ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-782/2021 от 12.04.2021 Абинского районного суда (Краснодарский край)

К делу 2а-782/2021

УИД 23RS0001-01-2021-001077- 06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абинск 12 апреля 2021 г.

Абинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Хомченковой О.И.,

при ведении протокола помощником судьи Тереховой Н.В.,

с участием административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Ростовской таможне Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ о признании незаконными действий,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в Абинский районный суд с административным иском к Ростовской таможне Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ, в котором просит восстановить пропущенный по уважительной причине срок подачи административного иска в суд, признать незаконными действия административного ответчика - Ростовской таможне Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ, выразившихся в отказе от признания таможенным органом факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты его автомобиля марки <данные изъяты>, 1993 г.выпуска, VIN , рег.знак вследствие аварии, от признания его не находящимся под таможенным контролем и от снятия его с временного учета, обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения, путем признания факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты его автомобиля марки <данные изъяты>, 1993 г.выпуска, VIN , рег.знак вследствие аварии, признать автомобиль марки <данные изъяты>, 1993 г.выпуска, VIN , рег.знак не находящимся под таможенным контролем и снять его с временного учета.

Свои исковые требования мотивирует тем, что 19.11.2020 г. ответом административного ответчика ему отказано в признании таможенным органом факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты его автомобиля марки <данные изъяты>, 1993 г.выпуска, VIN , рег.знак вследствие аварии, признания его не находящимся под таможенным контролем и от снятия его с временного учета, поскольку отсутствует порядок признания таможенным органом факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты его автомобиля вследствие аварии, который должен быть определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору и контролю в области таможенного дела. В мае 2014 г. он вместе со своей семьей переехал из <адрес> Им была получена временная регистрация, 26.08.2020 г. получено гражданство РФ. 20.05.2014 г. он ввез на территорию РФ через таможенный пост МАПП Матвеев Курган Таганрогской таможни свой автомобиль марки <данные изъяты>, 1993 г.выпуска, рег.знак Срок временного ввоза автомобиля несколько раз продлялся. Согласно последней пассажирской таможенной декларации Таганрогской таможни, автомобиль он ввез на территорию РФ 13.12.2019 г., срок временного ввоза установлен до 13.12.2020 г. Решением Евразийской экономической комиссии от 29.04.2020 г. №47 «Об изменении некоторых сроков ввоза товара для личного использования» определено, что срок временного ввоза, установленный пунктом 1 ст.264 ТК ЕАЭС в отношении транспортных средств для личного пользования, временно ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, при условии, что срок временного ввоза истекает в период с 01.03.2020 г. по 31.03.2021 г. продлен до 31.03.2021 г. 19.12.2019 г. на участке автомобильной дороги «Краснодар-Верхнебаканский» 96 км + 150 м произошло ДТП, в результате которого его автомобиль был полностью разбит и уничтожен. Постановлением следователя СО ОМВД России по Абинскому району от 26.03.2020 г. виновным в ДТП признан водитель автомобиля <данные изъяты> регзнак Г.О.Н. Согласно заключению автотехнической экспертизы ООО «Региональное агентство независимой экспертизы «Приволжье», проведённой по заказу страховой компании АО «Альфа-страхование» была установлена рыночная стоимость его автомобиля на момент аварии в размере 137 837 руб., размер ущерба определен – 121 681 руб. 40 коп., рыночная стоимость годных остатков – 16 155 руб. 60 коп. Постановление следователя и заключение автотехнической экспертизы он представил в Таганрогскую таможню для снятия автомобиля с временного учета в связи с его уничтожением. Ответом от 18.09.2020 г. ему было отказано в снятии его уничтоженного автомобиля с временного учета, в связи с тем, что в представленных им документах отсутствовал акт осмотра автомобиля с полным перечнем и состоянием неповрежденных деталей (узлов, агрегатов) в целях определения их стоимости в качестве годных остатков и последующего определения стоимости транспортного средства до ДТП. Им дополнительно был представлен акт осмотра транспортного средства, проведенного 02.07.2020 г. экспертом У.А.Н. из ООО «Региональное агентство независимой экспертизы «Приволжье». Приказом ФТС России от 27.03.2020 г. с 1 октября 2020 г. Миллеровская и Таганрогская таможни были реорганизованы и присоединены к Ростовской таможне. Ответом от 19.11.2020 г. ему было отказано в признании факта уничтожения автомобиля и отказано в снятии его с регистрации, поскольку отсутствует порядок признания таможенным органом факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты его автомобиля вследствие аварии, который должен быть определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору и контролю в области таможенного дела. Ему было рекомендовано обратиться в суд, либо в вышестоящий орган – Южное таможенное управление Федеральной таможенной службы РФ. 10.12.2020 г. к нему домой приехала комиссия из Краснодарской таможни из отдела таможенного контроля, которые представились, что действуют по поручению Ростовской таможни, для проверки представленных им документов об уничтожении автомобиля. Комиссия осмотрела автомобиль, сделали несколько фотоснимков, составили акт осмотра автомобиля. Комиссия сообщила, что данные осмотра они отошлют на таможенный пост МАПП Матвеев курган Ростовской таможни, откуда ему дополнительно сообщат о результатах рассмотрения его заявления. С 10.12.2020 г. он прождал три месяца, однако никакого ответа не получил. В феврале 20201 г. они звонили в Ростовскую таможню, где сообщили, что они не поручали Краснодарской таможне провести осмотр его аварийного автомобиля и никакого дополнительного ответа давать не будут. Законом установлена обязанность административного ответчика признать факт уничтожения 19.12.2019г. вследствие аварии его автомобиля. Полагает, что срок его обращения в суд подлежит восстановления, поскольку он полагал, что после осмотра автомобиля, который был осуществлен 10.12.2020 г. комиссией Краснодарской таможни, ему будет направлен ответ. О том, что дополнительно ответ не будет направлен ему стало известно в феврале 2021 г.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании настаивал на исковых требованиях в полном объеме.

