Дело № 2А-784/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Зарапиной А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области о признании налогового органа утратившим возможность взыскания задолженности пени
У с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с административным иском и просит признать Межрайонную ИФНС России № 11 по Московской области утратившей возможность взыскания с административного истца задолженности по налогу на добавленную стоимость в сумме 22313 рублей 95 копеек, в том числе: по налогу в сумме 15797 рублей 00 копеек, пени в сумме 6516 рублей 92 копейки; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в сумме 4499 рублей 17 копеек, в том числе: по взносам в сумме 3162 рубля 89 копеек, по пени в сумме 1336 рублей 28 копеек, в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Свои требования мотивирует тем, что МИФНС России № 11 по Московской области 06.12.2019 сообщается о принятом решении об отказе в возврате суммы излишне уплаченного налога № 2966 на основании п. 6 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с наличием задолженности.
Согласно информации из личного кабинета налогоплательщика, как по состоянию на 19.12.2019, так и на дату подачи административного искового заявления, неоплаченные налоги и задолженности у истца отсутствуют. Однако административным ответчиком в адрес истца 23.12.2019 был направлен ответ № 13-29/9194@, согласно которому сумма непогашенной задолженности по налоговым платежам и страховым взносам составляет 26 813 руб. 12 коп. по следующим налогам: налог на добавленную стоимость в сумме 22 313 руб. 95 коп., в том числе: 15 797 руб. по налогу и 6 516 руб. 92 коп. пени; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в сумме 4 499 руб. 17 коп., в том числе 3 162 руб. 89 коп. по взносам и 1 336 руб. 28 коп. пени.
В качестве индивидуального предпринимателя административный истец прекратила свою деятельность 12.11.2015, что подтверждается выпиской из ЕГРИП. Последним налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость для налогоплательщика согласно ст. 163 НК РФ являлся 4 квартал 2015 года.
Как следует из п. 1 ст. 174 Налогового Кодекса РФ уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой. Таким образом, за 4 квартал 2015 года последним сроком уплаты являлось 25.03.2016.
Административный истец указывает, что исходя из универсальности воли законодателя, системного толкования и сравнительного анализа пп.8 п.1 ст.23, пп. 1, 5 п. 3 ст. 44, п. 7 ст. 78, абз. 2 п. 4 ст. 89, ст. 113 НК РФ, Постановления Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 № 13084/07 по делу № А60-13819/06-С9, окончательный срок для взыскания недоимки по налогам составляет три года с момента ее образования. В случае пропуска срока давности принудительного исполнения обязанности по уплате налога налоговый орган право на взыскание недоимок утрачивает.Таким образом, срок для взыскания соответствующей недоимки по НДС за 4 квартал 2015 года истек 26.03.2019.
При этом в предоставленном налоговым органом ответе от 23.12.2019 № 13-29/9194@ такие сведения отсутствуют. Более того, налогоплательщику предложено погасить соответствующую сумму задолженности, о чем прямо указано в письме, а также к нему были приложены квитанции на уплату задолженности.
Административный истец ссылается на положения подп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 6, ч.1 статьи 11 ФЗ от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», и просит признать указанные в ответе налогового органа суммы безнадежными к взысканию.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, указав, что порядок ведения карточек лицевых счетов налогоплательщика регламентировал внутренний документ налогового ведомства - Приказ ФНС России от 16.03.2007 № ММ-3-10/138@ «Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом». Однако действие данного документа закончилось в связи с изданием другого Приказа - от 27.02.2010 № ММ-7-1/81@. При этом сам порядок действий налоговых органов при смене адреса налогоплательщиков изначально был прописан в Приказе ФНС России от 20.12.2004 № САЭ-3-09/165@. В нем были установлены сроки, в течение которых инспекторы обязаны были передать учетное дело налогоплательщика из одной инспекции в другую. О замене этих документов Налогоплательщику неизвестно. Согласно Приказу ФНС России от 20.12.2004 № САЭ-3-09/165@ налоговая инспекция по прежнему адресу регистрации должна была передать данные о расчетах организации с бюджетом в инспекцию по новому адресу не позднее 30 дней со дня снятия организации с учета. То есть данные о расчетах налогоплательщика с бюджетом (переплатах и задолженностях) должны были быть переданы в адрес налогового органа до 16.04.2018. При этом при смене налогового органа документы о налогоплательщике, в том числе карточка расчетов с бюджетом, передаются в другой налоговый орган (п. 3 разд. XI «Порядок закрытия карточек «РСБ» местного уровня» Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня, утвержденных Приказом ФНС России от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@). Перечень документов, связанных с деятельностью российской организации (в том числе через ее обособленное подразделение), индивидуального предпринимателя и физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подлежащих передаче в иной налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика, регламентирован Приказом ФНС России от 13.06.2012 N ММВ-8-6/37дсп@1. Исходя из п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы. Таким образом, Административный ответчик не может утверждать, что не располагал сведениями о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом. Налоговым органом