дело № 2а-783/2024
26RS0002-01-2024-000314-81
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2024 года г. Ставрополь
Ленинский районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Романенко Ю.С.,
при секретаре Поповой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю к административному ответчику Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский институт имени В.Д. Чурсина», с участием заинтересованных лиц Межрайонной ИФНС России №14 по Ставропольскому краю, заинтересованного лица Чурсиной Е.В., о ликвидации юридического лица,
установил:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю обратились в суд с административным иском к административному ответчику Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский институт имени В.Д. Чурсина», с участием заинтересованных лиц Межрайонной ИФНС России №14 по Ставропольскому краю, заинтересованного лица Чурсиной Е.В., о ликвидации юридического лица.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский институт имени В.Д. Чурсина» (ОГРН 1022601962855, учетный <номер обезличен>, далее - Организация) зарегистрировано в соответствии с положениями ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Организация зарегистрирована Администрацией г. Ставрополя 09.06.1994. 11.12.2002 Управлением МНС России по Ставропольскому краю внесена запись о государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002 (ОГРН 1022601962855). ИНН/КПП 2633002640/263401001. 31.01.2019 единственным учредителем принято решение о ликвидации Организации и назначении ликвидационной комиссии (решение №5 от 31.01.2019). 06.02.2019 в Главное управление поступило уведомление о принятии решения о ликвидации Организации (вх. № 03/1825 от 06.02.2019). 08.02.2019 Главным управлением принято решение о внесении в ЕГРЮЛ записи в связи с принятием решения о ликвидации и назначении руководителя ликвидационной комиссии (распоряжение №98-р от 08.02.2019). 18.02.2020 Органом ФНС в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись (ГРН 2192651091301). До настоящего времени процедура добровольной ликвидации Организацией не завершена. Организация имеет статус действующей. Однако, Организация свою деятельность не осуществляет, цели, предусмотренные законодательством и уставом Организации, не могут быть достигнуты (решение о ликвидации от 31.01.2019). В наименовании Организации не указана организационно правовая форма - «частное учреждение». В установленные законодательством сроки в Главное управление Организацией не представлена отчетность за 2020 - 2022 годы. Отчеты по форме № ОН0001, ОН0002 или сведения о продолжении деятельности организации за 2020-2022 годы, Организацией не представлены до настоящего времени. До настоящего времени, выявленные нарушения Организацией не устранены. Процедура добровольной ликвидации до настоящего времени не завершена. Предпринять возможные действия для устранения нарушений Организацией, не представляется возможным в связи с наличием объективных обстоятельств, препятствующие их устранению - отсутствие связи с участниками (учредителями) Организации.
На основании изложенного, просит суд: ликвидировать Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский институт имени В.Д. Чурсина»; исключить ее из ЕГРЮЛ.
Представитель административного истца Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю, в судебное заседание не явился, надлежащим образом были извещены о времени и месте проведения судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщили, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель административного ответчика Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский институт имени В.Д. Чурсина» не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте проведения судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил, заявлений о рассмотрении дела в его отсутствие в суд не предоставил.
Заинтересованные лица - МИФНС России №14 по Ставропольскому краю, Чурсина Е.В. не явились, надлежащим образом были извещены о времени и месте проведения судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщили, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствие в суд не предоставили.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 176 КАС РФ решение суда по административному делу должно быть законным и обоснованным.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» применительно к аналогичным положениям Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 194) разъяснил, что решение является законным лишь в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2); решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
Поскольку административный ответчик возражений по существу заявленных административным истцом требований суду не представил, суд при рассмотрении спора, исходит из заявленных административным истцом требований и представленных им доказательств.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Правовое положение некоммерческих организаций, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации определяются Федеральным законом от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В силу пункта 4.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.1 ст. 32 - Закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Положением о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня Главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденных Приказом Минюста № 25 от 03.03.2014, Главное управление осуществляет контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами.
В соответствии с пунктом 10 ст. 32 Федерального закона Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Судом установлено, что Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский институт имени В.Д. Чурсина» (ОГРН 1022601962855, учетный <номер обезличен>, далее - Организация) зарегистрировано в соответствии с положениями ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
09.06.1994 Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский институт имени В.Д. Чурсина» зарегистрировано Администрацией г. Ставрополя.