Представитель административного ответчика Ростовской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повески 02.04.2021 г.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, надлежащим образом извещенного о дате и времени судебного заседания.

Выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 92 КАС РФ, течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

Процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока (ч. 4 ст. 93 КАС РФ).

Суд полагает возможным восстановить срок административному истцу для обжалования, поскольку представители таможни осуществили выезд по месту проживания ФИО1 для осмотра автомобиля 10.12.2020 г. и соответственно, истец полагал получить ответ от административного ответчика с учетом произведенного осмотра.

13.12.2019 г. гражданином Украины ФИО1 через таможенный пост МАПП Матвеев Курган Таганрогской таможни (в настоящее время из-за реорганизации Ростовская таможня) был временно ввезен на таможенную территорию ЕАЭС для личного пользования автомобиль <данные изъяты>, 1993 г.выпуска, VIN рег.знак по пассажирской таможенной декларации .

Срок временного ввоза автомобиля по пассажирской таможенной декларации был установлен должностными лицами таможенного поста МАПП Матвеев Курган Таганрогской таможни до 13.12.2020 г. включительно. В связи с угрозой распространения COVID-19 срок временного ввоза продлен до 31.03.2021г.

Согласно п.1 ст.14 Таможенного кодекса Таможенного союза товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.

Пунктом 7 статьи 14 ТК ЕАЭС установлен перечень обстоятельств, до наступления которых товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС находятся под таможенным контролем, а именно: подпункт 8 – признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании фактов уничтожения и (или) безвозвратной утраты этих товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения.

Пунктом 5 ст.264 ТК ЕАЭС установлено, что временно ввезенные транспортные средства для личного пользования до истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной территории Союза, за исключением случаев, когда указанные транспортные средства для личного пользования конфискованы или обращены в собственность (доход) государства-члена по решению суда, либо приобрели статус товаров Союза в соответствии с п.2 ст.16 или п.6 ст.382 ТК ЕАЭС, либо в отношении указанных транспортных средств для личного пользования наступили обстоятельства, предусмотренные пп.8 п.7 ст.14 ТК ЭАЭС, то есть уничтожение или безвозвратной утраты вследствие аварии. В соответствии с пп.7 п.2 ст.268 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, прекращается у декларанта при наступлении следующих обстоятельств: признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) утраты хранения, за исключением случаев когда до таких уничтожения или безвозвратной утраты в соответствии с настоящей статьей в отношении этих товаров наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с п.2 ст.88 ФЗ от 03.08.2018 г. №289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» порядок признания таможенным органом факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров следствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору и контролю в области таможенного дела.

Пунктом 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 г. №49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС» определено, что оценивая обоснованность отказа таможенного органа в признании факта аварии, судам необходимо исходить из того, что о прекращении существования транспортного средства (его конструктивной гибели) может свидетельствовать невозможность проведения ремонта поврежденного имущества либо превышение стоимости ремонта по отношению к стоимости данного транспортного средства на момент аварии либо равенство этих стоимостей.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 27.04.2001 г. №7-П, субъекты таможенных отношений имеют возможность должным образом подтверждать, что нарушение таможенных правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимся вне их контроля, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей.

19.12.2019 г. в <адрес> края водитель автомобиля <данные изъяты> госномер регион Г.О.Н. в районе федеральной автомобильной дороги «Краснодар-Верхнебаканский» 96 км + 150 м не уступил дорогу автомобилю <данные изъяты> госномер управление ФИО1, имеющему преимущественно движения, допустив с ним столкновение.

Постановлением следователя СО ОМВД России по Абинскому району от 26.03.2020 г. отказано в возбуждении уголовного дела в отношении Г.О.Н. по ч.1 ст.264 УК РФ за отсутствием в его деяниях состава преступления.

02.07.2020 г. экспертом ООО «Региональное агентство независимой экспертизы «Приволжье» У.А.Н. составлен акт осмотра транспортного средства автомобиля марки <данные изъяты>, 1993 г.выпуска, VIN , рег.знак , принадлежащего ФИО1

Согласно заключению эксперта ООО «Региональное агентство независимой экспертизы «Приволжье» рыночная стоимость годных остатков уничтоженного транспортного средства <данные изъяты>, 1993 г.выпуска составляет 16 155 руб. 60 коп., рыночная стоимость автомобиля на момент аварии в размере 137 837 руб., размер ущерба определен – 121 681 руб. 40 коп. Восстановительный ремонт автомобиля <данные изъяты>, 1993 г.выпуска не целесообразен.

