дело № 2а-7849/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 17 сентября 2021 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
Председательствующего судьи Карпинской Ю.А.,
при секретаре Дюсимбаевой Г.Д.,
с участием прокурора Табакова И.Н.,
административного истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к Избирательной комиссии Челябинской области о признании незаконным бездействия (действий) по защите избирательных прав и не принятии решений по обращениям, возложении обязанности коллегиально рассмотреть обращения, признании незаконными действий по рассмотрению обращений неуполномоченными лицами, не извещении о рассмотрении обращений, признании незаконным отказа в ознакомлении с материалами проверок, возложении обязанности предоставить материалы,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО2 обратился в суд с административным иском (с учетом уточнения исковых требований) к Избирательной комиссии <адрес> о признании незаконным бездействия (действий) по защите избирательных прав и не принятии решений по обращениям: от ДД.ММ.ГГГГ№,36,38, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, поступивших за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности в пятидневный срок коллегиально рассмотреть обращения и вынести обоснованные решения; признании незаконными действий Избирательной комиссии <адрес> по рассмотрению обращений неуполномоченными лицами и не оповещении, не приглашении на рассмотрение обращений; признании незаконным отказа избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в ознакомлении с материалами проверок по обращениям ФИО2, возложении обязанности предоставить материалы.
В обоснование иска указал, что в адрес Избирательной комиссии Челябинской области им были направлены жалобы на нарушение избирательного законодательства, в том числе на наличие в г. Челябинске и Челябинской области баннеров политических партий «Справедливая Россия» и «Новые люди» с приложением фотографий баннеров. Согласно ответов председателя Избирательной комиссии <адрес> ФИО3, баннеры в указанных местах отсутствуют. Также административный истец обратился в Избирательную комиссию Челябинской области с жалобами на наличие служебных отношений между несколькими членами избирательных комиссий и ФИО5, указал ссылки на сайт партии «Справедливая Россия» и Избирательной комиссии Челябинской области. Согласно ответа председателя Избирательной комиссии Челябинской области ФИО3, указанные граждане не являются подчиненными ФИО5 В праве на ознакомление с материалами проверок по его обращениям, истцу было отказано, поскольку он не является членом избирательной комиссии. Ответы на свои обращения административный истец считает незаконными, поскольку Избирательная комиссия Челябинской области по каждому из обращений истца должна была принять коллегиальное решение. Ответы председателя Избирательной комиссии Челябинской области ФИО3 на обращения истца являются незаконными, поскольку даны с нарушением порядка, установленного действующем законодательством.
Административный истец ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Челябинской области ФИО4 по ее ходатайству, с учетом мнения сторон, была освобождена судом от участия в судебном заседании. До удаления из зала судебного заседания указала, что полагает административный иск необоснованным, просит отказать в удовлетворении административного искового заявления, поддерживает отзыв на административное исковое заявление.
Заинтересованное лицо председатель Избирательной комиссии ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Выслушав доводы административного истца, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд находит административный иск подлежащим отклонению по следующим основаниям.
В силу ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы ФИО1 власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации;
Согласно ст. 6 Закона Челябинской области от 26.10.2006 № 70-ЗО «Об избирательных комиссиях в Челябинской области», избирательная комиссия Челябинской области является государственным органом Челябинской области, организующим подготовку и проведение выборов на территории Челябинской области в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами, законами Челябинской области. Избирательная комиссия Челябинской области действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Избирательная комиссия Челябинской области состоит из 14 членов комиссии с правом решающего голоса.
На основании п.1, 10 ст. 12 Закона Челябинской области от 26.10.2006 № 70-ЗО «Об избирательных комиссиях в Челябинской области», избирательная комиссия Челябинской области: осуществляет на территории Челябинской области контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации, в том числе рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения.
В соответствии с ч.1 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Как установлено судом и подтверждается письменными материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ в Избирательную комиссию <адрес> поступила жалоба ФИО2 (вх. №) на нарушение избирательного законодательства, выразившееся в размещении баннера партии «Справедливая Россия» по <адрес>. Заявитель просил рассмотреть жалобу и предоставить мотивированный ответ на обращение, признать баннеры, содержащие изображение кандидата ФИО5, лозунги и логотипы партии «Справедливая Россия» незаконными агитационными материалами, пресечь противоправную агитационную деятельность, выявить и привлечь виновных к ответственности, к заявлению приложил фотографии баннеров.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № председатель Избирательной комиссии <адрес> ФИО3 направил в адрес председателя Совета регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия – Патриоты - За правду» в <адрес>ФИО5 уведомление о поступлении в отношении него жалобы на нарушение порядка ведения предвыборной агитации с разъяснением права давать объяснения по существу.
