ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-783/20 от 04.06.2020 Железнодорожного районного суда г. Самары (Самарская область)

Дело № 2а-783/20

УИД 63RS0044-01-2020-000673-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июня 2020 года г. Самара

Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего Александровой Т.В.,

при секретаре Татарницевой А.В.,

с участием представителя административного истца Егорова В.В.,

представителя административного ответчика Воробьева И.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-783/20 по административному иску Мураловой Нины Филипповны к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании распоряжения незаконным,

установил:

Муралова Н.Ф. обратилась в Железнодорожный районный суд г.Самары с административным иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании распоряжения незаконным, в обоснование своих требований указав, что она имеет льготы и преимущества, установленные для ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе, на основании п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ и ч. 4 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле», имеет право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка для огородничества. Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самары № РД-1828 от 09.11.2018 предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 801 кв.м, относящегося к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), с видом разрешенного использования «ведение садоводства» по адресу: <адрес>. Условием предоставления земельного участка было требование о том, чтобы при строительстве зданий, сооружений соблюдать противопожарные расстояния до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) в соответствии с нормативными правовыми актами и правилами пожарной безопасности. На основании указанного распоряжения земельный участок поставлен на кадастровый учет. После чего она обратилась в Департамент градостроительства г.Самара с заявлением о предоставлении в собственность данного земельного участка. Распоряжением Департамент градостроительства г.Самара от 29.12.2018 № РД-2348 в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка отказано, поскольку земельный участок находится в границах противопожарной защиты зоны лесов (50 м) и предназначен для создания противопожарной минерализованной полосы. Такое основание для отказа Земельный кодекс РФ не предусматривает. В информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара отсутствуют сведения о защитных противопожарных минерализованных полосах в районе местоположения испрашиваемого земельного участка. Вопрос о строительстве каких-либо зданий она не ставила. Земельный участок свободен от прав третьих лиц, не изъят из оборота, расположен в территориальной зоне Ж-1. Просит признать незаконным распоряжение Департамент градостроительства г.Самара № РД-2348 от 29.12.2018 об отказе в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. Просит восстановить срок на обжалование распоряжения, поскольку ранее она обращалась за защитой нарушенного права в Кировский районный суд г.Самары с иском о признании права собственности на спорный земельный участок. Решением суда от 18.01.2019 ее требования были удовлетворены, апелляционным определением Самарского областного суда от 25.09.2019 решение отменено, в удовлетворении иска отказано. 12.02.2020 судебной коллегией по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение оставлено без изменения.

В ходе досудебной подготовки к участию в процессе в качестве заинтересованного лица привлечен Шанов С.Н.

В судебном заседании представитель административного истца Егоров В.В., действующий на основании доверенности от 16.01.2019, завяленные требования поддержал. Дал пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Воробьев И.Л., действующий на основании доверенности от 16.01.2019, в удовлетворении административного иска просил отказать, полагая оспариваемое распоряжение законным по указанным в нем основаниям. Испрашиваемый земельный участок расположен на территории, занятой зелеными насаждениями, сам земельный участок отнесен к озеленной территории общего пользования, в связи с чем он не подлежит приватизации. Испрашиваемый земельный участок граничит с лесным массивом и предназначен для создания противопожарной минерализованной полосы, в связи с чем не может использоваться для садоводства. В удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обращения в суд также просит отказать.

Заинтересованное лицо Шанов С.Н., уведомленный о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил. В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд полагает в удовлетворении заявленных требований следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч. 5 ст. 219 КАС РФ).

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7 ст. 219 КАС РФ).

Муралова Н.Ф. просит признать незаконными распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от № РД-2348 от 29.12.2018.

Административное исковое заявление подано в Железнодорожный районный суд г.Самары 19.02.2020 (л.д. 6), т.е. с пропуском установленного законом трехмесячного срока.

Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока, суд находит его подлежащим удовлетворению, поскольку непосредственно после получения оспариваемого распоряжения от 29.12.2018, Муралова Н.Ф. 18.01.2019 обратилась с исковым заявлением в Кировский районный суд г.Самары о признании права собственности на спорный земельный участок (л.д. 21-22).

Решением суда от 18.04.2018 ее иск был удовлетворен (л.д. 19-20).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 25.09.2019 решение суда отменено, в удовлетворении требований Мураловой Н.Ф. отказано (л.д. 23-25).

Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12.02.2020 апелляционное определение оставлено без изменения.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что в период с 18.01.2019 по 12.02.2020 Муралова Н.Ф. защищала свои права в ином судебном порядке, и 19.02.2020 обратилась с настоящим административным иском, суд приходит к выводу об уважительности причин пропуска срока на обжалование распоряжения и восстанавливает указанный срок.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено в судебном заседании, на основании распоряжения Департамента градостроительства г.о.Самара от 09.11.2018 № РД-1828, Мураловой Н.Ф. было предварительно согласовано предоставление земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 801 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> относящегося по категрии к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), с видом разрешенного использования под садоводство в кадастровом квартале (л.д. 13), в связи с чем административным истцом выполнены работы по постановке земельного участка на кадастровый учет, земельному участку присвоен кадастровый номер (л.д. 64-67).

