.
Административные ответчики: исправительное учреждение, начальник учреждения, начальник отряда отдела по воспитательной работе, ФСИН России в судебное заседание представителей не направили и отношение к заявленным требованиям не выразили.
Согласно статье 150 КАС РФ суд не усмотрел безусловных препятствий к разрешению дела в отсутствие не явившихся лиц. Ходатайство административного истца о проведении судебного заседания посредством видеоконференц-связи было удовлетворено, однако, в связи с занятостью оборудованного комплекса в исправительном учреждении иным судом участие административного истца посредством видеоконференц-связи не представилось возможным.
Административный истец довел до суда свои требования в административном иске, также участвовал в судебном заседании посредством видеоконференц-связи <...> г., после состоявшегося судебного заседания предмет и основание административного иска оставил неизменными, соответственно, лишенному свободы лицу была обеспечена возможность реализации его процессуальных прав, закрепленных статьей 45 КАС РФ.
С учетом срока рассмотрения дела и отсутствия технической возможности, суд не усмотрел оснований для отложения судебного заседания либо объявления перерыва.
Выслушав представителя исправительного учреждения, исследовав материалы, суд приходит к следующему.
ФИО4 отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми.
<...> г. ФИО4 обратился к начальнику отряда по воспитательной работе ФИО3 с ходатайством об отправке корреспонденции, адресованной начальнику УФСИН России по ...., за счёт средств исправительного учреждения.
Вышеуказанная корреспонденция в канцелярию исправительного учреждения не поступала на регистрацию.
Корреспонденция возращена должностным лицом ФИО4 ввиду того, что обращение в УФСИН России по .... подлежит отправке за счёт отправителя.
По данному факту комиссией ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми проведена служебная проверка и установлены нарушения, выразившиеся в незаконном отказе в принятии обращения осужденного от <...> г..
<...> г. обращение ФИО4 направлено за его счет в УФСИН России по .... (исх. 12/р-111), также <...> г. корреспонденция ФИО4 в закрытом виде направлена в адрес УФСИН России по .... за счёт средств исправительного учреждения.
Согласно статье 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года
№ 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу части 4 статьи 12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), органы государственной власти.
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года
№ 1314 (далее - Положение), установлено, что Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5 Положения).
В пункте 1 Положения об УФСИН России по .... (приложение ....), утвержденного приказом ФСИН России от <...> г.
...., указано, что Управление Федеральной службы исполнения наказаний по .... является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний.
В соответствии со статьёй 5 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в уголовно-исполнительную систему входят: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган уголовно-исполнительной системы); также могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации.
Следовательно, территориальный орган уголовно-исполнительной системы по субъекту является вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы по отношению к исправительным учреждениям, находящимся в пределах территории субъекта.
ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми не подчиняется УФСИН России по ...., поскольку территориальный орган и исправительное учреждение располагаются в разных субъектах.
В тоже время, из положений Уголовно-исполнительного кодекса РФ и Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, регламентирующих порядок осуществления осужденными переписки, не следует, что предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, могут быть адресованы исключительно в вышестоящий орган уголовно-исполнительной системы субъекта, на территории которого отбывает наказание осужденный, либо в ФСИН России.
С 2010 года реализовывается Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р (действующая в период возникших правоотношений), в подразделе 4 раздела III, которой предусматривается обеспечение права осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на беспрепятственное направление обращений.
Финансирование мероприятий, предусмотренных Концепцией, предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на указанные цели.
Приняв во внимание цели и задачи Концепции с нормативным регулированием вопроса, суд считает, что норма, предоставляющая осужденному право направлять обращения за счет исправительного учреждения, подлежит применению также при направлении отправлений в территориальные федеральные органы исполнительной власти, поскольку последние составляют систему федеральных органов.
Статьёй 15 УИК РФ предусмотрено, что осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса (часть 1).
Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части 4 статьи 12 УИК РФ, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания (часть 3 статьи 15 УИК РФ).
Подобные почтовые отправления не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней) передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. О принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации исправительного учреждения с указанием даты передачи жалобы представителю исправительного учреждения (пункт 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295).
При отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств, указанные предложения, заявления, и жалобы отправляются за счет ИУ (за исключением направляемых в форме телеграмм) (абзац 3 пункта 58 Правил).
Сведений о том, что на лицевом счете ФИО4 имелись денежные средства на <...> г. для отправки корреспонденции, стороной административного ответчика не представлено. В связи с чем суд исходит из того, что на дату передачи отправляемой корреспонденции у ФИО1 не имелось денежных средств на его лицевом счете.
В силу статьи 226 КАС РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным, необходимо установить его несоответствие требованиям законодательства и нарушение прав и законных интересов административного истца.
Исходя из вышеизложенного, действия (бездействие) должностных лиц ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, отказавших в направлении корреспонденции осужденного ФИО4 в адрес УФСИН России по ...., за счет исправительного учреждения, является незаконным, а требование ФИО4 в этой части подлежащим удовлетворению.
Направление в дальнейшем корреспонденции <...> г. и <...> г. в УФСИН по .... не свидетельствует о законных действиях административных ответчиков по отказу <...> г. в направлении корреспонденции адресату за счет ИУ и возврату обращения административному истцу.
В силу статьи 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на обращение в государственные органы (статья 33 Конституции Российской Федерации, статья 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», часть 4 статьи 12, статья 15 УИК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Разрешая вопрос о взыскании денежной компенсации суд учитывает то, что ФИО4 после возврата его обращения <...> г. повторно обратился к сотрудникам исправительного учреждения и направил обращение в открытом виде <...> г. за свой счёт, в дальнейшем <...> г. за счет средств исправительного учреждения в УФСИН России по .... в закрытом виде. При этом административным истцом не заявлены доводы, подлежащие проверке судом и указывающие на неблагоприятные последствия для осужденного в связи с возвратом обращения.
Само по себе несоблюдение установленного порядка принятия обращения <...> г., несмотря на отсутствие доказательств наступления негативных последствий для административного истца в виде создания препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, при условии, что в дальнейшем обращение принято и направлено, уже свидетельствует о наличии оснований для взыскания денежной компенсации.
Определяя размер денежной компенсации, суд принял во внимание характер допущенных административными ответчиками нарушения в отношении лица, находящегося в условиях пенитенциарной системы, перенесенные в связи с ним переживания истца, его индивидуальные особенности и, исходя из принципов разумности и справедливости, определяет ко взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО4 1000руб.
Поскольку по административному иску о компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении от имени Российской Федерации в суде выступает непосредственно Федеральная служба исполнения наказания России, как главный распорядитель бюджетных средств, в иске к остальным административным ответчикам следует отказать.
Руководствуясь статьями 219, 227.1 КАС РФ,
решил:
Удовлетворить частично административный иск ФИО4.
Признать незаконным и нарушающим права ФИО4 действия (бездействие) должностных лиц ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в не отправлении корреспонденции, переданной <...> г. и адресованной в УФСИН России по ...., за счет средств ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО4 компенсацию в размере 1000руб.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Оставить без удовлетворения в остальной части административное исковое заявление ФИО4 к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, начальнику ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике ФИО2 Евгеньевичу, начальнику ОВРсО исправительного учреждения ФИО3, ФСИН России.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий-
Мотивированное решение составлено 1 марта 2022 года.
Судья- М.О. Никулин