В соответствии с Актом выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№, членами выездной проверки произведен визуальный осмотр баннеров, расположенных по адресам: <адрес>, в ходе которого не установлено наличие баннеров с изображением кандидата ФИО5
Вывод проверки об отсутствии баннеров подтверждается фотографиями баннеров, изготовленных во время проверки, актом выполненных работ ИП ФИО7, в соответствии с которым по адресам <адрес>, был осуществлен демонтаж рекламного изображения, по заданию заказчика – региональное отделение Социалистической политической партии «Справедливая Россия. Патриоты за правду» в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ председателем Избирательной комиссии <адрес> ФИО3 был направлен в адрес ФИО2 ответ (исх.№) на обращение, в соответствии с которым, по результатам выездной проверки было установлено, что по адресам: <адрес> не обнаружено баннеров с изображением кандидата ФИО5
Также ДД.ММ.ГГГГ в Избирательную комиссию <адрес> поступила жалоба ФИО2 (вх. №) на нарушение избирательного законодательства, выразившееся в размещении баннеров партии «Новые Люди» по адресам: Комсомольский проспект, 37, <адрес>, перекресток <адрес>. Просил рассмотреть жалобу и предоставить мотивированный ответ, признать баннеры, содержащие название и логотип партии «Новые Люди» незаконными агитационными материалами, пресечь противоправную агитационную деятельность, выявить и привлечь виновных к ответственности. К заявлению заявитель приложил фотографии баннеров.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № председатель Избирательной комиссии <адрес> ФИО3 направил в адрес секретаря Регионального отделения в Челябинской области политической партии «Новые Люди» ФИО8 извещение о поступлении в отношении него жалобы на нарушение порядка ведения предвыборной агитации с разъяснением права давать объяснения по существу.
В соответствии с Актом выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№, членами выездной проверки произведен визуальный осмотр баннеров, расположенных по адресам: Комсомольский проспект, 37 <адрес>, перекресток <адрес>, в ходе которого не установлено наличие баннеров с изображением логотипа партии «Новые Люди». Вывод проверки об отсутствии баннеров подтверждается фотографиями баннеров, изготовленных во время проверки.
ДД.ММ.ГГГГ в Избирательную комиссию <адрес> поступило дополнение ФИО2 к жалобам № от ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) на нарушение избирательного законодательства, выразившееся в размещении баннеров партии «Новые Люди» на Комсомольском проспекте, остановка «Виктория», а также баннеров «Справедливая Россия» и ФИО5 в <адрес>, в <адрес>. К заявлению заявитель приложил фотографии баннеров.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № председатель Избирательной комиссии <адрес> ФИО3 направил в адрес секретаря Регионального отделения в <адрес> политической партии «Новые Люди» ФИО8 извещение о поступлении в отношении него жалобы на нарушение порядка ведения предвыборной агитации с разъяснением права давать объяснения по существу.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, председатель Избирательной комиссии <адрес> ФИО3 направил в адрес председателя Совета регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия – Патриоты - За правду» в <адрес>ФИО5 извещение о поступлении в отношении него жалобы на нарушение порядка ведения предвыборной агитации с разъяснением права давать объяснения по существу.
ДД.ММ.ГГГГ исх. № председатель Избирательной комиссии <адрес> ФИО3 направил в адрес председателя территориальной избирательной комиссии <адрес>ФИО9 письмо с просьбой о проведении выездной проверки для установления наличия баннеров с изображением кандидата ФИО5 по адресам: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ исх. № председатель Избирательной комиссии <адрес> ФИО3 направил в адрес председателя территориальной избирательной комиссии <адрес>ФИО10 письмо с просьбой о проведении выездной проверки для установления наличия баннеров с изображением кандидата ФИО5 по адресу: <адрес> на автомобильной трассе.
Согласно Акта выездной проверки территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, членами выездной проверки произведен визуальный осмотр баннеров, расположенных по адресам: <адрес>, в ходе которого не установлено наличие баннеров с изображением кандидата ФИО5 Вывод проверки об отсутствии баннеров подтверждается фотографиями баннеров, изготовленных во время проверки.
