Дело № 2а-782/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2020 г. г. Балашиха Московской области
Железнодорожный городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Рыбкина М.И.,
при секретаре Морозовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 20 по Московской области о признании решений незаконными, возложении обязанности осуществить возврат переплаты по налогу и пени, произвести сверку расчетов, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 20 по Московской области о признании решений незаконными, возложении обязанности осуществить возврат переплаты по налогу и пени, произвести сверку расчетов, взыскании судебных расходов, указав, что 18 октября 2018 г. административный истец получила от административного ответчика уведомление №, из которого следовало, что задолженность по налогу на имущество физических лиц у нее отсутствует. Уведомление содержало сведения о перерасчете налога на имущество с учетом переплаты за период с 2015 по 2017 годы. Ранее никаких уведомлений от МИФНС России № 20 по Московской области она не получала, и о наличии у нее переплат, указанных в уведомлении от 18 октября 2018 г. №, не знала. По состоянию на 6 марта 2019 г. в электронном сервисе «Личный кабинет налогоплательщика» у административного истца по различным видам налогов отражалась переплата в общей сумме 258 498 руб. 34 коп. Позднее, сумма переплаты изменилась в большую сторону и составила 278 255 руб. 39 коп. 4 сентября 2019 г. административным истцом поданы заявления о возврате излишне перечисленных пени по налогу на имущество физических лиц на сумму 6 625 руб. 61 коп.; налога на имущество физических лиц на сумму 140 011 руб. 87 коп.; земельного налога на сумму 129 736 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц на сумму 42 руб. 84 коп.; пени по транспортному налогу на сумму 718 руб. 67 коп.; пени по земельному налогу на сумму 191 руб. 18 коп. и пени по земельному налогу на сумму 929 руб. 22 коп. По результатам рассмотрения заявлений МИФНС России № 20 по Московской области приняла решения от 6 сентября 2019 г. № об отказе в зачете (возврате) налога (пени) в сумме 6 253 руб. 42 коп. (переплата по пени по налогу на имущество зачтена в части); от 16 сентября 2019 г. № об отказе в зачете (возврате) налога в сумме 95 275 руб. (переплата по налогу на имущество частично возвращена); от 6 сентября 2019 г. № об отказе в зачете (возврате) пени по налогу на имущество в сумме 6 253 руб. 42 коп. Заявления о возврате переплаты по земельному налогу на сумму 129 736 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц на сумму 42 руб. 84 коп.; пени по транспортному налогу на сумму 718 руб. 67 коп. МИФНС России № 20 по Московской области оставила без внимания. Мотивируя отказ, налоговая инспекция ссылается на пропуск налогоплательщиком срока подачи заявления на возврат (зачет) сумм переплаты. Срок, начиная с которого отсчитывается трехлетний период для подачи заявления, инспекция определила, как дату платежа, перечисление которого повлекло за собой переплату, не указав при этом никакой конкретной даты. 16 сентября 2019 г. административный истец обратилась в Управление ФНС России по Московской области с жалобой на решения МИФНС России № 20 об отказе в возврате налога, а также на игнорирование заявлений о возврате переплаты налоговой инспекцией. Жалобы на бездействие в части рассмотрения заявлений удовлетворены, заявления направлены по территориальной принадлежности для осуществления возврата переплат; в удовлетворении жалоб на решения от 6 сентября 2019 г. № и от 16 сентября 2019 г. № вышестоящим налоговым органом 4 и 5 декабря 2019 г. отказано по причине пропуска срока, предусмотренного п. 7 ст. 78 НК РФ. Административный истец не согласна с указанными решениями налогового органа, в связи с чем просит суд признать незаконным и отменить решение от 6 сентября 2019 г. № об отказе в осуществлении зачета (возврата) переплаты пени по налогу на имущество физических лиц по ставке, применимой к объекту налогообложения в границах городского округа Балашиха, и возложить на МИФНС России № 20 по Московской области обязанность осуществить возврат переплаты пени по налогу на имущество физических лиц по ставке, применимой к объекту налогообложения в границах городского округа Балашиха, в сумме 6 253 руб. 42 коп.; признать незаконным и отменить решение от 16 сентября 2019 г. № об отказе в осуществлении зачета (возврата) переплаты по налогу на имущество физических лиц по ставке, применимой к объекту налогообложения в границах городского округа Балашиха, и возложить на МИФНС России № 20 по Московской области обязанность осуществить возврат переплаты по налогу на имущество физических лиц по ставке, применимой к объекту налогообложения в границах городского округа Балашиха, в сумме 95 275 руб.; возложить на МИФНС России № 20 по Московской области обязанность произвести сверку расчетов по всем видам налогов и пеням по ним за период с 2012 по 2018 годы; взыскать с МИФНС России № 20 по Московской области расходы по оплате госпошлины в сумме 3 230 руб. 57 коп.
