Дело № 2а-784/16
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Новосергиевка Оренбургской области 27 сентября 2016 года
Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи И. В. Бредихиной,
при секретаре Е.Н. Кривобоковой,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Новосергиевского района М.Н. Головко,
представителя административного ответчика ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению «Новосергиевское лесничество» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности
установил:
Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к ГКУ «Новосергиевское лесничество» о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия. В обоснование требований указал, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране лесов в деятельности государственного казенного учреждения «Новосергиевское лесничество» (далее – ГКУ «Новосергиевское лесничество», Учреждение), в ходе которой установлено, что Учреждение ненадлежащим образом осуществляет мониторинг пожарной безопасности в лесах.
По сведениям ГУ МЧС России по Оренбургской области в лесах на территории Новосергиевского лесничества:
- ДД.ММ.ГГГГ установился 3 класс пожарной опасности;
- ДД.ММ.ГГГГ установился 4 класс пожарной опасности;
- ДД.ММ.ГГГГ установился 5 класс пожарной опасности.
Согласно полученным из Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области данным навигационных приборов ГЛОНАСС, установленных на автомобилях лесничества:
1) на автомобиле марки «<данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком № осуществлялось патрулирование:
- ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> часов (время начала патрулирования) до <данные изъяты> часов (время окончания патрулирования);
- ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> часов (время начала патрулирования) до <данные изъяты> часов (время окончания патрулирования);
- ДД.ММ.ГГГГ. с <данные изъяты> часов (время начала патрулирования) до <данные изъяты> часов (время окончания патрулирования).
2) на автомобиле марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № осуществлялось патрулирование:
- ДД.ММ.ГГГГ. с <данные изъяты> часов (начало патрулирования) до <данные изъяты> часов (окончание патрулирования);
- ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> часов (начало патрулирования) до <данные изъяты> часов (окончание патрулирования), ДД.ММ.ГГГГ патрулирование не осуществлялось;
- ДД.ММ.ГГГГ. с <данные изъяты> (начало патрулирования) до <данные изъяты> (окончание патрулирования).
Таким образом, в нарушение требований федерального законодательства мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров ГКУ «Новосергиевское лесничество» в текущем году не в полной мере организован надлежащим образом – осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах не ведется в связи с их отсутствием, а патрулирование лесов при наступлении пожароопасного периода производится не по всем маршрутам, зачастую начинается позже и заканчивается ранее определенного времени, при этом не соблюдается кратность проезда по маршрутам.
Кроме того, в нарушение пункта 16 вышеуказанного «Порядка осуществления мониторинга пожаров пожарной опасности в лесах и лесных пожаров» ГКУ «Новосергиевское лесничество» вместо карточки учета лесного пожара заполняется акт о лесном пожаре, в котором отсутствуют сведения о географических координатах пожара (в точностью не менее одной угловой секунды), азимут, общей и покрытой лесом площади лесного пожара на момент его обнаружения, целевом назначении лесов и категории земель, основных лесоустроительных характеристиках в месте обнаружения лесного пожара (тип леса, состав, полнота древостоя, возраст насаждений).
Невыполнение ответчиком требований федерального законодательства создает угрозу нарушения прав Российской Федерации как собственника лесов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Просил признать незаконным бездействие ГКУ «Новосергиевское лесничество» по надлежащему осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.
Обязать ГКУ «Новосергиевское лесничество» в целях обнаружения лесных пожаров организовать пожарные наблюдательные пункты, осуществлять наземное патрулирование, а также учет лесных пожаров в полном соответствии с «Порядком осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров», утвержденным приказом Минприроды России от 23.06.2014 года N 276.
В судебном заседании представитель административного истца Головко М.Н. административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Уточнила срок исполнения требований – в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика ГКУ «Новосергиевское лесничество» ФИО1 возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку все необходимые мероприятия проводятся, лесничество не бездействует. Не хватает людей, поэтому по одним и тем же маршрутам не имеется возможности ездить ежедневно. У лесничества имеется одна наблюдательная вышка, однако, она охватывает большое пространство. На двух машинах отсутствует система ГЛОНАСС, в связи с чем не имелась возможность отследить маршрут машин, хотя они выезжали.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране лесов в деятельности государственного казенного учреждения «Новосергиевское лесничество».
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 51 ЛК РФ охрана и защита лесов от пожаров осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано полномочие по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров.
Во исполнение отдельных полномочий, в том числе и по осуществлению мер пожарной безопасности лесов на закрепленных территориях Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области созданы государственные учреждения – лесничества.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности учреждения является лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области.
Пунктами 2.1 и 3.1 устава ГКУ «Новосергиевское лесничество» определены основные цели деятельности – обеспечение устойчивого управления лесами, охрана, защита и воспроизводство лесов. Для достижения установленных целей ГКУ «Новосергиевское лесничество» в установленном законодательством РФ и Уставом порядке в границах земель лесного фонда закрепленных за лесничеством осуществляет следующие функции: участвует в разработке лесохозяйственного регламента и обеспечивает его реализацию, осуществляет мониторинг пожарной опасности в лесах, наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами, разрабатывает план тушения лесных пожаров на территории лесничества.