Согласно Акта выездной проверки территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, членами выездной проверки произведен визуальный осмотр баннеров, расположенных по адресу: <адрес>, на автомобильной трассе у села Кичигино, в ходе которого не установлено наличие баннеров с изображением кандидата ФИО5 Вывод проверки об отсутствии баннеров подтверждается фотографиями баннеров, изготовленных во время проверки.
В соответствии с Актом выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№, членами выездной проверки произведен визуальный осмотр баннеров, расположенных на Комсомольском проспекте, остановка «Виктория», в ходе которого не установлено наличие баннеров с изображением логотипа партии «Новые Люди». Вывод проверки об отсутствии баннеров подтверждается фотографиями баннеров, изготовленных во время проверки.
ДД.ММ.ГГГГ председателем Избирательной комиссии <адрес> ФИО3 был направлен в адрес ФИО2 ответ (исх.№) на обращение, в соответствии с которым по результатам выездной проверки было установлено, что по адресам: <адрес>, автомобильная трасса, не обнаружено баннеров с изображением кандидата ФИО5, а также баннеров с логотипом Политической партии «Новые Люди».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился к Председателю Центральной избирательной комиссии России ФИО11 на нарушение избирательного законодательства со стороны партии «Справедливая Россия» и депутата ФИО5, выразившиеся в наличии трудовых отношений с членами избирательной комиссии ФИО13, ФИО14, ФИО17
ДД.ММ.ГГГГ жалоба ФИО2 была направлена для рассмотрения председателю Избирательной комиссии Челябинской области ФИО3 (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № председатель Избирательной комиссии Челябинской области ФИО3 направил в адрес председателя Совета регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия – Патриоты - За правду» в <адрес>ФИО5 извещение о поступлении в отношении него жалобы на нарушение порядка ведения предвыборной агитации с разъяснением права давать объяснения по существу.
В соответствии с ответом Секретаря бюро Совета Социалистической партии «Справедливая Россия – Патриоты - За правду» в Челябинской области ФИО12, ФИО13, руководитель Аппарата Регионального отделения партии «Справедливая Россия – Патриоты - За правду» в <адрес> уволен по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГФИО14 уволена с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ председателем Избирательной комиссии Челябинской области ФИО3 был направлен в адрес ФИО2 ответ (исх.№) на обращение, в соответствии с которым указанные в обращении лица не состоят в трудовых отношениях с ФИО5
ДД.ММ.ГГГГ в Избирательную комиссию Челябинской области поступила жалоба ФИО2 (вх. №) на нарушение избирательного законодательства, выразившееся в размещении в сети интернет на информационных ресурсах агитационных материалов партий «Новые Люди» и «Справедливая Россия», а также их кандидатов.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № председатель Избирательной комиссии Челябинской области ФИО3 направил в адрес секретаря Регионального отделения в Челябинской области политической партии «Новые Люди» ФИО8 извещение о поступлении в отношении него жалобы на нарушение порядка ведения предвыборной агитации посредством изготовления и распространения в сети Интернет агитационных материалов, с разъяснением права давать объяснения по существу.
В соответствии с ответом секретаря регионального отделения в Челябинской области политической партии «Новые Люди» ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ исх.№, в процессе проверки доводов жалобы установлено, что часть страниц является личными страницами физических лиц, имеет ограниченный доступ, что не позволяет проверить указанную в жалобе информацию. Личная страница кандидата в депутаты ФИО1 И.Ю. в социальной сети Инстаграмм, не содержит информации о деятельности партии, либо общественной деятельности кандидата. Часть аккаунтов было создано задолго до начала избирательной кампании по выборам депутатов ФИО1 и предназначены не для ведения агитации, а для информирования подписчиков о деятельности политической партии, ее руководящих органах и структурных подразделениях. Данная информация предназначена для ограниченного круга лиц (подписчиков), заинтересованных в получении данной информации. Нарушений законодательства о выборах в действиях политической партии «Новые Люди», при осуществлении информирования населения о своей деятельности посредством социальных сетей, не установлено.