11.12.2002 Управлением МНС России по Ставропольскому краю внесена запись о государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002 (ОГРН 1022601962855) ИНН/КПП 2633002640/263401001.
31.01.2019 единственным учредителем принято решение о ликвидации Организации и назначении ликвидационной комиссии (решение <номер обезличен> от <дата обезличена>).
06.02.2019 в Главное управление поступило уведомление о принятии решения о ликвидации Организации (вх. № 03/1825 от 06.02.2019).
08.02.2019 Главным управлением принято решение о внесении в ЕГРЮЛ записи в связи с принятием решения о ликвидации и назначении руководителя ликвидационной комиссии (распоряжение <номер обезличен>-р от <дата обезличена>).
18.02.2020 Органом ФНС в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись (ГРН 2192651091301).
В соответствии с положениями п. 2 ст. 2 Федерального закона Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и п. 3.1 Устава - Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский институт имени В.Д. Чурсина» создана в целях удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, самоопределении и самореализации посредством получения среднего (полного) общего и среднего профессионального образования, высшего и послевузовского профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования.
В соответствии с п. 1 ст. 54 ГК РФ и ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» наименование некоммерческой организации должно содержать указание на организационно правовую форму и характер деятельности организации
В соответствии с п. 2 ст. 123.21 ГК РФ учреждение, созданное гражданином или юридическим лицом, является частным учреждением.
В соответствии с п. 5 ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наименования и уставы ранее созданных образовательных учреждений подлежали приведению в соответствие с указанным федеральным законом не позднее 01.07.2016, установленных пунктами 1-7 указанной нормы закона.
В соответствии с п. 1 ст. 32 Федерального закона Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.
В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, либо имевшие в течение года поступления имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, либо если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили три и более миллионов рублей, ежегодно обязаны представлять в Минюст России (его территориальные органы) документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников по формам ОН0001, ОН0002, утвержденные приказом Минюста РФ от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (действовали до 01.03.2022); и формы ОН0001, ОН0002, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.09.2021 № 185 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (действует с 01.03.2022).
Согласно п. 3.1. ст. 32 Федерального закона Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, ежегодно обязаны представлять в Минюст России (его территориальные органы) заявление, подтверждающее их соответствие указанному пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.
В соответствии с приказом Минюста России от 31.03.2021 № 50 «О внесении изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26.05.2020 №122 «Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности» срок предоставления отчетности за 2020 год перенесен на 15.07.2021.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.09.2021 № 185 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» установлен срок представления отчетности - 15 апреля года, следующего за отчетным.
Судом установлено, что Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский институт имени В.Д. Чурсина» свою деятельность не осуществляет, цели, предусмотренные законодательством и уставом, не могут быть достигнуты, что подтверждается решением о ликвидации от 31.01.2019.
Между тем, в наименовании Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский институт имени В.Д. Чурсина» не указана организационно правовая форма - «частное учреждение».
В свою очередь, в установленные законодательством сроки в Главное управление Негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Ставропольский институт имени В.Д. Чурсина» не представлена отчетность за 2020 - 2022 годы.
Кроме того, отчеты по форме № ОН0001, ОН0002 или сведения о продолжении деятельности организации за 2020-2022 годы, Негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Ставропольский институт имени В.Д. Чурсина» не представлены до настоящего времени.
Процедура добровольной ликвидации до настоящего времени не завершена.
Таким образом, Негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Ставропольский институт имени В.Д. Чурсина» до настоящего времени неоднократные нарушения норм действующего законодательства Российской Федерации не устранены, иного суду не представлено.
Доказательства наличия каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших устранению выявленных нарушений, в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным, суд находит обоснованными требования административного истца о ликвидации Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ставропольский институт имени В.Д. Чурсина» и исключении из ЕГРЮЛ.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
требования административного искового заявления заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю - удовлетворить.
Ликвидировать Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский институт имени В.Д. Чурсина» (ОГРН 1022601962855).
Исключить сведения о Негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ставропольский институт имени В.Д. Чурсина» (ОГРН 1022601962855) из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме
Мотивированное решение суда изготовлено 21.02.2024.
Судья Ю.С. Романенко