ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-782/2022 от 06.07.2022 Краснокаменского городского суда (Забайкальский край)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Краснокаменск 6 июля 2022 года

Краснокаменский городской суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Яскиной Т.А.,

при секретаре Никулиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Среднеаргунское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Краснокаменский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, поданным в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства, регулирующего вопросы предоставления государственных и муниципальных услуг, установлено, что перечень муниципальных услуг, предоставляемых органом местного самоуправления сельского поселения «Среднеаргунское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края на портале не размещены, ни одна из фактически предоставляемых муниципальных услуг в электронной форме посредствам портала не предоставляется. Ранее по указанным фактам главе администрации сельского поселения «Среднеаргунское» муниципального района ««Город Краснокаменск и Краснокаменский район» межрайонный прокурором внесено представление, однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выявленные нарушения не устранены. Сложившаяся ситуация лишает заявителей, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, возможности дистанционного получения необходимых муниципальных услуг, что противоречит основным целям и принципам государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, установленным ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации и обеспечения благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Бездействием органов местного самоуправления, связанным с непринятием мер по обеспечению возможности получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме, нарушены гарантированные федеральным законодательством права неопределенного круга лиц на получение муниципальных услуг в электронной форме. В связи с чем, просит в судебном порядке признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Среднеаргунское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», выразившееся в необеспечении возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме, в случаях, когда это не запрещено законом, с использованием портала государственных и муниципальных услуг; обязать администрацию сельского поселения «Среднеаргунское» муниципального района ««Город Краснокаменск и Краснокаменский район» обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме, в случаях, когда это не запрещено законом, с использованием портала государственных и муниципальных услуг.

В судебном заседании помощник Краснокаменского межрайонного прокурора Котиева А.З. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные содержанию иска.

В судебное заседание ответчик администрация сельского поселения «Среднеаргунское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края представителя не направила, извещалась судом надлежаще и своевременно. Глава сельского поселения «Среднеаргунское» Карасиков В.И. ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Заслушав помощника Краснокаменского межрайонного прокурора Котиеву А.З., изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ) указанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 утверждена Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, согласно которой приоритетный сценарий развития информационного общества в России в числе прочего включает возможность получать муниципальные услуги в электронной форме (пункт 50).

Протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 № 7 утвержден паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика РФ». Целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в РФ» являются предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.

Как закреплено в ст. 2 Закона № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме – это предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.

Портал государственных и муниципальных услуг - государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг (п. 7 ст. 2 Закона № 210-ФЗ).

Статьей 5 Закона № 210-ФЗ получателям государственных и муниципальных услуг в числе прочих гарантированы права получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона № 210-ФЗ, органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Распоряжением Правительства № 1993-р от 17.12.2009 года утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде. Приложением к указанному распоряжению определены этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде.

Первый этап перехода предусматривает размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), установлен предельный срок его реализации до ДД.ММ.ГГГГ. Второй этап предусматривает размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде, предельный срок реализации данного этапа до ДД.ММ.ГГГГ. Третий этап предусматривает обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), предельный срок реализации этапа до июля 2012 года. Четвертый этап предусматривает обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции), предельный срок реализации до ДД.ММ.ГГГГ. Пятый этап с предельным сроком реализации до ДД.ММ.ГГГГ предусматривает обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

Согласно требованиям, ст. 9 Закона № 210-ФЗ перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru).

Проведенным межрайонной прокуратурой мониторингом портала государственных и муниципальных услуг установлено, что перечень муниципальных услуг, предоставляемых органом местного самоуправления сельского поселения «Кайластуйское» муниципального района ««Город Краснокаменск и Краснокаменский район», на портале не размещены, ни одна из фактически предоставляемых муниципальных услуг в электронной форме посредствам портала не предоставляется.

Ранее по указанным фактам главе администрации сельского поселения «Среднеаргунское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» межрайонный прокурором внесено представление, однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выявленные нарушения не устранены, что подтверждено актом осмотра (л.д.6).

Сложившаяся ситуация лишает заявителей, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, возможности дистанционного получения необходимых муниципальных услуг, что противоречит основным целям и принципам государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, установленным ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации и обеспечения благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Бездействием органов местного самоуправления, связанным с непринятием мер по обеспечению возможности получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме, нарушены гарантированные федеральным законодательством права неопределенного круга лиц на получение муниципальных услуг в электронной форме.

При таком положении, административные исковые требования прокурора, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Среднеаргунское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, выразившееся в необеспечении возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме, в случаях, когда это не запрещено законом, с использованием портала государственных и муниципальных услуг.

Обязать администрацию сельского поселения «Среднеаргунское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме, в случаях, когда это не запрещено законом, с использованием портала государственных и муниципальных услуг.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Краснокаменский городской суд в течение в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 6 июля 2022 года

Судья Яскина Т.А.