Согласно Акта осмотра в информационно-телекоммуникационной сети Интернет страниц политических партий и кандидатов, выдвинутых по одномандатным округам, указанных в обращении ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ членами избирательной комиссии <адрес> с правом решающего голоса произведен визуальный осмотр указанных в обращении страниц и скриншотов данных страниц в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, для установления наличия агитационных материалов, распространяемых с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах. В ходе осмотра было установлено, что все материалы, имеющие признаки предвыборной агитации, перед распространением были предоставлены в избирательную комиссию <адрес>, территориальную избирательную комиссию <адрес>. Часть страниц является закрытыми аккаунтами, в связи с чем невозможно провести проверку наличия материалов, имеющих признаки агитации. Необходимость вынесения обращения ФИО2 на рассмотрение Рабочей группы избирательной комиссии <адрес> по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов при проведении избирательной кампании по выборам депутатов ФИО1 Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ председателем Избирательной комиссии <адрес> ФИО3 был направлен в адрес ФИО2 ответ (исх.№) на обращение, в соответствии с которым все материалы, имеющие признаки предвыборной агитации, перед распространением были предоставлены в избирательную комиссию <адрес>, территориальную избирательную комиссию <адрес>. Часть страниц является закрытыми аккаунтами, в связи с чем невозможно провести проверку наличия материалов, имеющих признаки агитации. Часть страниц являются страницами ФИО5, на которых осуществляется информирование о его деятельности в качестве депутата ФИО1 Федерального Собрания Российской Федерации. Часть указанных в обращении страниц являются закрытыми аккаунтами, в связи с чем невозможно провести проверку наличия материалов, имеющих признаки агитации.
Полагая ответы председателя Избирательной комиссии <адрес> ФИО3 по обращениям истца от ДД.ММ.ГГГГ№,36,38, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, поступивших за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, незаконными, административный истец обратился в суд с требованиями о признании незаконным бездействия (действий) по защите избирательных прав и не принятии решений по обращениям; возложении обязанности в пятидневный срок коллегиально рассмотреть обращения и вынести обоснованные решения; признании незаконными действий Избирательной комиссии <адрес> по рассмотрению обращений неуполномоченными лицами и не оповещении, не приглашении на рассмотрение обращений.
Обсуждая доводы истца о незаконности действий ответчика и нарушении его избирательных прав, суд принимает во внимание следующее.
Согласно ч.2 ст. 98 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О выборах депутатов ФИО1 Федерального Собрания Российской Федерации», избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушениях настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, осуществлять проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования. По обращениям, поступившим в день голосования, ответы даются немедленно, а по обращениям, поступившим после дня голосования, но до установления итогов голосования, результатов выборов депутатов ФИО1, - до принятия решения об итогах голосования, о результатах выборов. Если требуется дополнительная проверка фактов, содержащихся в указанных обращениях, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если в обращении указывается на факты нарушения настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, касающейся подготовки и проведения выборов, политической партией, выдвинувшей федеральный список кандидатов, или кандидатом, представители этой политической партии или кандидат должны быть незамедлительно оповещены о поступлении такого обращения. Указанные лица вправе давать объяснения по существу обращения.
В соответствии с п.4,5 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
Комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 4 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
В силу п.13 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 настоящего Федерального закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению), при этом избрание новых председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 4, 5, 5.1, 6 и 8 настоящей статьи.
Постановлением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Регламент избирательной комиссии <адрес>, определяющий вопросы деятельности избирательной комиссии.
В соответствии со ст. 30 Регламента избирательной комиссии <адрес>, утвержденного Постановлением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, комиссия вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в ее компетенцию. Исключительно на заседаниях Комиссии решаются вопросы, перечень которых содержится в статье 30 Регламента избирательной комиссии Челябинской области.
Согласно ст. 48 Регламента избирательной комиссии Челябинской области, утвержденного Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Челябинской области Комиссия рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и их должностных лиц, а также обращения о нарушении Федерального закона, федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, законов Челябинской области.
При этом Комиссия обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей избирательной комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую избирательную комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие)).
Поступившие в ходе избирательной кампании, кампании референдума в Комиссию жалобы и обращения рассматриваются членами Комиссии с правом решающего голоса и в случае необходимости вносятся на предварительное рассмотрение соответствующей рабочей группы, а затем, если это необходимо - на заседание Комиссии.
Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
Письменные ответы по обращениям о нарушении закона, поступившим в Комиссию в период избирательной кампании, кампании референдума, должны быть даны лицам, направившим обращения, в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.
Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Комиссии вправе обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти.
Решение Комиссии по существу жалобы принимается большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии, за исключением решений, принимаемых Комиссией по вопросам, предусмотренным статьей 41 настоящего Регламента.
Как установлено ст. 48 Регламента избирательной комиссии <адрес>, утвержденного Постановлением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, председатель Комиссии: представляет Комиссию во взаимоотношениях с гражданами; организует работу Комиссии; подписывает контракты, договоры, соглашения и иные документы от имени Комиссии; принимает решения в пределах своей компетенции, за исключением вопросов, указанных в статье 30 настоящего Регламента; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами <адрес>, настоящим Регламентом и распределением обязанностей в Комиссии.
Таким образом, действующим законодательством закреплена обязанность Избирательной комиссии <адрес> по рассмотрению обращений граждан на заседании комиссии с принятием по ним решений только в случаях, перечисленных в статье 30 Регламента избирательной комиссии <адрес>, утвержденного Постановлением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
В иных случаях, не перечисленных в статье 30 Регламента избирательной комиссии <адрес>, утвержденного Постановлением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, порядок рассмотрения обращений граждан, может определяться Избирательной комиссией <адрес>, самостоятельно.
В рамках реализации установленных законом полномочий, Избирательной комиссией <адрес> на все обращения ФИО2 даны ответы по существу поставленных вопросов, уполномоченным должностным лицом. Несогласие административного истца с направленными ему ответами не свидетельствует об их незаконности. Обязанность по извещению административного истца и приглашению на рассмотрение обращений, у Избирательной комиссии <адрес> отсутствовала.
Учитывая изложенное, требования административного истца ФИО2 о признании незаконным бездействия (действий) по защите избирательных прав и не принятии решений по обращениям, возложении обязанности коллегиально рассмотреть обращения, признании незаконными действий по рассмотрению обращений неуполномоченными лицами, не извещении о рассмотрении обращений, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
ДД.ММ.ГГГГ председателем Избирательной комиссии <адрес> ФИО3 был направлен в адрес ФИО2 ответ на обращение №, в соответствии с которым знакомиться с документами и материалами, получать копии этих документов и материалов, вправе член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса.
Согласно ч.2 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
На правоотношения, сложившиеся между административным истцом ФИО2 и административным ответчиком Избирательной комиссией Челябинской области, распространяют действие специальные нормы, установленные Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с п.п. «г» п. 23 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса: вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, сведениями об избирателях, участниках референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий.
Право избирателей на ознакомление с материалами проверки Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не предусмотрено.
Также судом учитывается, что материалы проверок по всем обращениям ФИО2 были представлены Избирательной комиссией Челябинской области в суд, где административный истец был с ними ознакомлен в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 244 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Поскольку в ходе рассмотрения административного дела было установлено, что действия Избирательной комиссии Челябинской области, были законными и обоснованными, у суда не имеется оснований для признания незаконным бездействия (действий) по защите избирательных прав, действий по не принятию решений по обращениям, возложении обязанности коллегиально рассмотреть обращения, признании незаконными действий по рассмотрению обращений неуполномоченными лицами, не извещении о рассмотрении обращений, признании незаконным отказа в ознакомлении с материалами проверок, возложении обязанности предоставить материалы.
Учитывая изложенное, административный иск ФИО2 к Избирательной комиссии Челябинской области о признании незаконным бездействия (действий) по защите избирательных прав и не принятии решений по обращениям, возложении обязанности коллегиально рассмотреть обращения, признании незаконными действий по рассмотрению обращений неуполномоченными лицами, не извещении о рассмотрении обращений, признании незаконным отказа в ознакомлении с материалами проверок, возложении обязанности предоставить материалы, является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2 к Избирательной комиссии Челябинской области о признании незаконным бездействия (действий) по защите избирательных прав и не принятии решений по обращениям, возложении обязанности коллегиально рассмотреть обращения, признании незаконными действий по рассмотрению обращений неуполномоченными лицами, не извещении о рассмотрении обращений, признании незаконным отказа в ознакомлении с материалами проверок, возложении обязанности предоставить материалы – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Центральный районный суд г.Челябинска.
Судья п/п Карпинская Ю.А.
Решение суда в полном объеме изготовлено 18.09.2021 г.
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья Карпинская Ю.А.
Секретарь Дюсимбаева Г.Д.