указывается, что в адрес Истца было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 12.01.2016 № 145035 по НДС на сумму 15 797 руб. со сроком исполнения до 01.02.2016. Однако инспекцией вопреки положениям НК РФ, а также ч. 1 ст. 62 КАС РФ не представлены доказательства, подтверждающие направления Требования в адрес налогоплательщика. МИФНС России № 11 по Московской области были приняты меры принудительного взыскания задолженности, предусмотренные ст. 46 НК РФ, и вынесено решение от 04.02.2016 № 16492 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств. Решение вынесено Административным ответчиком, а не МИФНС России № 1 по Московской области по прежнему месту учета Налогоплательщика. Таким образом, инспекцией не представлены доказательства по направлению в адрес Истца требований, а также о применении мер принудительного взыскания задолженности. В свою очередь, налоговыми органами при вынесении Решения от 04.02.2016 в отношении Истца были применены положения ст. 46 НК РФ, которые могут быть применены только относительно организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента, однако истец на указанную дату уже имел иной статус, в связи с чем должны были быть применены положения ст. 48 НК РФ по взысканию налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, поэтому не могли быть применены положения ст. 47 НК РФ. Также Инспекцией указано, что в отношении Истца Пенсионным фондом было вынесено требование от 28.12.2016 № 060S01160622617 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по сроку уплаты 09.01.2017 с общей суммой задолженности по страховым взносам в размере 152 050,24 руб. и пени 20 943,66 руб., в том числе: страховые взносы на ОМС В ФФОМС - 3 163, 84 руб. и пени в размере 435, 79 руб.; страховые взносы на ОПС В ПФ РФ -148 886,40 руб. и пени в размере 20 507, 87 руб. Доказательств направления указанного Требования в материалы дела не представлено. Также инспекцией не объясняется природа происхождения задолженности в сумме 3 162, 89 руб. и соответствующих пеней 1 365, 27 руб. Законодательство устанавливают предельный срок для обращения налогового органа с требованием о взыскании задолженности с налогоплательщиков в судебном порядке. По указанным Требованиям срок истек 01.08.2016 и 09.07.2017 соответственно.
Представитель административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменные возражения, в которых указал, что ФИО1 состояла на учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по Московской области до 16.03.2018. С 16.03.2018 ФИО1 состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области, в связи с изменением места жительства (регистрации). В период с 20.09.2004 по 12.11.2015 истец являлась индивидуальным предпринимателем.
В соответствии со статьями 143, 419 НК РФ ФИО1 является плательщиком налога на добавленную стоимость и страховых взносов.
Согласно ст. 57 Конституции РФ и п. 1, п. 3.4 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и страховые взносы. Обязанность по уплате налога и страховых взносов должны быть выполнены в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. За неисполнение обязанности по уплате налога и страховых взносов в соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и страховых взносов, начисляется пени.
Инспекцией было установлено, что за налогоплательщиком числится задолженность, переданная 16.03.2018 из Межрайонной ИФНС России № 1 по Московской области, а именно: налог на добавленную стоимость в сумме 22 313 руб. 95 коп., в том числе: по налогу в сумме 15 797 руб., по пени в сумме 6 516 руб. 92 коп.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в сумме 4 499 руб. 17 коп., в том числе, по взносам в сумме 3 162 руб. 89 коп., по пени в сумме 1 336 руб. 28 коп. Общая сумма задолженности составляет 26 813 руб. 12 коп. В установленные законодательством РФ сроки задолженность уплачена не была.
В соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области было вынесено и направлено в адрес ФИО2 требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 12.01.2016 № 145035 по НДС на сумму 15 797 руб. со сроком исполнения до 01.02.2016. В установленный в требовании срок задолженность погашена не была.
Межрайонной ИФНС России № 1 по Московской области были приняты меры принудительного взыскания задолженности предусмотренной ст. 46 НК РФ. Так Межрайонной ИФНС России № 1 по Московской области было вынесено решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика от 04.02.2016г. № 16492. Принудительное взыскание задолженности, предусмотренное ст.47 НК РФ не применялись.
Административный ответчик ссылается на п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», в соответствии с которым передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования РФ налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, а также сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации), осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Таким образом, с 1 января 2017 года администрированием страховых взносов занимается налоговый орган. В связи с тем, что начисления по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования было до 1 января 2017 год, Пенсионным фондом в отношении ФИО1 было вынесено требование об уплате налога, сбора, цени, штрафа от 28.12.2016 № 060S01160622617 по сроку уплаты 09.01.2017. В установленные в требовании сроки задолженность погашена не была, информация и документы о принятых мерах принудительного взыскания в инспекции отсутствуют.
Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 1 по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела.
В силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствие со ст. 150, ч.6 ст.226 КАС РФ.