Распоряжением от 29.12.2018 № РД-2348 Департамент градостроительства городского округа Самара со ссылкой на пункты 14, 14.1, 19 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, Мураловой Н.Ф. отказано в заключении соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов. Причиной отказа явилось то, что испрашиваемый участок, согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, расположен в границах противопожарной защиты зоны лесов (50 м), предназначен для создания противопожарной минерализованной полосы, в связи с чем не может использоваться для ведения садоводства. Таким образом, перераспределение земельного участка повлечет нарушение пункта 79 Правил противопожарного режима в Российской Федерации и пункта 4.14 Свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям". При этом испрашиваемый участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), что подразумевает возможность застройки земельного участка заявителем без дополнительных разрешений и процедур согласования (л.д. 14-16).

Постановлением Администрации г.о. Самара N 1 от 11 января 2017 "О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" Департамент градостроительства городского округа Самара наделен полномочиями по принятию решений по вопросу предоставления земельных участков в собственность за плату без проведения торгов, т.е. оспариваемое распоряжение принято Департаментом в рамках предоставленных ему полномочий.

Проверяя обоснованность отказа в предоставлении земельного участка, суд исходит из следующих требований закона.

Подпунктом 6 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно положениям ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (п. 14);

испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка (п. 14.1);

предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (п. 19).

В соответствии с ч. 1 ст. 104 Земельного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в целях: защиты жизни и здоровья граждан (п. 1); охраны окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (п. 4);

В силу ч. 2 ст. 104 Земельного кодекса РФ в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

Оспаривая законность распоряжения, административный истец ссылается на отсутствие сведений о защитных противопожарных минерализованных полосах, существующих в районе местоположения испрашиваемого земельного участка. Обоснованность данного довода подтверждается ответом Департамента градостроительства г.о.Самара на обращение Мураловой Н.Ф. (л.д. 32).

Вместе с тем, из публичной кадастровой карты г.Самара (л.д. 43-46), результатов осмотра земельного участка сотрудниками администрации Кировского внутригородского района г.о.Самара (л.д. 60-61), установлено, что испрашиваемый Мураловой Н.Ф. земельный участок кадастровый номер , непосредственно граничит с землями лесного фонда кадастровый номер .

При этом согласно ответу Главы администрации Кировского внутригородского района г.о.Самара от 14.01.2019 на земельном участке кадастровый номер произрастают зеленые насаждения. Земельный участок отнесен к озелененной территории общего пользования. Нахождение указанных зеленых насаждений препятствует использованию земельного участка для целей садоводства, в том числе возведения жилого дома или садового дома (л.д. 56).

По информации администрации г.о.Самара Департамента городского хозяйства и экологии от 22.01.2019 земельный участок кадастровый номер расположенный на территории, занятой земельными насаждениями, относится к зеленому фонду городского округа Самара (л.д. 57-58).

Согласно ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения (ч. 1). Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения (ч. 2).

Следовательно, на испрашиваемом Мураловой Н.Ф. земельном участке запрещена хозяйственная и иная деятельность.

Кроме того, на основании выписки из ИСОГД г.о.Самара от 20.02.2019 установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в пределах 30-метровой зоны от границы лесов Самарского лесопарка, установленных в соответствии с приказом Рослесхоза от 01.06.2018 № 462 "Об определении количества лесопарков на землях населенных пунктов городского округа Самара Самарской области, занятых городскими лесами, и установлении их границ и внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 N 435 "Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ" (л.д. 62-63).

Согласно пункту 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.

Пунктом 79 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, установлен запрет на использование территории противопожарных расстояний от объектов защиты и сооружений различного назначения до лесничеств (лесопарков), мест разработки или открытого залегания торфа под строительство различных сооружений и подсобных строений, а также для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов.

В соответствии с пунктом 4.14. Правил противопожарного режима в Российской Федерации и пункта 4.14 Свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.

Таким образом, судом установлено, что спорный земельный участок граничит с лесным массивом, а следовательно, предназначен для создания противопожарной минерализованной полос, земельный участок относится к землям лесного фонда, т.е. к зоне с особыми условиями использования территорий, установленных в целях охраны окружающей среды, в отношении которых устанавливаются ограничения в их использовании для хозяйственной или иных видов деятельности.

При указанных обстоятельствах, заявленные административные требования Мураловой Н.Ф. подлежат отклонению, поскольку оспариваемое распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара принято полномочным должностным лицом, и принято исходя из фактических обстоятельств и выше приведенных требований закона.

Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Мураловой Нины Филипповны о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о.Самара № РД-2348 от 29.12.2018 об отказе в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 11 июня 2020 года.

Председательствующий судья Т.В. Александрова