Леса, расположенные в границах ГКУ «Новосергиевское лесничество», относятся к I-V классу опасности.
В соответствии со статьями 53, 53.2 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров.
Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя: наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; организацию патрулирования лесов.
Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктам 7-9 Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров (утв. приказом Минприроды России от 23.06.2014 года N 276) наземное патрулирование лесов, в частности, осуществляется:
- при III классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 10 до 20 часов не реже одного раза в два часа;
- при IV классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 9 до 21 часа не реже одного раза в час;
- при V классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 6 до 24 часов не реже одного раза в час.
Наземное патрулирование осуществляется по маршрутам, утвержденным в плане тушения лесных пожаров на территории соответствующего лесничества, лесопарка.
Осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах, не оборудованных автоматическими системами наблюдения, осуществляется в течение пожароопасного сезона в лесах в зависимости от условий погоды:
- при III классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды – с 10 до 20 часов не реже 1 раза в 2 часа;
- при IV классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды – с 9 до 21 часа не реже 1 раза в час;
- при V классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды – с 6 до 24 часов не реже 1 раза в час.
По сведениям ГУ МЧС России по Оренбургской области в лесах на территории Новосергиевского лесничества:
-ДД.ММ.ГГГГ.-ДД.ММ.ГГГГ установился 3 класс пожарной опасности;
- ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ установился 4 класс пожарной опасности;
-ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ установился 5 класс пожарной опасности.
Согласно полученным из Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области данным навигационных приборов ГЛОНАСС, установленных на автомобилях лесничества:
1) на автомобиле марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № осуществлялось патрулирование:
- ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> часов (время начала патрулирования) до <данные изъяты> часов (время окончания патрулирования);
- ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> часов (время начала патрулирования) до <данные изъяты> часов (время окончания патрулирования);
- ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> часов (время начала патрулирования) до <данные изъяты> часов (время окончания патрулирования).
2) на автомобиле марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № осуществлялось патрулирование:
- ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> часов (начало патрулирования) до <данные изъяты> часов (окончание патрулирования);
- ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> часов (начало патрулирования) до <данные изъяты> часов (окончание патрулирования), ДД.ММ.ГГГГ патрулирование не осуществлялось;
- ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. с <данные изъяты> (начало патрулирования) до <данные изъяты> (окончание патрулирования).
Судом в процессе рассмотрения дела установлено, что ГКУ «Новосергиевское лесничество» ненадлежащим образом и не в полной мере осуществляет мониторинг пожарной безопасности в лесах.
В нарушение вышеприведенных требований федерального законодательства мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров ГКУ «Новосергиевское лесничество» в текущем году не в полной мере организован надлежащим образом – осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах не ведется в связи с их отсутствием, а патрулирование лесов при наступлении пожароопасного периода производится, но не по всем маршрутам, зачастую начинается позже и заканчивается ранее определенного времени, при этом не соблюдается кратность проезда по маршрутам.
Кроме того, в нарушение пункта 16 вышеуказанного Порядка осуществления мониторинга пожаров пожарной опасности в лесах и лесных пожаров» ГКУ «Новосергиевское лесничество» вместо карточки учета лесного пожара заполняется акт о лесном пожаре, в котором отсутствуют сведения о географических координатах пожара (в точностью не менее одной угловой секунды), азимут, общей и покрытой лесом площади лесного пожара на момент его обнаружения, целевом назначении лесов и категории земель, основных лесоустроительных характеристиках в месте обнаружения лесного пожара (тип леса, состав, полнота древостоя, возраст насаждений).
В соответствии со статьями 2, 9, 18, 42 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, обеспечиваются правосудием, признаются государством в качестве высшей ценности.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья.
Невыполнение ответчиком требований вышеперечисленных актов федерального законодательства создает угрозу нарушения прав Российской Федерации как собственника лесов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
При этом доводы представителя административного ответчика о надлежащем мониторинге пожарной опасности в лесах и надлежащем оформлении документации при пожаре своего подтверждения в ходе судебного заседания не нашли и ничем не подтверждены, опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами.
При таких обстоятельствах административные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ГКУ «Новосергиевское лесничество» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ГКУ «Новосергиевское лесничество» по надлежащему осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.
Обязать ГКУ «Новосергиевское лесничество» в целях обнаружения лесных пожаров организовать пожарные наблюдательные пункты, осуществлять наземное патрулирование, а также учет лесных пожаров в полном соответствии с «Порядком осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров», утвержденным приказом Минприроды России от 23.06.2014 года N 276 в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме в Оренбургский областной суд через суд, вынесший решение.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 29.09.2016 года.
Председательствующий