Оценив в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами письменные материалы, исходя из фактических обстоятельств дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ и ст.23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 в период с 02.12.2002 по 12.11.2015 являлась индивидуальным предпринимателем, ОГРН <номер>.
В материалы дела представлено требование № 145035 от 12.01.2016 об оплате ФИО1 налога на добавленную стоимость в сумме 22313 рублей 95 копеек, в том числе: по налогу в сумме 15797 рублей 00 копеек со сроком исполнения 01.02.2016.
В связи с отсутствием исполнения требования, МИФНС России № 11 по Московской области вынесено решение № 16492 от 04.02.2016 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика от 04.02.2016 № 16492.
16.10.2019 в МИФНС России № 11 по Московской области от ФИО1 поступило заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога в размере 2471 рубль (л.д. 40-45).
06.12.2019 МИФНС России № 11 по Московской области принято решение об отказе в зачете (возврате) суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) № 2966 по заявлению от 16.10.2019 № 7783318, поскольку при наличии задолженности, возврат денежных средств не осуществляется (п.6 ст. 78 НК РФ) (л.д. 46).
23.12.2019 МИФНС России № 11 по Московской области на интернет обращение ФИО1 сообщает, что по состоянию на 19.12.2019 ФИО1 имеет задолженность по налоговым платежам и страховым взносам в сумме 26813 рублей 12 копеек, в том числе по налогам - 18958 рублей 89 копеек и пени – 7853 рубля 23 копейки. Налог на добавленную стоимость в сумме 22 313 руб. 95 коп., в том числе: 15 797 руб. по налогу и 6516 руб. 92 коп. по пени; Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в сумме 4 499 руб. 17 коп., в том числе 3 162 руб. 89 коп. по взносам и 1 336 руб. 28 коп. по пени. Указано, что имеющаяся задолженность была передана МИФНС России № 1 по Московской области в связи с изменением места жительства налогоплательщика.
Согласно ст.44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (п.2 ст.46 НК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 1 статьи 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 данного Кодекса. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.05 № 13592/04 по делу № А03-13136/03-3, взыскание налога - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из изложенного следует, что предельный срок на принудительное взыскание налога включает в себя срок уплаты налога, 3 месяца на направление требования об уплате налога, 10 дней на исполнение требования в добровольном порядке, 6 месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки и пени.
После истечения указанного срока налоговый орган утрачивает право на любые действия, связанные со взысканием такой задолженности, то есть она становится безнадежной ко взысканию, любые действия по ее взысканию являются незаконными.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом утрачена возможность взыскания с ФИО1 задолженности по налогу на добавленную стоимость в сумме 22313 рублей 95 копеек, из которой: 15797 рублей – задолженность по налогу, 6516 рублей 92 копейки – пени.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 года № 2465-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 НК РФ, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1998 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч.5 ст.289 КАС Российской Федерации).
Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено признание безнадежной к взысканию и списание недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации при соблюдении следующих двух условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017, и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы. Имеющаяся в части 1 статьи 11 Закона № 436-ФЗ отсылка к положениям части 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.
Согласно части 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Следовательно, исходя из смысла положений статьи 11 Закона № 436-ФЗ и статьи 14 Закона № 212-ФЗ списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.
Поскольку указанный в ответе Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области от 23.12.2019 № 13-29/9194@ на заявление ФИО1 размер уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 год, по сроку уплаты 01.01.2017, в сумме 4499 рублей 17 копеек, из них 3162 рубля 89 копеек – взносы и 1336 рублей 28 копеек - пени, числятся за истцом, утратившего статус индивидуального предпринимателя, указанный размер недоимки по страховым взносам и пени не превышает размера, определенного в части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, данная недоимка признается безнадежной к взысканию.
Исходя из того, что соответствующих Налоговому кодексу РФ процедур взыскания указанной задолженности налоговым органом своевременно не производилось, срок взыскания которой налоговым органом пропущен, а несоблюдение налоговой инспекцией установленного налоговым законодательством порядка взыскания налога является основанием для признания налогового органа утратившим право на принудительное взыскание суммы задолженности по налогам в связи с пропуском установленного законом срока на принудительное взыскание. Указанная задолженность в соответствии со ст.59 Налогового кодекса РФ безнадежна ко взысканию и подлежит списанию, а обязанность по их уплате прекращенной.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать Межрайонную ИФНС России № 11 по Московской области утратившей возможность взыскания с ФИО1 (ИНН <номер>) задолженности по налогу на добавленную стоимость в сумме 22313 рублей 95 копеек, в том числе: по налогу в сумме 15797 рублей 00 копеек, пени в сумме 6516 рублей 92 копейки; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в сумме 4499 рублей 17 копеек, в том числе: по взносам в сумме 3162 рубля 89 копеек, по пени в сумме 1336 рублей 28 копеек, в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.С. Фетисова
Мотивированное решение составлено 2 апреля 2020 года