Определение полного уничтожения транспортного средства приведено в «Исследовании автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методических рекомендациях для судебных экспертов» (утв. Минюстом России, 2013) под полным уничтожением автомототранспортного средства понимается такое состояние АМТС, при котором восстановление свойств, которые АМТС имело непосредственно до повреждения, физически невозможно или экономически нецелесообразно (т.е. при условии соблюдения технологии ремонта стоимость восстановления АМТС с учетом эксплуатационного износа заменяемых деталей, узлов, агрегатов составляет 80% и более его стоимости на момент повреждения).

04.09.2020 г. ФИО1 обратился в Таганрогскую таможню для снятия его автомобиля с временного учета в связи с уничтожением автомобиля.

На его обращение Таганрогской таможней дан ответ 18.09.2020 г. №10.1-36/16247 о необходимости предоставления в таможенный орган, осуществляющий таможенный контроль документов, подтверждающих факт уничтожения и (или) безвозвратной утраты этих товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, либо осуществить иные действия в целях наступления обстоятельств, предусмотренных п.7 ст.14 ТК ЕАЭС.

На обращение ФИО1 от 03.10.2020 г. Ростовской таможней 19.11.2020г. дан ответ о том, что срок временного ввоза его автомобиля истекает 31.03.2021 г. Продление вышеуказанного срока не освобождает физических лиц от соблюдения требований, условий и ограничений, установленных пунктами 2-13 статьи 264 Таможенного кодекса ЕАЭС, а также от обязанности по обратному вывозу транспортных средств для личного пользования по истечении указанных сроков. Учитывая обстоятельства, указанные в заявлении сообщено, что положения п.п.5 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС предусматривают осуществление вывоза автомобиля любым способом, т.е. обязанность непосредственного участия автомобиля в дорожном движении при осуществлении обратного вывоза отсутствует.

От административного ответчика поступили сведения о том, что во исполнение поручения, направленного письмом Ростовской таможни от 26.11.2020г. «О проведении таможенного контроля в отношении транспортного средства для личного пользования» на основании предписания Краснодарской таможни №14 от 10.12.2020 г. на проведение таможенного осмотра помещений и территорий должностными лицами отдела проверок после выпуска товаров и деятельности лиц 10.12.2002 г. был осуществлен выезд по адресу: <адрес>. Должностными лицами таможни была осуществлена фотосъемка транспортного средства <данные изъяты>, 1993 г.выпуска, VIN после произошедшего ДТП, на котором отсутствовали колеса, двигатель, коробка передач, рулевая колонка, кузов имел существенные механические повреждения.

Отсутствие на автомобиле колес, двигателя, коробки передач и рулевой колонки на момент осмотра 10.12.2020 г. представителями таможни не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку из заключения эксперта и акта осмотра транспортного средства экспертом следует какие повреждения были получены автомобилем, участие автомобиля административного истца в ДТП, произошедшем 19.12.2019 г. подтверждается в том числе постановлением следователя от 26.03.2020 г. об отказе в возбуждении уголовного дела.

Действующее законодательство не содержит запрета о том, что до снятия автомобиля с временного учета при его уничтожении (при наличии документального подтверждения) собственник лишен возможности распорядиться годными остатками.

У суда не имеется оснований сомневаться в заключении эксперта, представленного в материалы дела, поскольку оно составлено в соответствии с требованиями «Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».

Таким образом, исходя из совокупности исследованных по делу доказательств суд полагает, что у таможенного органа имелись все основания для признания факта утраты временного ввезенного на территорию Таможенного союза транспортного средства автомобиля марки <данные изъяты>, 1993 г.выпуска, VIN , рег.знак , поскольку указанный автомобиль полностью уничтожен и его восстановление нецелесообразно.

На основании изложенного, административный иск ФИО1 подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, 226-227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск ФИО1 к Ростовской таможне Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ о признании незаконными действий, - удовлетворить.

Признать незаконными действия Ростовской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ, выразившиеся в отказе признания таможенным органом факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты ФИО1 автомобиля марки <данные изъяты>, 1993 г.выпуска, VIN , рег.знак вследствие аварии, от признания его не находящимся под таможенным контролем и от снятия его с временного учета.

Обязать Ростовскую таможню Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ устранить допущенные нарушения, путем признания факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты ФИО1 автомобиля марки <данные изъяты> 1993 г.выпуска, VIN , рег.знак вследствие аварии, признать автомобиль марки <данные изъяты>, 1993 г.выпуска, VIN , рег.знак не находящимся под таможенным контролем и снять его с временного учета.

Сообщить об исполнении решения суда в суд и ФИО1 не позднее чем в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Абинский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 16.04.2021 г.

Председательствующий О.И.Хомченкова