ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-782/18 от 29.11.2018 Алексеевского районного суда (Белгородская область)

Дело № 2а-782/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Алексеевский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Е.Н.,

при секретаре Сальниковой М.С.,

с участием представителя административного истца Управления социальной защиты населения администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области –Собина И.Н., действующей на основании доверенности, представителя административного ответчика Управления Федерального казначейства по Белгородской области – Клименко И.А., действующего на основании доверенности, представителя заинтересованного лица Управления социальной защиты населения Белгородской области – Роенко А.Н., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления социальной защиты населения администрации муниципального района «Алексеевский район и г.Алексеевка» Белгородской области к Управлению Федерального казначейства по Белгородской области о признании незаконным предписания Управления Федерального казначейства по Белгородской области,

У с т а н о в и л:

17.09.2018 года управлением Федерального казначейства по Белгородской области по результатам проверки использования субвенций, предоставляемых из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению отдельных мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации, бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконур за период с 01.01.2016 года по 31.12.2017 года, проведенной в отношении управления социальной защиты населения администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области было вынесено предписание № 9.

В нарушении под № 5 данного предписания указано, что управлением социальной защиты населения администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области нарушен п. 5 Правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2016 года № 588 «Об утверждении Правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а именно, в 2016 году недоначислено ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 108 получателям денежных средств в размере 651 000, рублей.

По данному нарушению на управление социальной защиты населения администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области возложена обязанность принять меры по приведению в соответствие с действующим законодательством начислений по ежемесячной выплате на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также разработать мероприятия по устранению указанного нарушения.

Административное дело инициировано административным иском Управления социальной защиты населения администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области, которое с предписанием управления Федерального казначейства по Белгородской области № 9 от 19.09.2018 года в части вынесенного нарушения под № 5 не согласно, считает его незаконным и просит признать таковым.

В судебном заседании представитель административного истца требования, изложенные в административном иске поддержал в полном объеме, и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика требования, изложенные в административном иске, не признал, и просил в их удовлетворении отказать полностью.

Представитель заинтересованного лица считает требования административного истца законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам суд считает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

17.09.2018 года управлением Федерального казначейства по Белгородской области по результатам проверки использования субвенций, предоставляемых из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению отдельных мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации, бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконур за период с 01.01.2016 года по 31.12.2017 года, проведенной в отношении управления социальной защиты населения администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области было вынесено предписание № 9.

В нарушении под № 5 данного предписания указано, что управлением социальной защиты населения администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области нарушен п. 5 Правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2016 года № 588 «Об утверждении Правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а именно, в 2016 году недоначислено ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 108 получателям денежных средств в размере 651 000, рублей.

По данному нарушению на управление социальной защиты населения администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области возложена обязанность принять меры по приведению в соответствие с действующим законодательством начислений по ежемесячной выплате на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также разработать мероприятия по устранению указанного нарушения.

Суд считает что № 5 данного предписания не соответствует закону и подлежит признанию незаконным.

Согласно положениям абзаца седьмого части первой статьи 13 и ст. 14 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», матерям либо отцам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет. В силу п. 7 статьи 18 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( в редакции действующей до 30 июня 2016 года), гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения возраста трех лет.

Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской ФЭС, определяется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 года № 439. Правилами предусмотрен заявительный порядок назначения пособия путем подачи гражданином заявления о назначении пособия в организацию по месту работы ( службы) или по месту жительства – в уполномоченный орган социальной защиты населения ( пункт 5).

Статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» внесены изменения в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» вступившие в силу с 01.07.2016 года. Пункт 7 части первой статьи 18 изложен в редакции, предусматривающей ежемесячную выплату на каждого ребенка: до достижения возраста полутора лет- в размере 3000 рублей, в возрасте от полутора до трех лет – в размере 6000 рублей.

Назначение ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и постановлением Правительства РФ от 28 июня 2016 года № 588 «Об утверждении правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», вступившему в законную силу с 1 июля 2016 года (п. 6. данного постановления).

Управлением социальной защиты населения администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области в соответствии с п. 5 правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС вышеуказанная выплата назначалась и выплачивалась одному из родителей (усыновителей, опекунов) с месяца возникновения права на нее (рождение, усыновление ребенка, установление опеки), но не ранее, чем с 1 июля 2016 года. Так как, согласно ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» норма закона, предусматривающая ежемесячную выплату на каждого ребенка, указанную в пункте 7 части первой статьи 18 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» вступает в силу с 1 июля 2016 года.

При этом указанная норма закона и Правила предоставления ежемесячной выплаты – не содержат положений, предусматривающих предоставление этой выплаты за период до вступления в силу статьи 2 Федерального закона № 388-ФЗ, т.е. до 1 июля 2016 года и не распространяют свое действие на правоотношения, возникшие до момента вступления в законную силу постановления Правительства РФ от 28 июня 2016 года № 588 «Об утверждении правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Кроме того, в соответствии с п.1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Согласно п.2 ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Положениями части 2 статьи 8 Федерального закона № 388 –ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2016 года № 588 прямо установлено, что право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет в размере и на условиях, установленных Законом № 1244-1 ( в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 388 – ФЗ), сохраняется только за гражданами, которым такое пособие назначено до 30.06.2016 года.

Исходя из вышеизложенного, на граждан которые обратились с заявлением о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком после 30.06.2016 года, не могут быть применены положения пункта 7 статьи 18 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244 -1 в редакции, действовавшей до 01.07.2016 года.

Поскольку нормами Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Постановлениями Правительства Российской Федерации, регулирующими порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком предусмотрен заявительный порядок получения пособия, началом правоприменительной процедуры является день обращения с заявлением в уполномоченный орган.

Суд считает, что при рассмотрении вопроса о начале периода, с которого может быть осуществлена гражданам ежемесячная выплата на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС необходимо руководствоваться нормами пункта 7 части первой статьи 18 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ), а также положениями Правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, при этом административный истец правильно применял указанные нормы закона (в названной редакции) и вышеназванные Правила, поскольку они не содержат положений, предусматривающих предоставление этой выплаты за период до вступления в силу статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ – до 1 июля 2016 года.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

административный иск Управления социальной защиты населения администрации муниципального района «Алексеевский район и г.Алексеевка» Белгородской области к Управлению Федерального казначейства по Белгородской области о признании незаконным предписания Управления Федерального казначейства по Белгородской области, удовлетворить.

Признать незаконным предписание Управления Федерального казначейства по Белгородской области № 9 от 19.09.2018 года в части вынесенного нарушения под № 5 о несоблюдении п.5 Правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2016 года № 588.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Алексеевский районный суд.

Судья Е.Н.Кузнецова

Мотивированное решение составлено 4 декабря 2018 года.