Представитель административного истца ФИО1 в судебное заседание явилась, административный иск поддержала.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 20 по Московской области в судебное заседание явилась, административный иск не признала, представила отзыв и заявление о применении срока исковой давности.Суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы административного искового заявления, отзыва на него, заявления о применении срока исковой давности, изучив материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Из материалов дела следует, что 4 сентября 2019 г. ФИО1 в МИФНС России №20 по Московской области поданы заявления о возврате излишне уплаченных пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 6 253 руб. 42 коп. и о возврате излишне уплаченного налога на имущество физических лиц в сумме 95 275 руб.
Решениями МИФНС России №20 по Московской области от 6 сентября 2019 г. № и от 16 сентября 2019 г. № отказано в осуществлении возврата денежных средств по причине нарушения срока подачи заявлений.
Из карточки расчетов с бюджетом по налогу имущество физических лиц ФИО1 следует, что налогоплательщиком осуществлены уплата пени по налогу со сроком уплаты/датой списания со счета 4 декабря 2015 г. в сумме 5000 руб. и уплата налога на имущество физических лиц со сроком уплаты/датой списания со счета 4 декабря 2015 г. в сумме 145 000 руб.
В связи с произведенным налоговым органом перерасчетом налоговых обязательств по налогу на имущество и пени переплата по пени составила 6 253 руб. 42 коп., переплата по налогу на имущество составила 139 175 руб.
Как пояснили стороны по делу и следует из заявления административного ответчика о применении срока исковой давности, перерасчет налоговым органом произведен в связи с подачей налогоплательщиком заявления от 16 октября 2017 г. о предоставлении льготы как пенсионеру.
Разрешая спор по существу, суд исходит из того, что переплата по налогу на имущество и вытекающей из него пени связана не со счетной либо иной ошибкой, а с реализацией налогоплательщиком права на льготу, о наличии которой налогоплательщик знала на момент осуществления переплат 4 декабря 2015 г. Реализация права на льготу носит заявительный характер (пункт 6 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации), то есть зависит от воли и усмотрения налогоплательщика, в связи с чем дата подачи налогоплательщиком заявления, направленного на реализацию права на льготу, не влечет изменение начала течения трехлетнего срока, предусмотренного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку течение данного срока начинается со дня переплаты и не зависит от усмотрения налогоплательщика.
Таким образом, по состоянию на 4 сентября 2019 г. административный истец пропустила срок на подачу заявлений о возврате излишне уплаченных пени и налога, поскольку переплата по данным платежам образовалась более, чем за три года до подачи заявлений, и о данных переплатах административный истец знала на момент переплат, так как на момент переплат знала о наличии у нее соответствующей налоговой льготы.
Ссылка административного истца на то, что налоговый орган не уведомил ее о наличии переплат, не влияет на исчисление срока подачи заявлений, поскольку административный истец знала о переплатах в момент их осуществления, в связи с чем имела возможность реализовать право на возврат излишне уплаченного налога и пени вне зависимости от уведомления об этом от налогового органа.
Также суд соглашается с административным ответчиком в части пропуска административным истцом срока исковой давности (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации), поскольку о переплате административный истец знала либо должна была знать с момента переплат, то есть с 4 декабря 2015 г. и ранее, поскольку право на льготу возникло у нее ранее указанной даты – с 5 июля 2014 г.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 20 по Московской области о признании решений незаконными, возложении обязанности осуществить возврат переплаты по налогу и пени, произвести сверку расчетов, взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Железнодорожный городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
В окончательной форме
решение принято 17 марта 2020 г.